Жестокость раба

Артур Саканян
- От начальника я узнала о той женщине, что отравила себя газом, а мужчину зарубила топором.
- Это была вдова прораба, - пояснил доктор, - который строил дачу законника.
- Боюсь, что она же и моя подруга детства, а я так и не попросила у неё прощения... Имя не могу вспомнить... - она покраснела. - Я ей тогда кличку придумала, и мне надо срочно увидеть фото.
- Какую кличку? - спросил доктор.
- Я её называла Зомби, - ответила она. - Сама бледная, как смерть, вечно в какие-то балахоны наряжалась, и ходила за мной, как тень. Все её "Зомби" называли. Но, ты не думай, что я всё время издевалась над ней! Знаешь, сколько раз из-за неё в драки лезла, и во дворе, и в школе?! Все её проблемы висели на мне.
- А когда тебе показалась, что её присутствие вредит твоему имиджу, решила прервать свои отношения? - домыслил доктор.
- А ты можешь представить себе: до чего мне неприятно было с ней на людях, что я решила отказаться от её услуг? Все смеются, а она смотрит мне в рот, засмеюсь я или заплачу, и вслед за мной повторяет. Ничего самостоятельно не хотела соображать. Даже пошутить с ней было невозможно. Всё воспринимала только всерьёз. А однажды я отругала её из-за какого-то пустяка, так она себе чуть вены не вскрыла... Очень уж тоскливо мне было с ней. Всё время ждала, что я ей скажу и что за неё решу... Мне её безропотная преданность поперёк горла стояла. Сейчас стыдно вспоминать, как я её вышвырнула из своей жизни, а тогда совсем не жалко было. Она только тихо спросила: "Как же я теперь без тебя?" Спросила, сама задрожала, как осиновый лист, а я ножичком попугала её и на дверь указала. В театре у меня такая роль была, а я этот образ в жизнь перенесла...
Доктор молчал, и она с нотками возмущения продолжила:
- А что мне было делать, если она мне уже все нервы истрепала своим тупым покорством и услужливостью? Я даже в туалет не могла спокойно зайти. Решила, что лучше самой убирать квартиру и делать покупки, чем во всём ощущать её присутствие. Понимаешь? Попала в какой-то заколдованный круг. Только она знала, что где лежит. Без неё и шагу ступить уже не могла, а она всю энергию из меня откачивала своим молчанием. Мне работать надо было, а она, как сядет напротив, что-то шьёт и поглядывает на меня. Чувствую, как с каждым её стежком силы из меня перекачиваются к ней. Ну, скажи, в чём я виновата, что прогнала её?
- Скажу, - ответил доктор. - Ты её сначала в рабыню превратила, а затем выкинула.
- Утешил, - расстроено сказала она. - Ты лучше скажи: она способна была совершить такое?
- Способна, - твёрдо ответил доктор. - Для таких людей убийство и самоубийство - единственный способ выразить свой протест. Своё единственное право выбора подобные люди совершают с осознанной беспощадностью, как к себе, так и к окружающим.