Синдром игры

Вячеслав Вишенин
                Нарды – древнейшая игра, очень популярная на  Ближнем Востоке и Средней Азии. Игра мастерства и везения, удачи и невероятной способности выгодно бросить кости. Игра, подвластная седовласому аксакалу и безусому юнцу, влиятельному толстосуму и нищему бессеребреннику. В части, где я проходил срочную службу ( Северо – Кавказский военный округ), в нарды играли все: солдаты и сержанты, прапорщики и офицеры, замполиты и взводные, ротные и начальники служб. И даже сам командир части – полковник Ваха Магомедович Ибрагимов( дай ему Бог здоровья! – отличный мужик, сейчас он председатель чеченской диаспоры в Пятигорске) обожал эту игру.

                Играли в нарды повально. Всегда и везде. Играли в суточных нарядах, когда рота уже спала, а дежурному и дневальному приходилось коротать время. Играли в караулах во время бодрствования. Играли в нарядах на кухне, когда вся посуда была перемыта, а столовая блистала чистотой. Ну, а уж в свободное от службы время, как говорится, сам Бог велел. В каждой роте были свои нарды, которые тщательно береглись и хранились строго у каптерщика. Это были и большие нарды, сделанные из дерева с выжженными и залакированными сверху рисунками. Говорили, что эти нарды сделаны руками зэков, но каким образом они попадали в часть – непонятно. Это были и маленькие пластмассовые сувенирные нарды, которые можно было спрятать где угодно.

                Играли в нарды по олимпийской системе – проигравший выбывает, но поиграть в них на досуге было довольно проблематично. Слишком уж большая очередь собиралась. А вот в караулах были свои нарды, и тут, как говорится без проблем. Отстоял свои два часа на посту и вперед. Пока у тебя бодрствующая смена. Только напарника найди.
Некоторые даже на посту умудрялись играть. Допустим, выходной день или праздник какой. Караульные точно знают, что в этот день никто их проверять не приедет. Берут с собой на пост такие вот сувенирные нарды, сходятся два поста вместе и – сидят себе спокойненько играют. За сутки наиграешься так, что до следующего караула уже и не тянет.Играл в нарды и я. Впервые познакомившись с этой игрой в 18-ть лет, на всю жизнь полюбил ее и с удовольствием играю до сих пор. Правда, в последнее время лишь с компьютером, благо напарников хороших нет. А тогда…

                А тогда я чуть на 5 суток на гауптвахту не загремел за эти самые нарды. А было это так… Стоял жаркий летний выходной день. Я заступил дежурным по штабу. Вместе со мной посыльный, как полагается. Воскресенье. Все офицеры дома с семьями, на пляже, на даче, в кино. Кроме дежурного по части, естественно, который тоже на службе. Никаких проверок, стрельб, «тревог» не намечается. Мы с посыльным сидим и спокойно играем в нарды. А что еще делать? Нам целые сутки дежурить. Чем заниматься, если никого нет и ничего не предвидится? Тут  неожиданно заходит комбат. Откуда он взялся? Что ему понадобилось в выходной в штабе? Ну, мы, конечно, вскочили. Я докладываю: «Так, мол, и так. Дежурный по штабу…». Надо сказать, что комбат у нас был высокий и тучный. К 40-ка годам успел очень сильно погрузнеть (видать, от невоздержанной жизни). Он постоянно  хмурился и поэтому всегда выглядел очень грозно. Мы даже не были уверенны, умеет ли он улыбаться. Причем, взгляд у комбата был всегда сурово-цинично-презрительный, словно, одним этим взглядом он хотел сказать: " Я вас, суки, всех насквозь вижу!". За эту грузную, тяжелую походку, громогласный голос и грозный взгляд в батальоне его прозвали «В-52», как американский бомбардировщик. Типа, если налетит и ударит - от врага ничего не останется. Так вот, «В-52» выслушал мой доклад и пошел дальше....

                А потом вдруг обернулся, заметил нарды и как начал орать: « Мол, охренели совсем, ёпт... На службе в нарды играют, ёпт... Типа, сгною всех... Отправлю в периферийную часть, где царит беспредел. И тогда мы узнаем по настоящему все «тяготы и лишения воинской службы». К тому времени и я, и посыльный отслужили уже по полтора года, и таким угрозами нас было не запугать. Это «молодые» ведутся на такие разводы. С помощью таких  «пожеланий» офицеры держат новобранцев в тонусе. А нам на это было, грубо говоря, до одного места. Комбат, видимо, это тоже понял, и велел посыльному вызвать командира роты. Когда ротный пришел, «В-52» торжественно объявил мне 5 суток ареста «за плохое несение службы», приказал ротному сейчас же сменить меня с наряда и немедленно посадить на гауптвахту.

                Меня заменил другой сержант, а я вернулся в роту и в нерешительности топтался возле канцелярии. Потом зашел к командиру и спросил: «Что делать-то теперь, товарищ капитан?». - «Постарайся не попадаться комбату на глаза несколько дней. Авось он забудет. А потом, если что, скажем, что уже отсидел свои пять суток». -  «Так вы что, не собираетесь исполнять его приказ?». -  «Что я сумасшедший, сажать под арест лучших солдат и сержантов, когда у меня службу нести некому?» - хитро улыбнулся ротный. Наша рота в то время несла все внутренние караулы и наряды по гарнизону, и с народом в роте было действительно туговато. По большому счету, это никак не должно было влиять на исполнение приказа комбата. Но... Все тогда закончилось благополучно,  и на гауптвахту я  не попал. После этого случая я сильно зауважал нашего капитана, а с игрой в нарды был впредь поаккуратней.