Записки Прогдиггера 53 Великие личности джаза

Андрей Фко
В целом, всю историю и суть джаза можно постичь исключительно по творчеству наиболее известных джазменов. Вопрос только в том, кого именно считать великим. В начале, этот раздел моей джазовой коллекции содержал длинный список имен, чье влияние в джазе неоспоримо, но потом я решил, что здесь должны быть только те имена, которые являются верстовыми столбами на дороге джазовой истории – как, например, Луи Армстронг илли Майлз Девис. Можно, конечно, спорить, насколько я прав или нет, но для меня именно они олицетворяют эволюцию джаза.

Louis Armstrong (trumpet) – по-моему, это имя известно каждому. С него начинается настоящий джаз. Армстронг сделал множество открытий и нововведений, став родоначальником не только школы джазовой импровизации на трубе, но и законодателем моды на джазовый вокал. Единственным проколом Армстронга было то, что он не разглядел, как джаз из чистого развлечения превращается в серьезное искусство. Его язвительные выпады в адрес зарождающегося би-бопа продемонстрировали недальновидность великого трубача. В итоге, Армстронг так и остался звездой чисто развлекательной музыки.

Benny Goodman (clarnette) – великий джазовый кларнетист. Его вклад в развитие джаза огромен, но прежде всего нужно сказать, что он первым доказал: белые могут играть джаз не хуже черных. После этого он доказал и другое: белые играют джаз гораздо лучше, когда играют его с черными. Гудман выступал с черными музыкантами, когда это считалось неприличным или даже преступным. И делал он это на лучших площадках Америки. Среди прочих достижений Гудмена стоит отметить удачные эксперименты с академической музыкой – именно для Гудмана Стравинский написал знаменитый Эбони концерт.

Billie Holiday (vocal) – самая большая величина традиционного джазового вокала. Великая и величественная певица. У меня была когда-то пластинка с одной из самых ее последних записей - в конце пятидесятых, когда она уже была почти забыта как старомодная и неинтересная. До сих ищу ее в Интернете и не могу найти – изумительный джазовый вокал с блюзовой грустью на фоне струнных аранжировок.

Duke Ellington (big band) – еще одно имя, без которого нет и не может быть джаза. Самый известный и самый великий джазовый композитор и бэнд-лидер.  Эллингтон был одним из первых, кто привнес в джаз элементы европейской академической музыки.

Ella Fitzgerald (vocal) – пожалуй, наиболее известная джазовая певица. Она пришла в джаз в тот самый момент, когда все решительно менялось, и она смогла стать своей и в традиционном, и в современном джазе. Ее манера пения гораздо более динамичная и зажигательная, чем у Билли Холидей, и гораздо более позитивная и оптимистичная, чем у Сары Воэн, может, именно поэтому она до сих пор среди фаворитов у джазовых меломанов. 

George Gershwin (composer) – гордость американской культуры, едва ли не единственный великий американский композитор мирового значения в академической музыке. Гершвин – автор первой народной джазовой оперы "Порги и Бесс", бесчисленные темы из которой стали стандартами и в вокальном, и в инструментальном джазе. Но, конечно, самая знаменитая из них – это бессмертная Summer time.

Count Basie (big band) – еще один великий бэнд-лидер, впрочем, не настолько, чтобы конкурировать с Дюком Эллингтоном. Основная заслуга Бэйси – он оживил начавший чахнуть традиционный джаз больших оркестров, а также сделал блюз основным универсальным языком джаза.

Django Reinhardt (guitar) – уникальный гитарист, единственный не-американец в этом списке. Французский цыган, покалечивший во время пожара руку, смог стать непревзойденной легендой джазовой гитары. Равных ему не было и, скорее всего, не будет. Кстати, Джанго фигурирует в замечательном фильме Вуди Алена «Гадкий и сладкий». Отличный, между прочим, фильм.

Dizzy Gillespie (trumpet) – фигура в наши дни не столько знаменитая, сколько значимая. Вместе с Чарли Паркером он стоял у истоков современного джаза, фактически направляя поиски молодых музыкантов, которые закончились открытием би-бопа. Ему же принадлежит открытие так называемого латин-джаза. Визитной карточкой Гиллеспи всегда были большие щеки и труба с загнутым вверх раструбом.

Charlie Parker (sax) – великий саксофонист, первый гений современного джаза. С него начинается отсчет истории би-бопа.

Miles Davis (trumpet) – пожалуй, самая знаковая фигура в истории джаза. Далеко не виртуоз, он, тем не менее, сумел стать тем центром, вокруг которого собирались самые лучшие музыканты джаза и совершали революционные открытия. Имя Дэвиса значится первым в списках создателей почти всех направлений современной джазовой музыки: би-боп, кул, хард-боп, модальный джаз, пост-боп, фьюжн – все это и много другое возникло под чутким руководством Дэвиса. Другой настолько масштабной фигуры в истории джаза просто нет. А если вспомнить сколько звезд зажег именно Дэвис (один Колтрэйн чего стоит, а ведь еще здесь Шортер, Завинул, Чик Кори, МакЛафлин и многие другие) – то вообще все вопросы отпадают. Как говорил он сам: "Я знаю, как много я значу в истории джаза. Но, пожалуйста, зовите меня просто Майлз Дэвис".

John Coltrane (sax) – второй по времени, но, возможно, первый по значимости гений джазового саксoфона. Культовая фигура современного джаза, один из пионеров модального и фри джаза.

Dave Brubeck (piano) – наиболее успешный пианист, сумевший сблизить джаз и академическую музыку. Возможно, он не совсем к месту в этом списке, но так уж получилось, что мое личное мнение о нем очень высоко. Кроме того, композиция из его альбома (знаменитая Take Five Пола Десмонда) стала первой джазовой записью, проданной миллионом копий.

Charles Mingus (bass) – самый влиятельный контрабасист в истории джаза, автор сложных композиций и аранжировок, участник многих значимых джазовых проектов. Его музыка – самый настоящий серьезный джаз.

Gil Evans (arranger) – наиболее известный и масштабный аранжировщик в современном джазе. Известен работой с Майлзом Девисом и другими великими музыкантами. Тяготел к сложной, почти академической музыке.