Уралу чистые воды!

Яна Юрьева
(Фото автора - Набережная в Оренбурге)

Что означает река в жизни человека – долго объяснять не приходится. Стоит лишь напомнить, что издревле города и сёла появлялись и разрастались вдоль берегов природных водоёмов и также быстро исчезали, когда река меняла своё русло или высыхала по тем или иным причинам.

Первые упоминания об Урале сохранились в античных документах, где река именовалась – Daiks и показана на карте Птолемея во 2-ом веке до н. э., а первое сохранившееся упоминание в русских летописях датируется 1140 годом: «Мстислав загнал Половцев за Дон, за Волгу, за Яик». Древний летописец явно хотел запечатлеть самые значительные подвиги войска Мстислава, и в помощь ему было упоминание о самых величественных реках.

В более памятное нам советское время река Урал являлась как судоходной рекой, так и промысловой. В конце 1970-х годов доля реки в мировой добыче осетровых! составляла 33 %, а по производству чёрной икры – 40 %. «Впечатляет!» - можно сказать о совсем ещё недавнем природном богатстве бассейна Урала. Однако, за последние 20 лет, популяция в Урале сократилась более чем в 30 раз!, т. е. всего-то и осталось - 3 % от былого природного разнообразия реки. Почти ничего не осталось! А уж о промысле осетровых пород рыбы или о добыче чёрной икры на Урале сегодня почти никто и не знает, потому что сведено всё до критической точки вымирания (иначе не была бы она такой золотой!).

Экология на Урале учёными оценивается, как напряжённая. И даже не нужно быть учёным, чтобы не осознавать, что рейды вдоль берегов по расчистке некоторых (далеко не всех!) её участков от мусора являются мерами - крайне недостаточными!

А чтобы убедиться в этом, достаточно лишь закрепить на знаменитом висячем мосту, заветный замочек для новобрачных да бросить ключик в серо-зелёные заросли водорослей, «благополучно» произрастающих и заполнивших почти половину визуально охватываемого водного пространства реки.

В прошлые выходные, стоя на мосту, я увидела одиноко-сидящего на берегу рыбака, тщетно наблюдающего за безжизненно замершим в застойной воде поплавком. Удивляюсь увиденному, подхожу к нему: «Ловится?» «Да я так, ради интереса сижу! Ну, если кошке своей поймаю пару мелочи, то ладно!»
«Как же так? - думаю я, - Ведь это та самая великая река, грозный, седой батюшка Урал, в суровых волнах которого погиб герой гражданской войны В. И. Чапаев? Как можно было так варварски обращаться с нашей рекой? Столь жуткие перемены за такой короткий промежуток времени – 90- годы прошлого столетия и наши одиннадцать лет 21 века».

И возникает вопрос – "Что же является для человека более важным - вода, газ, нефть?" К сожалению, выбрать что-то одно – очень сложно. Человек – заложник научно-технологического прогресса. Но вот, в действительности получается, что вода всё же отодвинута на самое последнее место, хотя и является для человека жизненно-важным элементом.

По мнению директора института степи Российской академии наук А. Чибилёва, опасное воздействие на реку оказывают предприятия газопромышленной отрасли, а также освоение нефтяных месторождений, предприятия горной и цветной металлургии. Зоной особого экологического риска являются скопления трубопроводных коммуникаций в долине Урала. В связи с этими выводами, частые упоминания вышеназванных предприятий об их существенном вложении в экологию становятся малоубедительными. А вот губительное воздействие этих производств на нашу реку является – очевидным. Богатые промышленные объединения отбирая здоровье нашей с вами природы, обязаны заниматься не самовосхвалением, а реальным и результативным восстановлением экологического равновесия нашей среды обитания. Потому что люди не могут жить только этой минутой и думать об ускорении процесса самообогащения, не задумываясь о том, что будет после нас.

Крайне важным вопросом для экосистемы реки является и сохранение пойменных лесов, их расчистка, регулирование численности произрастающих деревьев, надзор за соблюдением лесного законодательства, и уж конечно, недопущение таких лесных пожаров в Зауральной Роще, какие держали нас в напряжении на протяжении нескольких недель летом 2010 года. И ещё существует масса других проблем, наносящих непоправимый урон нашей реке, к числу которых относятся - более 3000 земляных плотин, сооружённых во всех малых реках бессистемно.

Не хотят ли нас уверить в том, что человек сможет прекрасно обойтись без воды, если русло Урала всё же пересохнет (Центр города и Ленинский район получают воду именно из этой реки). И эти опасения вовсе не фантазийные и не панические!
По мнению А. Чибилёва, если в ближайшем будущем не принять действенные меры по сохранению Урала, то река засохнет на полпути и перестанет впадать в Каспийское море.

Ужасающая мелководность Урала вдоль Оренбурга подтверждает выводы учёного. Обратите внимание на песчаные островки, причудливо оголившиеся в этом году, их количество по сравнению с прошлым годом совершенно очевидно – увеличилось.
Спасение реки Урал, восстановление популяции рыбы, ранее обитавшей в ней, восстановление рыбного промысла, задача стратегической важности для страны, нашей области и нашего города. Это означает, что представители власти всех уровней обязаны приступить к немедленному выполнению этой жизненно-важной задачи. Программа по спасению Урала должна быть реально выполнимой, максимально гласной для общества.

В древнем мире о реках слагались гимны, о сохранении рек возносились в небеса молитвы. Река – слово древнеегипетское, именно так называли Нил древние египтяне. Река сохраняет память о нас, живущих вдоль её берегов. По водам реки можно прочесть, какими мы стали сегодня! Не бойтесь заглянуть в мутные воды Урала. Ещё не так поздно посмотреть правде в глаза и исправить сегодня то, что завтра, возможно, уже будет запоздалым решением.
 Иного выбора у нас нет! И иного пути – нет!

Яна Юрьева
03. 09. 2011 г.