Фильм Россия молодая И. Гурина

Сергей Вершинин
На протяжении 300 лет Россию, нас убеждают в несовершенстве причем, как глупые и отсталые, мы все время сопротивляемся «европейскому благу просвещения». И в этом виноват даже не столько сам Петр Великий, сколько историки, писатели… а исходя из их многотомных трудов и учителя, которые на протяжении всего этого времени убеждали нас и продолжают убеждать в том что России было жизненно необходимо это пресловутое «Окно в Европу…». Через которое на наши чистые нивы души и пролилось «европейское благовоние» и продолжает литься и источать запахи, но уже без блага….

Можно много рассуждать о гении Петра, в чем-то он был прав в чем-то нет, но приведу только один из многих примеров из его многоликой реформации: «Юности честное зерцало» является второй частью учебника составленного по указанию Петра I генералом Я. В. Брюсом, первая часть называлась «Нравоучения от священного писания, по алфавиту писанная». Изданная в 1717 г. книга «нравоучений» имела цель воспитания дворянской молодежи.

Небольшой отрывок из сего «нравоучения»:
«Не говорить меж собой по-русски, чтобы не понимала прислуга. И чтобы дворян можно было отличить от не знающих болванов, со слугами им не сообщатся. Обращаться с ними недоверчиво и презрительно, всячески их смирять и унижать».

По сей «мудрости» сдернутой через кальку Я.В. Брюсом с написанного немцем и для немцев «нравоучения» явствует, что говорить по-русски молодым дворянам нельзя «чтобы дворян можно было отличить от не знающих болванов» т.е. от говорившем на родном языке народе… Именно тогда и появилась фраза «русский язык ; язык холопов»… И многие дворяне сего «Нравоучения» первого императора Всероссийского придерживались до тех пор, пока неотесанный мужик в 1812 году не стал их убивать, считая французами, поскольку они не понимали русской речи. Такое призрение ни только к России, но и к нам ; русским, въелась в слои «русской» интеллигенции, которая не желала причислять себя к холопам т.е. к народу… а норовила во дворянство…

Но к фильму это не относиться. Фильм «Россия молодая», - как и одноименный роман Юрия Германа, - воспитывает любовь к Родине. Есть ли в нем исторический обман, подмена образа? Пожалуй. Петр Великий, - образ созданный историками до написания Ю.Германом романа о Петре и ее экранизации. Но и в романе и в фильме «Россия молодая» такие герои, как Иван Рябов, Афанасий Крыков, Сильвестр Иевлев, поморы отстоявшие Архангельск от шведа – правда и эта правда притягивает.

В России много было правителей, разных, но народ тот же, народ который и олицетворяют главные герои книги Юрия Германа «Россия молодая» и ее масштабной экранизации режиссером Ильей Гуриным.