Записки Прогдиггера 52 Джаз

Андрей Фко
Что вы знаете о джазе? Готов поспорить, что почти ничего. И это при том, что, объективно, именно джаз является самой популярной формой современной музыки. Джаз слушают все поколения и все социальные слои. Джаз неформальнее классики и академичнее рок-музыки. Джаз звучит в кино и рекламе. Джаз актуален и бесконечен. Правда, в этом есть и свои сложности.

Когда-то мое представление о джазе исчерпывалось несколькими именами: Луис Армстронг, Элла Фитцджеральд, Дюк Эллингтон, Билли Холлидей – и все. Были еще пластинки с разными прочими именами, но ничего нового к моим познаниям в джазовой музыке они не добавляли. Все изменилось уже в разгар эпохи прогрессивного копания.

Так получилось, что моя жена не разделяет мои пристрастия к прогрессивному року. Граница непонимания пролегла там, где рок-музыка начинает греметь, патетично завывать или раздражать слух диссонансами. Но поскольку в салоне автомобиля обойтись без музыки  никак нельзя, мы стали искать компромиссы и нашли - фьюжн вроде Brand X или Weather Report. Но групп, играющих фьюжн, мне было известно не уж так много, поэтому я решил попробовать добавить в наш музыкальный набор еще и чистого джаза.

Вначале, я принялся искать знакомые имена, вроде все тех же Армстронга и Фицжеральд, но потом мне вспомнился Чарли Паркера, чью игру я давно хотел услышать благодаря рассказу Хулио Кортасара «Преследователь». Это была история последних дней пропитанного наркотиками джазмена, совершенно чуждого этому миру и живущего в каких-то кокаиновых видениях. Кроме того, мне хотелось понять, что из себя представляет Джон Колтрейн, чьей музыкой вдохновлялся Кристиан Вандер, создатель увлекавшей меня в то время музыки Цойл.

Поиски соответствующих ссылок неожиданно привел меня на просторы системы персональных сайтов Multiply.com. Это открытое сообщество, предоставляющее возможность создавать персональные странички – вроде небольших сайтов с простейшей структурой. В последнее время там что-то изменилось, и теперь некоторые функции уже недоступны, но три года назад на  Multiply.com можно было заливать музыку, оформляя все это соответствующими комментариями. На одной из таких страничек я и наткнулся на целую коллекцию джазовой музыки, причем, что очень важно, каждый альбом сопровождался указанием конкретного стиля. Будучи на тот момент совершенным дилетантом в джазовой терминологии, я принялся копаться в различных источниках, и с удивлением обнаружил, что джазовая музыка прошла в своем развитии практически все те же стадии, что и рок музыка, но на пару десятилетий раньше. Обилие стилей и направлений в джазе просто неисчерпаемо, их гораздо больше, чем в роке, и многие из них с трудом поддаются идентификации. В общем, как и любой нормальный копатель, я тут же бросился в отверзшееся море информации с головой.

Путеводной звездой для меня стали несколько замечательных Интернет сайтов. Прежде всего, это электронный журнал jazz.ru и его впечатляющий раздел по истории джаза jazz.ru/books/history/. Долгое время я постигал тонкости джазовой эволюции именно по статьям с этого ресурса. Кстати говоря, одноименное печатное издание выше всяких похвал. Говорю это как читатель целых трех номеров.

Среди прочих полезных ссылок в качестве информации могу порекомендовать следующие:

slovari.yandex.ru/dict/jazz_xx – отличный словарь джазовых имен и терминов.
st52.narod.ru/artists.html – информация о джазовых музыкантах.
modboy.of.by/text_JB.html – статьи о развитии джаза (несколько невнятные и, на мой взгляд, весьма субъективные).

Но самым изумительным путеводителем по истории джаза оказался великолепный двенадцати серийный документальный фильм Кена Бернса "Джаз" с комментариями Уинтона Морсалеса. Это подробное и обстоятельное изложение основных событий в эволюции джазовой музыки – от рэгтаймов до современного мэйнстрима. Говорят, что в Америке, после демонстрации этого фильма по телевидению, продажи джазовых пластинок удвоились. Охотно в это верю, поскольку после просмотра каждой серии мне хотелось найти практически все, что в ней упоминалось. Часто это было не просто, но – я даже откопал самую первую в истории звукозаписи джазовую пластинку!

И тем не менее, не смотря на наличие достаточного количества информации, коллекционирование джаза оказалось еще более непростым делом, чем поиски рок музыки. Я составил весьма краткий  список трудностей, которые поджидают начинающего собирателя джаза:

1) Джазовая коллекция с трудом поддается систематизации. Тут вот в чем дело: можно, конечно, собирать записи по именам музыкантов, но, во-первых, тогда теряется стилистические ориентиры (поскольку один и тот же музыкант почти обязательно отметился в нескольких направления), а во-вторых, джазмены так часто записывали совместные альбомы, что отнести какую-либо запись в актив конкретного музыканта бывает весьма затруднительно. С другой стороны, можно попытаться систематизировать записи по стилям и направлениям, но тогда нужно распрощаться с идеей хранить записи одного музыканта в одном месте, по причине уже упомянутой выше.

2) Очень трудно собрать «полную дискографию» даже не самого известного джазмена, поскольку дискографии эти настолько огромны, что можно впасть в уныние. Беда в том, что, во-первых, в джазе принято записывать «стандарты» - мелодии, ставшие классикой. Их переигрывают все подряд, и почаще биттловской “Yesterday”. Во-вторых, концертные записи имеют тот же статус, что и студийные – часто они никак не повторяют «официальные альбомы», а представляют собой оригинальный набор композиций, сыгранных в оригинальном составе.

3) Поиск джазовой музыки намного сложнее, чем поиск рок-записей, поскольку, как это ни удивительно, джазовые музыканты упоминаются по любому поводу в сотни раз чаще, чем роковые, но откопать живую ссылку на бесплатную музыку среди моря платных сайтов, статей и новостей иногда просто невозможно.

Моя джазовая коллекция долго меняла свою конфигурацию, прежде чем принять свой сегодняшний вид. Окончательно я определился с принципами систематизации только совсем недавно, и теперь моя коллекция джаза выглядит следующим образом:


00 - GREAT PERSONS
01 - TRADITIONAL JAZZ
02 - BOP
03 - COOL & WEST COAST JAZZ
04 - THIRD STREAM
05 - POST BOP
06 - FREE & AVANT JAZZ
07 - FUSION, SOUL JAZZ & FUNK
08 - NEO BOP
09 - EASY-LISTENNING & SMOOTH JAZZ

Как видите, я все же решил пойти по пути стилистической систематизации. Это, конечно, далеко не самая идеальная схема, но она позволяет лучше ориентироваться в стилях, направлениях и персоналиях джаза, учитывая при этом, в некотором смысле, и хронологию его развития.