Работа над текстом

Сергей Вшивцев
24.08.2010 году под впечатлением истории отношений моих знакомых написал мистическую новеллу "Тринадцатый вагон". В течении часа набросал здесь свои мысли и оставил в том состоянии, которое разобрала Мята Перечная. Очень дельная и конструктивная работа направила меня в правильном направлении.

Первый вариант привожу здесь неизменным. Потом разбор текста Мятой Перечной. И третий пункт - мнение Рафаила Габдулина, четвертый - мнение Сергея Вершинина и мнение Антоныч3, дальше - исправление ошибок.



1. Тринадцатый вагон



Отстояв больше часа очередь в кассу за билетом на поезд, Алексей услышал ответ уставшей, но не потерявшей миловидности девушки кассирши, что  билетов,  ни на один поезд не было. Даже телеграмма не помогла в приобретении билета. Волнение переполняло мужчину.

Хотя, что там за телеграмма? Мать сообщает, что его жена ушла к другому мужчине. Кому это интересно? Американское – «неудачник» крутилось в голове. Хотелось кричать и рыдать. Его Машка и с другим. Даже фото выставила в «Одноклассниках». Ребенка, девочку годовалую оставила на его маму, а сама укатила в Эмираты. Сейчас на яхте с каким-то дядей. Феррари и вилла на берегу моря. Именно об этом они вместе мечтали. Потому и согласился поехать в Москву на заработки. Он программист. Предложили очень хорошую и перспективную работу. Вел переговоры с парнем из офиса, который сдавал квартиру в Солнцево. Совсем не долго добираться до работы на Юго-западной. Все планы рушились. Хотелось ее вернуть. Как же он ее любит…

Алексей вышел из зала касс дальнего следования и направился на перрон, в надежде за деньги договориться с проводником. Никто ни хотел брать к себе в купе молодого худощавого мужчину с воспаленными и сумасшедшими глазами. До отправления оставалось десять минут.

Алексей стоял на перроне напротив какого-то вагона и наблюдал за пассажирами. Свою спортивную сумочку с вещами поставил на асфальт. Напротив открытых дверей стояли проводники, толпились провожающие родственники и друзья отъезжающих в его родные края людей.  Молодая парочка стояла чуть поодаль в обнимку. Девушка плакала. Эта сцена вызвала у Алексея воспоминания, от которых защемило сердце и захотелось самому пустить слезу. Но он сдержался.

В дверях вагона, в тамбуре стояла женщина с синим пластиковым чемоданчиком на колесиках. Она кого-то ждала. Нервничала. Кусала губы. Каждую минуту пыталась позвонить по телефону. Но у нее ничего не получалось.

Алексей ждал, когда освободятся проводники, чтобы попроситься к ним в вагон. Какой-то толстый мужик в кожаной куртке упрашивал их взять посылку – большую клетчатую сумку с вещами. С такими, в девяностых годах, челноки ездили за «шмотками» в Турцию и Китай или в Польшу. Предлагал деньги. Обычно они брали тысячу рублей. Но клетчатая сумка была какая-то «стрёмная», с их слов. Поэтому они запросили две тысячи.  И то, один был категорически против «нарушения правил», а другой его как-будто подбивал на нарушение закона.  После передачи денег, мужик в кожанке радостный запрыгнул в вагон вслед за «добрым» проводником и унес в недра вагона свою сумку.

Остался «непреклонный», тот строгий проводник. К нему и страшно было подходить после череды отказов.

Тут женщина с синим чемоданом вышла из тамбура вагона и направилась к вокзалу. Алексей сразу же подбежал к ней и спросил:

- Вы не поедите? Может, продадите билет мне?

- Да. Мужа милиция в метро арестовала. Денег хотят. Я к нему.

Совершив сделку, Алексей, предъявив билет проводнику, вошел в вагон и стал искать свое место. Только здесь он увидел, что вагон и место имеют один номер – тринадцать. Только и подумал с горькой усмешкой: «Надо же, как угораздило – повезло, как утопленнику». Но от воды было далеко. Топиться Алексей не собирался, так как от своих планов отказываться не собирался, не смотря на причуды его, или уже не его Машки.

Поезд тронулся. Перрон медленно поплыл. В купе около окошка сидела старушка в платке, одетая вся в черное. Лица ее не было видно. Но разглядывать ее Алексею не было особого желания, как и другого молчаливого попутчика с книжкой.

Стелить постель Алексей не стал. Не до сна было. То сидел на диванчике в купе, то стоял в проходе и смотрел в окно, наблюдая за мелькающими деревьями лесопосадки. Мысли проносились у него быстро-быстро, вытаскивая из глубин памяти мельчайшие подробности его отношений с Машкой. Дочка. Как там дочка?

Его уединение нарушила старушка в чёрном.

- Зачем едешь, то?

Только теперь Алексей заметил ее лицо. Облик старушки напоминал ему что-то знакомое. Но он никак не мог вспомнить что именно. Ее карие глаза были как бездна. Смотреть в них было страшно.

- Еду домой.

- Зачем? Ее уже не вернуть.

Старушка знала о нем. Откуда? Разве они были знакомы? Алексей смутился.

- Вы что-то знаете о Маше?

- Не жить вам вместе.

- У нас дочка.

- Ты ее вырастишь. Только сейчас будет станция, выходи. Там судьба твоя. Забудь про жену. Нет ее больше.

С этими словами старушка с бездонными карими глазами ушла в купе.

Уже 28 ноября Алексей услышал такое сообщение:


Скорый поезд "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург, потерпел крушение в пятницу вечером в Тверской области....По словам очевидцев, в разрушенных вагонах было все сметено. "Там не осталось  ни сидений, ничего, все было ровным слоем, - рассказал один из них. - В последнем вагоне люди, сиденья, все перемешано - страшные травмы".
Другой свидетель трагедии рассказал, что всех "разметало по вагонам, как спички". "В тот момент мы не понимали, что происходит», - признался он. В ходе первого осмотра под одним из рельсов на месте крушения была обнаружена небольшая воронка. В этой связи в РЖД сообщили, что "одна из версий происшествия - это теракт".




2. Первый абзац:
*на три предложения три слова «билет». Неоправданный повтор.
*«Девушки кассирши» - избыточность. Либо то, либо другое.

Второй абзац:
*«к другому мужчине» - избыточность (ясно, что не к женщине, раз к «другому»). Тем более в непосредственной близости повтор «мужчины».
*Почему «неудачник» - американское? Вполне себе русское определении.

Третий-четвертый абзацы:
*неоправданный повтор двух перронов.
*Спортивная сумочка с вещами – это уже не сумочка, а сумка.
*«провожающие родственники и друзья отъезжающих» - многословно. Или «толпились провожающие», или «родственник отъезжающих» (примерно так).

Пятый-шестой абзацы:
*«В дверях вагона, в тамбуре» - одно из двух уточнений лишнее.
*«Каждую минуту пыталась позвонить по телефону. Но у нее ничего не получалось» - так звонила или не звонила? Почему «пыталась»? На кнопки нажимать не получалось? Или не отвечали?
*Повтор «ждала-ждал»
*«другой его как-будто подбивал на нарушение закона» - «как будто» без дефиса пишется; «на нарушение закона» – лишнее уточнении.

Далее.
*«Совершив сделку, Алексей, предъявив билет проводнику» - два деепричастных оборота подряд утяжеляют предложение.

*«Облик старушки напоминал ему что-то знакомое. Но он никак не мог вспомнить что именно» - интригу задали, но не развили в дальнейшем. То, что старушка – олицетворение Смерти, понятно. Но откуда Алексей с ней знаком? Со смертью-то?

*Концовка размазана. Послушал – и вышел на следующей станции? Или через станцию? С чего бы ему вообще слушать странную бабку, возможно, полоумную? Какое значение в данном рассказе имеет дата 28 ноября? А если бы он услышал сообщение 29-го, что-то бы изменилось?

*Общее впечатление от текста: сиюминутный выброс эмоций. Реакция на реальную катастрофу, не имеющая своей целью создать художественную реальность, а лишь зафиксировать происшедшее в реальной жизни. Характер главного героя не ясен, его жены – тем более. Что она за человек, если с легкостью бросила их грудную дочь?

Увы, рассказа нет.
Рекомендация: продумать сюжетную канву, наделить Алексея реальными чертами характера, дать мотивировку поступкам его (почему послушался старуху) и жены (почему бросила годовалого ребенка). Развить тему старухи.

Мята Перечная   05.09.2011 17:39




3. Еще одно мнение...


Здравствуйте, Сергей!

Советы Мяты в целом дельные, особенно в Рекомендациях. Но тоже страдают некоторой чрезмерностью. Мята, случайно, не журналист? Для газетного (журналистского) текста нижеприведенные замечания справедливы. Для художественного повествования – не всегда.

Например:
*«В дверях вагона, в тамбуре» - одно из двух уточнений лишнее». - Не факт: перед тамбуром две двери - одна перед туалетом, другая – за... непосредственно в тамбур...

*«Каждую минуту пыталась позвонить по телефону. Но у нее ничего не получалось» - так звонила или не звонила? Почему «пыталась»? На кнопки нажимать не получалось? Или не отвечали?»...

- Это же не протокол следственного действия – допрос очевидца события, а пересказ случайно, мимоходом увиденного действа, чётко подчеркивающее именно сумбурное состояние героя... Мне так показалось.

Свободное житейское повествование о манере размышлений, поступков героев, персонажей тоже несёт информацию... Порой более действеннее, чем разъяснение самих черт характера.

...Наделение персонажей реальными чертами характера (поступками), оправдано, может быть, для большого произведения. В миниатюре же (в зависимости от цели произведения) достаточно небольшое философское вкрапление, через которое прослеживается авторское отношение к поступкам героев, либо к событиям повествования...
...Сюжет, Сергей, действительно, до конца не продуман. Тут Мята права: сиюминутный выброс эмоций.

Попробуйте дать философское, нравственное осмысление действиям персонажей. Мистическое объяснение – старушке. ...Ружьё в конце акта должно выстрелить...

С уважением, -

Рафаил Габдулин   13.09.2011 11:03




4. Третье мнение.


Над текстом можно работать бесконечно, Сергей.

Мята Перечная дала Вам полезные советы, даже удивительно, обычно на сайте сквозит высокомерие, огульная критика и не всегда в правильном направлении. Правда советы ее ограничились на позиции как не надо писать, а вот как лучше написать от Мяты ничего не поступило.

Рафаил Габдулин, - с ним в том что "Не факт: перед тамбуром две двери - одна перед туалетом, другая – за... непосредственно в тамбур...", я не согласился. Действительно, достаточно просто "тамбур",Рафаил прав в одном - "двери вагона" неопределенно, требует уточнения, поэтому лучше тамбур.

И немного по Вашему второму, исправленному варианту текста.

"Отстояв больше часа очередь в кассу за билетом на поезд, Алексей услышал ответ уставшей, но не потерявшей миловидности девушки в белой кофточке, что мест ни на один поезд не было".

Согласитесь, следуя совету Мяты, правильному совету, вы несколько размыли ситуацию. Не совсем понятно, кто девушка в белой кофточке? И в тоже время "Отстояв больше часа очередь в кассу за билетом на поезд",несколько перегружено информацией. Понятно, что очередь "за билетом на поезд" может быть только в кассу, а не, допустим, в буфет. Зато во второй половине предложения упоминание кассы остро-необходимо, как место нахождение, непосредственно, девушки. И повтор слова "поезд" в одном предложении, что является тавтологией, можно легко избежать.

Примерно так:
Отстояв больше часа очередь за билетом на поезд, в окошко кассы Алексей услышал ответ уставшей, но не потерявшей миловидности девушки в белой кофточке, что мест на проходящие не было.

Но в целом, разбор текста от Мяты и последующие дополнение Рафаила, мне понравились, они продуктивны, а главное не несут в себе высокомерия "знатока".

С уважением.

Сергей Вершинин   06.10.2011 11:36





5. Четвертое мнение.

Первый вариант-отличный: есть и смятение души героя, и вокзальный антураж, и загадочная старуха-судьба, финал вообще забойный.
Поменьше верьте рецензентам- верьте себе.
С уважением,

Антоныч3   23.09.2011 09:58 





6. Второй вариант рассказа "Тринадцатый вагон".



Железнодорожный вокзал возвышался громадным и молчаливым исполином над людьми, сновавшими муравьями под его стенами. Спешащие по своим делам маленькие человечки создавали шум, который тяжелым гулом разносился в разные направления, унося в неизвестность суету большого города с тяжелыми серыми облаками. В этом огромном муравейнике, сделанном из камня, железа и стекла, нашлось место и для Алексея, страстно желавшего вырваться из сковывавших его бремени и зависимости от обстоятельств.

Отстояв больше часа очередь в кассу за билетом, Алексей услышал ответ уставшей, но не потерявшей от этого миловидности девушки в белой форменной кофточке с нашивкой "РЖД", что мест  ни в одном поезде, следовавшем в нужном направлении, не было. Волнение переполняло молодого мужчину. Но внешне он был спокоен, против обычного его суетливого и веселого нрава. Тонкие черты лица Алексея застыли, как восковое изваяние в известном на весь мир музее мадам Тюссо и он походил на Пьеро из детской сказки "Буратино". Бледное лицо и синие круги под глазами красноречиво говорили о многих часах переживаний и бессонной ночи. Казалось, что при сильном порыве ветра его снесет далеко, если не под поезд, то прямо на шпалы. Провода дрожали, бессильно повинуясь стихии. От резкого и стремительного движения воздуха некуда было скрыться. Ветер властвовал в пространстве, срывая с прохожих головные уборы, за которыми они бегали, суетно и нервно пытаясь вырвать свои кепки из рук невидимого проказника, который успевал во многих местах бросать под ноги уезжающих людей газеты и сыпать в глаза пыль с песком.

Алексей стоял, чуть пошатываясь и наблюдал за окружавшими его объектами, будто не из его мира, появившимися и вот-вот желавшими исчезнуть. Его мысли были погружены в иное пространство, наполненное иными персонажами. История этого молодого человека была неизвестна ни кому, поэтому, наверное, люди не обращали на него никакого внимания. А ему хотелось чтобы хотя бы та проводница средних лет или тот проводник в синей фуражке помогли ему. Одна только мама волновалась о единственном сыне, находящемся за тысячу километров от отчего дома, сообщая печальные для него подробности.

Двадцать первый век, а мама не могла прислать смс или позвонить на мобильный телефон. Сетовал который раз Алексей. По старинке послала телеграмму. Это чтобы сыну билет продали. Но в сезон, когда все едут из Москвы это не реально сделать даже предъявив этот, как полагала мама, документ.

Хотя, что там за телеграмма? Мать сообщает, что его жена ушла к другому. Кому это интересно? Для сплетников любопытно, если только они узнают. Это же не сообщение о смерти. Но для Алексея на тот момент это было именно так. Любовь или как ему это только казалось, безвременно умерла.

Когда он с ней познакомился на дискотеке, то заведомо предполагал, что красивая и яркая девчонка с ним не будет долго иметь отношения. Она об этом откровенно и цинично говорила ему и подругам. Ветреная, веселая блондинка с зелеными глазами, озорно заигрывала со всеми мужчинами, располагая к себе открытой улыбкой и светлым взглядом.

Есть такой разряд или даже сорт людей, которые хотят быть в центре внимания, чтобы весь мир был у их ног. Но как этого достичь? Амбиции не всегда реализуются в реальности, оставаясь в мечтах. А действительность диктует свои правила игры. Не всегда честные, как кажется многим. Но тщетно роптать на судьбу. Она такова, что иной раз не оставляет шансов на успех, ожидаемый раньше.

Американское – «неудачник» крутилось в голове. Хотелось кричать и рыдать. В категорию "лузеров", то есть людей, рождённых проигрывать, терять и сдаваться Алексей попадать не желал. Его Машка и с другим. И что? Скорее ему не повезло. Но он сам сделал свой выбор. Она даже фотографии выставила в «Одноклассниках», словно смеясь над ним. Среди трех сотен снимков нет изображений с ним и с дочерью. Ребенка, девочку годовалую оставила на его маму, а сама укатила в Эмираты. Сейчас на яхте с каким-то дядей. Феррари и вилла на берегу моря, где она в купальнике позировала перед тем, кто ее теперь обнимал и целовал вместо него, законного мужа. Видимо, именно об этом она мечтала всегда, отказываясь ехать к нему в Москву на съемную квартиру. Объясняя это как угодно, мотивируя отказ любыми причинами, но только чтобы не быть рядом с ним.

Потому, Алексей и согласился поехать в Москву на заработки, полагая что жена увидит и поймет его стремление угодить любимой, реализовывая ее желания, но запросы его Машки были всегда завышены. Он не мог этого до конца уловить. Всегда ошибался, думая о ней делал все не так. Деньги для нее были не главное. Она их тратила беспощадно на одежду, обувь или косметику. Ее папа работает в Якутии на одном из предприятий по добыче алмазов. Присылает ей деньги на учебу, которые она тут же тратит в модных магазинах. С появлением дочери ничего не изменилось. Дочка была "папина" и воспитывалась его мамой, которая все видела и молчала, терзая себя и изводя темными мыслями пила "горькую", оставляя внучку на чужих людей.

Он высококлассный программист. В московской крупной фирме предложили очень хорошую и перспективную работу. Вел переговоры с парнем из офиса, который сдавал квартиру в Солнцево. Совсем не долго добираться до работы на Юго-западной. Все планы, выстроенные в одну минуту до того рушились. Хотелось вернуть любимую. Но как это сделать? Крутилось в голове одно, как сильно ее любит…

Но может и не надо этого делать? Необходимо забрать девочку и заниматься ею?

Дочка похожа на отца, как лицом и телосложением. Очень переживает, что мама так себя ведет. Только с папой она мила и добра. А с матерью она становится невыносимой...

Алексей вышел из зала касс дальнего следования и направился на перрон, в надежде за деньги договориться с проводником. Никто не хотел брать к себе в купе молодого худощавого мужчину с воспаленными и сумасшедшими глазами, бегающими по сторонам и ищущими что-то. До отправления оставалось десять минут.

Алексей стоял на перроне напротив какого-то вагона и глазами бродячего, бездомного и вечно голодного пса наблюдал за пассажирами. Свою спортивную сумку с вещами поставил на асфальт. Напротив открытых дверей стояли проводники, толпились провожающие родственники и друзья отъезжающих в его родные края людей.  Молодая парочка стояла чуть поодаль в обнимку. Девушка плакала. Эта сцена вызвала у Алексея воспоминания, от которых защемило сердце и захотелось самому пустить слезу. Но он сдержался. Возможно это покажется смешно кому-то, только не Алексею в его сложном положении, когда мир, его представление о окружающем лежит в руинах, только ветер гуляет и радуется простору.

В дверях вагона, в тамбуре стояла женщина с синим пластиковым чемоданчиком на колесиках. Она кого-то ждала. Нервничала, поэтому кусала губы, напряженно сжимая в руке мобильный телефон. Каждую минуту пыталась позвонить кому-то. Но у нее ничего не получалось. Это было ясно. Ее мысли были где-то далеко, как и у Алексея, задержавшего на ней внимание. 

Алексей ждал, когда освободятся проводники, чтобы попроситься к ним в вагон. Ощущалась неловкость, которую следовало перебороть в ближайшую минуту. Какой-то толстый мужик в кожаной куртке упрашивал их взять посылку – большую клетчатую сумку с вещами. С такими, в девяностых года, челноки ездили за «шмотками» в Турцию и Китай или в Польшу. Предлагал деньги какие-то деньги. Обычно они брали тысячу рублей. Но клетчатая сумка была какая-то «стрёмная», с их слов. Поэтому они запросили две тысячи.  И то, один был категорически против «нарушения правил», а другой его как-будто подбивал пойти на встречу мужчине.  После передачи денег, здоровяк в кожанке радостный запрыгнул в вагон вслед за «добрым» проводником и унес в недра вагона свою сумку.

Остался «непреклонный», тот строгий проводник. К нему и страшно было подходить после увиденного. Перед решающим шагом к нему женщина с синим чемоданом вышла из тамбура вагона и направилась к вокзалу. Алексей сразу изменил направление своих устремлений и подбежал к ней, спросил:

- Вы не поедите? Может, продадите билет мне?

- Да. Конечно, - женщина в надежде посмотрела на худое и изможденное лицо Алексея, добавив, -  мужа милиция в метро арестовала. Денег хотят. Я к нему спешу. Вот он билет.

Совершив сделку, Алексей, вошел в вагон и стал искать свое место. Здесь он увидел, что вагон и место имеют один номер – тринадцать. Только и подумал с горькой усмешкой: «Надо же, как угораздило – повезло, как утопленнику». Но от воды было далеко. Топиться Алексей не собирался, так как от своих решительных планов вернуть любимую отказываться не собирался, не смотря на ошибки собственные, или Машки, затушившей в нем огонь желания жить как прежде. Перед ним была неизвестность и страх.

Поезд тронулся, незаметно приближая его к цели. Перрон медленно поплыл в синеву уходящего вечера. В купе около окошка сидела старушка в старомодном платке, одетая вся в черное. Лица ее не было видно. Разглядывать ее Алексею не было особого желания, как и другого молчаливого попутчика с книжкой. По спине нашего героя пробежался холодок, заставивший поежиться и передернуть левым плечом. На что женщина в платке отреагировала легким движением головы в его сторону.

Стелить постель Алексей не стал. Не до сна было. То сидел на диванчике в купе, то стоял в проходе и смотрел в окно, наблюдая за мелькающими деревьями лесопосадки. Мысли проносились у него быстро-быстро, вытаскивая из глубин памяти мельчайшие подробности его взаимотношений с Машкой. Дочка. Как там она?

Его уединение в пустынном коридоре с тусклым освещением нарушила старушка в чёрном неожиданным вопросом.

- Зачем едешь, то?

Только теперь Алексей заметил ее лицо. Облик старушки напоминал ему что-то знакомое. Но он никак не мог вспомнить, что именно и где мог видеть ее раньше. Карие, даже черные глаза женщины были как бездна глубоки и зачаровывали темнотой подобной ночному небу. Смотреть в них было страшно и в то же время интересно.

- Еду домой.

- Зачем? Ее уже не вернуть.

Сердце Алексея затрепетало от этих слов. Старушка знала о нем. Откуда? Разве они были знакомы? Алексей смутился.

- Вы что-то знаете о Маше?

- Не жить вам вместе.

- У нас дочка, - все еще ошеломленный неожиданным диалогом молвил Алексей.

- Ты ее вырастишь. Только сейчас будет станция, на ней и выходи. Там судьба твоя. Забудь про жену. Нет ее больше.

С этими словами старушка с бездонными карими глазами ушла в купе. За окном стали появляться одноэтажные постройки, затем и платформа со зданием провинциального вокзала. Поезд тормозил. Повинуясь неведомому чувству Алексей зашел в купе, где на удивление никого не было. Забрал свои вещи и вышел.

Уже двадцать восьмого ноября Алексей услышал в новостях такое сообщение:


Скорый поезд "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург, потерпел крушение в пятницу вечером в Тверской области....По словам очевидцев, в разрушенных вагонах было все сметено. "Там не осталось  ни сидений, ничего, все было ровным слоем, - рассказал один из них. - В последнем вагоне люди, сиденья, все перемешано - страшные травмы".
Другой свидетель трагедии рассказал, что всех "разметало по вагонам, как спички". "В тот момент мы не понимали, что происходит», - признался он. В ходе первого осмотра под одним из рельсов на месте крушения была обнаружена небольшая воронка. В этой связи в РЖД сообщили, что "одна из версий происшествия - это теракт".


Окончательный вариант рассказа http://www.proza.ru/2011/10/13/89



........