А был ли зайцев...

Елена Ряшина
 Я родилась в 1979 году в великой стране-Союзе Советских Социалистических  Республик, до сих пор пою гимн со словами «Союз нерушимый республик свободных…»,люблю песню «мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз».Когда мне было пять лет, я боялась ядерной войны и Рейгана, мама меня успокаивала, показывая карту мира со словами: «Америка маленькая, а Советский Союз очень большой»,я  мерила линейкой расстояние от Америки до Казани и успокаивалась. Я помню похороны советских лидеров - Брежнева, Андропова, Черненко, Громыко … Помню, что в журнале «Здоровье» портрет М.С.Горбачева был заретуширован настолько сильно, что родимого пятна как и не бывало на его могучем лбе.
      В 1990 году было принято решение избрать первого президента СССР. По второму каналу телевиденья транслировали пленум верховного совета ЦК КПСС, во время которого проходило тайное голосование. Кандидатуры было две - М.С.Горбачев, наш генеральный секретарь, и некий Зайцев. Я помню, что были каникулы, и  мы с подружкой, прильнув к телевизору, с самого утра смотрели исторический пленум  и  волновались: очень боялись, что победить может этот пресловутый  Зайцев. Кто был этот человек сейчас ,я боюсь, никто не скажет и не вспомнит, но я и моя подруга Аня помним и нет-нет да и задаемся вопросом: «А может, было бы лучше, если б Зайцев победил?!..»
      Оглашение результатов состоялось уже к вечеру. С огромным перевесом победил Михаил Сергеевич, который с улыбкой поднялся на трибуну и поблагодарил за оказанное ему доверие. И мы с подругой радовались  первому и последнему президенту нашей великой страны!
       А через год страны не стало…21 августа 1991 года в 9часов утра к нам пришли газовики - газовая служба ЖЭКа с мыльным раствором проверять трубы. Они зашли в квартиру со словами «Горбачева-то убили!», мы так и ахнули. «Как убили?!» - «Так телевизор включите!». Папа срочно включил телевизор и естественно мы сразу  поняли, точнее родители поняли  как обстоят дела , что Горбачев жив здоров и находится в Форосе, что в стране происходят ужасные перемены. Помню трясущиеся руки Геннадия Янаева и заседание ГК ЧП…Сейчас это уже история, которую не изменить, но я по-прежнему пою гимн со словами «Союз нерушимый республик свободных…» и нет-нет да и задаюсь вопросом:  «А может, было бы лучше, если б Зайцев победил?!..»