Взор-8

Борис Ефремов
ВЗОР
(Продолжение первой книги)

ВЗОР-8

Точно в таком же порядке рассмотрим совокупность прежних и новых свойств второй триады Большого Цикла. До развертывания формулы мы могли предположить в коллективном состоянии только такие свойства, которые угадывались в связи с тем, что состояние это совпадало с эпохой сжатия Вселенной, то есть с периодом, противоположным начальному состоянию. Мы назвали такие качества, как сжатие, структурное упрощение форм при увеличении этих форм, подтверждающем беспрестанный переход единства во множественную разнообразность, коллективная соединенность, зависимость от этой соединенности индивидуальностей, торжество коллективного над индивидуальным. Иными словами, все эти свойства противоположны тем, что мы открыли в индивидуальном состоянии на первом этапе нашего исследования.

Сейчас же,  развернув формулу и получив вместо второй стадии триаду из следующих состояний:

4. Обобществленное
5. Коллективное  Коллективное
6. Индивидуальное,

мы точно так же, как в только что рассмотренном случае, получим подтверждение одних, существенное дополнение других и переосмысление третьих качеств. Расслоение обобществленного состояния (а перед нами не что иное, как код становления) наглядно раскрывает, как единство,  достигнутое в первом периоде, стремится превратиться во множество ин-дивидуальностей. Но если это так, то при общекосмическом сжатии духо-материя стремится к разжатию, к достижению предельно возможной свободы, то есть мы сталкиваемся с противоречивым качеством второй триады – разжатием внутри сжатия. О том, что вторая, серединная триада по содержанию своему должна быть более сложной, чем начальная, мы  вправе предположить уже по той простой аксиоме, что всякое развитие идет от простого к сложному1

1 Аксиома эта, как теперь выясняется, и не аксиома вовсе: по крайнем мере, в нашей  Вселенной очевидна тенденция к распаду – от сложного к простому. Усложнения в нашем случае происходят вопреки тенденции, – по воле Творца, выражающейся в рассматриваемой нами Формуле Жизни.

И если  мы к концу второй триады получаем множество индивидуальностей, то это не значит, что они просты, как индивидуальности первой триады (конечно, простоту мы подразумеваем относительную). При расслоении, дифференциации обобществленного состояния, поскольку развитие происходит на более высокой ступени, индивидуальные соединения представляют собой значительно более сложные образования уже хотя бы потому, что развитие свое они прошли через большее число состояний. Таким образом, свойство усложнения наша формула подтвердила. Точно так же, как она подтверждает и три следующих качества – коллективную соединенность, зависимость от нее, полную подчи-ненность началу коллективному.

Соединения второй триады отличаются большей сложностью, а большая сложность – это и есть коллективность. Индивидуальности – простейшие обра-зования – соединяются в группы, коллективы и, став частью этого целого, уже подчинены жизненным закономерностям этого целого (групп, коллективов).

Наука пифагорейцев о триаде с ее бесконечно дробящейся «двоицей», кажется, к рассмотренным свойствам ничего нового не добавит; она лишь подтвердит некоторые из качеств – усложненность, коллективность, зависимость индивидуального от коллективного, переход  единства во множественное. А вот Платон качественную разнообразность второй триады обогатит, и, думается, весьма существенно. По его учению о начале, середине и конце, наша вторая триада должна вобрать в себя в сжатом виде две другие противоположности – третью триаду  и первую, которые в свернутом виде превратятся в обобществленное и индивидуальное состояния, взятые, как мы вправе предположить, в обратном порядке развития. Значит, к отмеченным выше свойствам серединной триады – внешнему раз-жатию и внутреннему сжатию, усложнению, коллективности, зависимости индивидуального от коллективного и переходу единства ко множественному – добавятся по крайней мере три новых качества: противопоставление друг другу состояний триады, соединение противоположностей (в сердцевинном, коллективном подсостоянии), дробление (становление) внешних, крайних состояний (обобществленного и индивидуального) и неделимость, единство, обобществленность внутреннего, сердцевинного подсостояния (коллективного).

Отметим, что наличествует во второй триаде и угаданная Платоном закодированность предстоящего развития, с учетом, добавим от себя, непременной смены обратного порядка на прямой в связи с законом отрицания отрицания; что платоновские идеи о середине ничуть не противоречат свойствам второй триады, выявленным при рассмотрении свернутой и развер-нутой формуле Большого Цикла – отрицанию первого периода, сжатию Вселенной, эволюционному усложнению, коллек-тивности, зависимости индивидуального от коллективного и т. д.; и что вполне подтверждается утверждение Платона об особой роли середины во всем цикле развития.

Действительно, середину философ считал самым активным периодом, жизнью явления, предельно наполненной, разнообразной, плодотворной, создающей сущность того, ради чего явление совершается. Эти плодотворность, разнообразие и активность мы прежде всего и замечаем во второй триаде, расщепляющей обобществленность на множество индиви-дуальных разнообразностей. А стало быть, ко всем качествам второй триады мы должны приписать еще и особую значимость, жизненную насыщенность середины.

В завершение нам с вами остается собрать воедино каче-ства третьей эпохи Мироздания, во время которой оно суще-ствует в форме уже близкой к энергетической, в форме перво-материи, но первоматерии, не разбегающейся от точки Большого Взрыва, а, наоборот, к ней приближающейся, стремящейся достигнуть своей первоначальной чудо-плотности.
Основными свойствами третьей, завершающей фазы космической эволюции, с ее прямым порядком смены состояний:

7. Индивидуальное
8. Коллективное           Обобществленное
9. Обобществленное,

мы назвали сверхсжатость, всеобщую соединенность в новое единство, обобществленность, полное растворение самостоятельных индивидуальностей в обобществленности, почти осуществленную нематериальность. Развернутая формула третьей фазы, выражающая тенденцию к обобществ-лению, все эти качества как раз и подчеркивает. Завершающее обобществление Большого Цикла, происходящее во время этой триады, немыслимое сверхсжатие как раз и обеспечивает. Обобществленное состояние (9) объединяет в себе как индивидуальное (7), так и коллективное (8), создавая новое единство, полную зависимость индивидуального от тоталитарной обобществленности, сверхсжатости. А сверхсжатость, как утверждают современные ученые, порождает невероятное состояние вещества Вселенной – Черную дыру, которая за почти бесконечный период времени переводит предельно разложенную материю, сконцентрированную в одной точке, в нематериальное, энергетическое Ничто1.

1 Правда, есть и противоположный взгляд, при котором ве-щество в Черной дыре существует в преобразованном виде вечно, что дало мне повод перейти к другой концепции Вселенной, уже более близкой к православным взглядам.

Пифагорейское представление о «троице», вбирающей в себя «монаду» и «двоицу», единое и множественное, позволяет нам присоединить к цепочке свойств третьей триады слияние противоположностей и то, что сама третья триада («троица») является противоположностью второй триады («двоице»).

От платоновской диалектики мы вправе ожидать других важных дополнений. Конец развития, содержащий в сжатом виде начало и середину, добавляет к нашей совокупной цепочке наличие в триаде внутренних противоречий (внутренних отрицаний), а также существование кода развития Грядущего Большого Цикла, Нового Ничто (индивидуальное состояние – коллективное – обобществленное)2.

2 Отношения между материальным миром и нематериальным Ничто в новом моем представлении иные. Подробно этот вопрос будет рассмотрен при более подходящем случае.

Кроме того, учение Пла-тона о завершающей фазе развития подтверждает такие свойства триады, как сверхсжатость, обобществленность, слияние противоположностей, достижение качественно нового единства.

Справедливости ради надо заметить, что свойства начала, середины и конца Космической Эволюции значительно разнообразнее тех, которые мы только что представили. Но не будем забегать вперед.

5.

Рассматривая формулу Большого Цикла Вселенной в свернутом виде, мы только предположительно могли говорить о свойствах трех ее составных частей, состояний. Когда же мы развернули формулу до «молекулярного» уровня, представления наши о состояниях расширились так, что одни  предпола-гаемые нами свойства мы смогли легко подтвердить, другие – основательно дополнить, а третьи – вывести заново, поскольку взамоотношения состояний и образованных из них триад предстали перед нашим взором в иных, непредсказуемых планах. Скажем, убедительно подтвердилось единство первой триады – начала; сжатие Вселенной, происходящее во вторую триаду, вдруг представилось так, что одновременно с ним в Мироздании, оказалось, совершается расширение духо-материи, выливающееся в становление, небывало гигантское размножение единого; а присутствие в каждой триаде в сжатом, свернутом виде начала, середины и конца помогло нам понять суть закодированности эволюционного движения – по коду, заложенному в начале, осуществляется развитие, как самого начала, так затем середины (в обратном порядке) и за ней – конца. Вполне логичным будет предположить, что формула Большого Цикла, развернутая еще на один внутренний слой, поможет нам проникнуть в более сокровенные глубины жизнедеятельности Вселенной1.

1 Действительно, как мы увидим позднее, этот слой развития поможет нам уяснить не только эпохи материального Мироздания, но и смену на Земле общественных формаций.

Таким развертыванием мы сейчас и займемся.

Итак, каждое состояние содержит в себе в сжатом виде триаду состояний, сменяющихся либо в прямом, либо в обратном порядке. Первое и третье состояния подчиняются тому порядку, каким обладает весь Цикл, соединяющий три рассматриваемых состояния, а второе, серединное, – порядку противоположному. Следовательно, если первая фаза «молекулярной» формулы имеет прямой порядок смены состояний, то первая стадия развернется в прямом порядке, вторая – в обратном и третья – снова в прямом. То есть первая триада «молекуляр-ной» формулы примет следующий «атомный» вид:

1. Индивидуальное
2. Коллективное      Инд.
3. Обобществленное

4. Обобществленное
5. Коллективное        Колл.        ИНДИВ.
6. Индивидуальное

7. Индивидуальное
8. Коллективное        Обобщ.
9. Обобществленное.

Триады этого, более глубинного, «атомного», слоя развития с еще большей очевидностью раскрывают механизм отрицания между состояниями начальной «молекулярной» фазы – в них последовательно меняется порядок развития. С большей от-четливостью мы видим, как через эту смену порядка осуществляется слияние состояний в новое единство. Видим развер-нувшийся код развития второй и третьей триад, с их обратным и прямым порядками смены состояний, которые при дальнейшем развитии нового цикла предстанут в зеркально-перевёрнутом виде.

В который раз мы замечаем, что новый внутренний слой отчетливо подтверждает те качества, которые в предыдущем оставались доказанными лишь с опредеденной долей относительности. И опять, как это мы уже видели раньше, определенные свойства (такие, как сжатие и разжатие) делает диалектически противоречивыми, наполняет их новым содержанием, а другие выявляет с полной для нас неожиданностью. Думаю, при анализе «атомного» слоя развития Вселенной, ради более компактного изложения материала, мы ограничимся рассмотрением лишь тех свойств трех основных космических эпох, которые вносят в понимание этих состояний существенно новое.

Таким существенно новым можно назвать то, что первая фаза вселенской эволюции, то есть начало, индивидуальное состояние, приобретает свойство пульсации. Во время первой «атомной» триады духо-материя сжимается, во время второй – расширяется и во время третьей – снова сжимается. Такое впечатление, что Мироздание дышит: вдох – выдох – вдох... (Это сравнение, кстати, замечательно тем, что прекрасно объясняет противоречивость одновременного «сжатия» и «раз-жатия» Вселенной: грудная клетка Вселенной сжимается, а выдохнутый воздух (материя) увеличивается в объеме, разжи-мается; ну а при вдохе всё получается наоборот)...

Второе новшество – это то, что первая «молекулярная» триада в ее «атомном» рассмотрении превращается в законченный цикл, свойственный всему вселенскому развитию. Мы это видим наглядно, хотя могли предположить и умозрительно, зная, что в начале в сжатом виде заложены и середина, и конец всего развития.

Третьим новшеством мы бы назвали уже совершенно отчетливо проявившееся свойство коллективного состояния менять внутри себя порядок развития предшествующего периода на противоположный. То есть именно коллективное состояние является причиной отрицания, а если говорить по большому счету – двигателем закона отрицания отрицания. Из «атомной» формулы Большого Космического Цикла мы видим, что коллективная триада первой фазы выворачивает прямой порядок смены состояний индивидуальной триады наизнанку, ставит его с ног на голову и благодаря этому создает отрицание предшествующего эволюционного периода.

Точно с таким же свойством коллективного состояния сталкиваемся мы при рассмотрении второй фазы развития, развернутой на «атомном» уровне:

10. Обобществленное
11. Коллективное            Обобщ.
12. Индивидуальное

13. Индивидуальное
14. Коллективное            Коллект.     КОЛЛЕКТИВН.
15. Обобществленное

16. Обобществленное
17. Коллективное            Индив.
18. Индивидуальное.

Правда, здесь, внутри этого развернутого состояния, сере-динная коллективная триада меняет не прямой порядок смены состояний на обратный, а, наоборот, – обратный на прямой. Однако нам нужно иметь в виду, что вторая подфаза является отрицанием первой и здесь все процессы относительно предшествующего и последующего периодов естественно меняют свои тенденции на противоположные.

Это относится и к только что открытому нами свойству пульсации космического развития. Серединный период Боль-шого Цикла начинается с разжатия (вдоха), затем следует сжатие (выдох) и новое разжатие (вдох). Вырисовывается любо-пытная деталь: если бы серединные фазы циклического раз-вития не меняли своей эволюционной направленности, «дыха-ние» Вселенной было бы невозможно; либо был бы сплошной «вдох», либо сплошной «выдох».

Выше мы говорили, что первая «молекулярная» триада  при рассмотрении ее в «атомном» слое превращается в девяти-ричный цикл, копирующий по форме Большой Цикл Вселенной, а точнее содержащий опять-таки в сжатом виде тот порядок смены состояний, который будет использован эволюцией в этот и последующие эоны времени. Вторая «атомная» триада содержит в себе этот же девятиричный цикл, только воспроизведенный в обратном порядке. И потому здесь не один, а два периода  разжатия, расположенных, по терминологии Платона, во внешних, крайних слоях. И потому великий философ с полным основанием называет весь этот серединный цикл стано-влением, возникновением бесконечного множества.

(Продолжение следует)