Неожиданное оскорбление, или - Новые враги народов

Вадим Бережной
Нужно было сходить на рынок и купить электрозажигалку для газовой плиты. Когда-то таковые продавались среди бытовых мелочей – механических мясорубок, закаточных машинок, консервных ножей, и т.д., и т.п. Сейчас же, в нынешнее время,  в продаже остались только китайские зажигалки, и то низкого потребительского качества, вылетающие из строя через пару месяцев работы.

Спрашиваю у торговцев на Южном рынке, где торгуют всякой всячиной из России и Китая. Прошу дать мне русское изделие: китайскими уже насыщен и больше не желаю. Мне отвечают - а разве в России есть работающие заводы?

На мою просьбу к одному из торговцев-бизнесменов (бизнесменами теперь именуют спекулянтов, перепродающих купленный в России товар) - прошу его продать мне русскую электрозажигалку, он мне вдруг и заявляет:

- Сейчас русских нету! Нету больше русских!

Я вспылил
– Как это нет русских? Вы сейчас на каком языке говорите?
– Негры тоже по-русски говорят. Я – не русский. В России нет русских. В Москве нет русских!

Почувствовал, что к лицу моему подбирается жар:

– Ты оскорбляешь, меня, гад поганый! Я 25 лет прожил в Москве, я – русский, мать моя – русская, дед мой по матери – русский, я одессит в третьем поколении, и мои родители, и родители моих родителей родились здесь, в моем советском паспорте было записано, что я русский. Одесса – русский город, основан русскими, отвоеван у турок русскими полководцами – генералиссимусом Суворовым и графом Потемкиным Таврическим, русскими полками и русскими войсками и край наш в то время назывался Новороссийской губернией…...

Короче, поругался с этим типом, что вызывающим образом заявил, что русских (в том числе как бы и меня) нет, не существует их уже на свете. Все как бы в России есть: и украинцы, и грузины, и армяне, и белорусы, татары, башкиры, коряки, ненцы, чукчи, осетины, аварцы, кабардино-балкарцы, даже корейцы и монголы есть, и так далее, а русских нет.

Зажигалку на базаре нашел, русскую, советскую, лежалую, но работающую. Поостыв, вспомнил, что в последнее время стало очень модным оскорблять русского человека. Вишь, дошло даже до того, что в мозгах отдельных недомыслей русского народа, русских людей, как таковых, не существует. Россияне есть, а русских нет.

"Россияне" впервые услышал от Ельцина. Удивился тогда – что это за слово такое – "россиянин"? И вспомнил, что у всех сейчас паспортов исчезла графа – национальность. И спросил себя: хорошо это или плохо?

Снова заглянул в словари. Что такое народ, нация, национальность? Популярная нынче Википедия отвечает, что слово «народ» имеет, по крайней мере, шесть значений:

- основная масса трудящегося населения
- всё население какого-либо государства
- группа людей, объединённая общими признаками (происхождение, язык, культура и др.)
- культурная общность людей, сложившаяся в результате становления государства
- большое количество людей, собравшееся в одном месте
- публика, совокупность зрителей, читателей, потребителей искусства, объектов пропаганды или маркетинга

А что такое "народность"? "Историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Термин "народность" в наше время часто используется в качестве синонимов слов "этнос", "народ", "национальность", в то время как авторы времён романтического национализма понимали под этим термином национальный дух (напр., таково его значение в лозунге "Православие, Самодержавие, Народность").

Поглядим также, как сейчас толкуются слова "нация", "национальность". Нация – это "социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самоознанием. В международном праве является синонимом государства.

При знакомстве с вопросом попалась на глаза статья из Интернета под названием: "Русский национализм Дмитрия Медведева". Дмитрий Александрович Медведев, как известно, в настоящее время является Президентом Российской Федерации (11 сентября 2011 года). Прочел ее, эту статью повнимательней, рекомендую также и другим, кто хочет продумать о нынешнем времени.

Вот ссылка:
Или, скажем, такой вопрос: есть ли на свете китайцы? Выясняется, если повнимательней познакомиться, то Китай есть, а вот китайцев, как таковых, оказывается нет, а есть 56 национальностей, проживающих в Китае. Это если официально. А неофициально все оказывается гораздо сложнее. Так что сей вопрос запутан до невозможностей.

Я не согласен с нынешней трактовкой всех этих споров и дискуссий. И мой вывод таков: человек не должен стыдиться своей национальности, которая досталась ему от его предков. И посему считаю необходимым, чтобы в паспорт вернулась графа "Национальность", наряду с такой графой как "Гражданство". В графе "Гражданство" у жителя Украины, например, должно быть записано: "Громадянин Украины", а у жителя современной России – записано: "Гражданин Российской Федерации". В графе же "национальность" должно быть четко указано, кем гражданин желает себя считать. Если у него родители – русские, то он тоже русский. Если родители азербайджанцы, он тоже азербайджанец, даже если забыл язык своих предков. Если родители – евреи, то их сын еврей. Когда же у родителей национальность разная, то сын или дочь имеют право выбора между национальностью матери и национальностью отца. У моего отца в паспорте была запись "украинец", у матери – запись "русская". Меня спросили при выдаче паспорта в 16 лет, кем я себя считаю. Я ответил – "русский". Потому что Аз есмь человек русской культуры, я горжусь своей принадлежностью к нации-народу, который дал таких титанов мысли как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский и тысячи, тысячи других деятелей, кто развивал нашу культуру и тот самобытный русский дух и те места, где Русью пахнет, "где ступа с бабою-ягой идет-бредет сама собой", и так далее.

Впрочем, возможно, что дело тут потоньше, чем мне представляется. Некоторые люди стыдятся своей национальности, или имеют иные соображения, предпочитают умалчивать вопрос, относящийся к их личным, потаенным соображениям. И это теперь отражено в паспортах. Дискуссии на эту тему, которых, вероятно, было много, прошли мимо меня.

Я не стал больше спорить с тем болваном на базаре, который оскорбил меня, заявив, что русских нет и не существует. Я понял, что его здорово оболванила нынешняя западная пропаганда, которая стремится к глобализации, к разжиганию новых межнациональных трений и конфликтов, которая перемешивает между собой нации и народности, чтобы ими легче было управлять, создавать новые очаги напряженности, которые в конечном счете вызовут новые военные пожары. Чтобы проводить политику «разделяй и властвуй».

Так что отсутствие графы "национальность" в современном паспорте считаю плохим, очень плохим, скверным знаком сегодняшнего бытия.

* * *
Поскольку существует такое явление, как исчезновение статей из Интернета, на которые мы иной раз ссылаемся, решил полностью перепечатать ту статью, ссылка на которую представлена выше. И вот она, перепечатка (без комментариев, так как комментарии там были весьма ядовиты):

"Прошедший 11 февраля в Уфе Госсовет подчеркнул правильность курса президента России на строительство в нашей стране единой нации, тем самым Дмитрий Анатольевич подчеркнул необходимость завершения процессов, прерванных Октябрьской революцией 1917 года – процессов превращения России в государство русских. В современной теории нации есть несколько определений этого феномена, это условно «политическая нация» и условно «этническая нация». Первый вид наций восходит к гражданскому обществу, гражданству и культурному единству населения страны. Теория этой гражданской или политической нации была сформулирована во времена Просвещения и обрела практическое выражение в ходе Французской революции 1789 года. На основе этой теории был созданы Лига наций и Организация объединенных наций, и является доминирующей в политологическом сообществе. Теория этнической нации, утверждающей, что нация это что-то дающееся по умолчанию каждому этносу на определенном этапе его развития, является во многом политической технологией, разработанной немецкой историко-философской школой, и успешно применяемой для обоснования экспансионистских целей Первой мировой войны, а позже взята на вооружение Советским Союзом под видом «права наций на самоопределение» для разрушения колониальных империй и капиталистического мира. В самом СССР несмотря на то, что он был представлен в ООН как национальный союз, нации как таковой не было, ее заменяла новая оригинальная классовая общность, которая отличала СССР и от государства-нации и от империй, где нации как таковой нет, а есть надэтническая сверхидея, чаще всего выражаемая в религии. Называть классовый советский строй нацией как минимум некорректно. В связи с этим нациями советская наука обозначала этнические группы вне зависимости от их требований на политическую, культурную или иную автономию. В странах враждебного блока нациями советские идеологи называли этнические меньшинства, которые под лозунгом «права наций на самоопределение» предлагалось освобождать. Советское понимание нации перешло и в российскую политическую науку, где часть научного сообщества под нацией понимают этническую группу (русских, татар, чеченцев, бурятов), а под национальностью – этничность. Вооружившись этим же определением, выступают разного рода националисты, которые, по сути, являются этническими активистами. То есть людьми, выступающими за равные или преимущественные права своего этноса, а иногда выступающими с позиции этносепаратизма, предлагая, например, отделить русских от Кавказа. Россия как государство-нация - Дмитрий Медведев заявлял ранее и подчеркнул эту позицию на Госсовете: он является сторонником теории государства-нации, теории, созданной Великой Французской революцией, сторонником условной «политической нации». По ней в государстве есть одна нация, внутри которой есть разной степени автономные этнические группы. Заявить такое еще лет 10 назад было бы невозможно из-за значительной ревнивости «национальных республик» к своему статусу. Существовавшие в то время «особые отношения» регионов с федеральным центром давали свободу выхода из состава России любой республике в случае, если ее руководству что-то не понравится в диалоге с Москвой. Эти особые отношения были ликвидированы за время президентства Владимира Путина, а федеральная модель была пересмотрена в пользу усиления центра. Что же предлагает России Дмитрий Анатольевич? Вернуться к европейской модели нации. Это приблизит Россию к тому, чем нас воспринимают на Западе. Европейская политическая мысль никогда не рассматривала тонкости государственного устройства СССР, называя советский народ словом «russians». То есть русскими. Также французы, египтяне и турки называют туристов из России, даже если они не относятся к числу этнических русских. «Russians» для мирового политологического общества мы является и сейчас. Россия в Совете безопасности представлена как государство, созданное russians. То, что мы называем «национальные меньшинства» на языке западной политологии называется «ethnic minories», этнические меньшинства, для европейских стран они никогда не были нациями. Поэтому если адыг или татарин писал во въездных документах в графе «nationality» что-то кроме «russian», его обязывали переделывать документы. Ельцинский термин «россияне» частично решал проблему национального самоопределения, но прошел незамеченным для мировой политической мысли, которая продолжала вполне логично считать Россию государством русских, russians. Исключение составляли лишь отдельные направления общественных наук Германии, где для обозначения россиян начал использоваться термин «русляндиш». Нарекание их нациями возвращает нас к революционной конституции Франции, где провозглашалось, что нация – суверен. Поскольку нация в этом смысле невозможна без суверенитета, вполне закономерными выглядели и «особые отношения» с федеральным центром, так как считалось, что нации внутри России суверенны в их решении оставаться или выходить из состава России. Федеральный центр не имел возможности этот присвоенный суверенитет оспорить. Теперь, когда региональные элиты встроены во властную вертикаль, Медведев предлагает денационализацию этнических групп. Фактически – лишение этнических общностей политико-правового статуса. В качестве эксперимента около года назад начала обсуждаться идея отмены «президента» как наименования должности глав субъекта федерации. Смысл сводился к тому, что в России существует только один президент – Президент Российской Федерации. К ноябрю эти идеи обрели первые законодательные решения, и в настоящий момент все идет к тому, что президенты «национальных республик» станут наряду с руководителями «русских» регионов просто главами, губернаторами и т.п. Для завершения процесса необходимо проделать значительную работу по изменению региональных законодательств, и этот процесс не будет простым. В некоторых регионах (Татарстан, Дагестан) уже были отмечены акции протеста. Следующими шагами следует ожидать федеративное «выравнивание» республик, превращение ассиметричной федерации в симметричную, где все субъекты обладают равными правами, обязанностями и автономией. И самый важный, во многом болезненный шаг – изменение конституции России, где Россия станет не «многонациональной», а, допустим, «полиэтнической»… и «мононациональной» страной, в которой проживают russians вне зависимости от их этнической принадлежности. На пути строительства нации Россия опоздала, по крайней мере, на век. Европейские нации сложились из полиэтнических империй, на своем пути они не брезговали теми приемами, которые сейчас считаются запрещенными: этноцид, лингвоцид, ограничения вероисповедания, принудительные переселения, ассимиляция. Результат себя оправдал: из более 200 этносов Франции, значительно отличающихся друг от друга (повесть «Три Мушкетера» А.Дюма фактически схоже с описанием похождений чеченца в Москве) – сложилась нация французов. Удастся ли всех россиян превратить в русских, как намекает президент, будет видно через 50 лет. Разный мультикультурализм - другая объемная тема, которую вскользь упоминает Дмитрий Анатольевич, это проблема мультикультурализма, говорить о крахе которого в Европе стало «модно». Однако если смотреть на природу мультикультурализма в России и Европе, то становится очевидно, что речь идет о разных явлениях. Европейский мультикультурализм – это наследие борьбы с расизмом во всем, которая начинается с 1930-х годов. Этот мультикультурализм является целью миграционной политики, которая допускает выражение прав мигрантов как отдельной социальной категории, формирование ими политических требований и осуществление ими политической мобилизации. Фактически это смирение с тем фактом, что в стране количество мигрантов таково, что вторые и третьи поколения мигрантов могут без интеграции в среду коренного населения жить, зарабатывать и преуспевать. Российский мультикультурализм – это цель национальной политики. То есть политики, гарантирующей права и интересы коренных народов России. В отношении мигрантов Россия исповедует принцип интеграции, то есть частичного отказа от этнических черт в пользу некоторых этнических черт общества страны-реципиента. Это отражено в миграционном законодательстве: обязательное изучение языка, обязательное встраивание в производственные отношения и т.д.. Также это означает и отсутствие у диаспор политических прав. Несмотря на подчас те же самые положения в миграционных законодательствах европейских стран, соблюдаются они значительно хуже. Это приводит к росту количества сеттльментов – районов компактного проживания мигрантов. А попытки принудить к интеграции приводят к «войне предместий», событиям с 28 октября по 15 ноября 2005 в Париже, столице государства, не признающего мультикультурализм. Реализация же мультикультурных программ в соседних Испании, Германии, Бельгии как раз спасло эти страны от распространения бунта мигрантов. В нашей же стране мультикультурализм исторически привел к сохранению языков многих народностей, послужил основанием для написания закона «О национально-культурных автономиях», и во многом послужил позитивным опытом для развития европейской теории права, лег в основу Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, Рамочной конвенции о защите этнических меньшинств, Декларации ООН о правах коренных народов. Поэтому когда националисты выступают против мультикультурализма (а на самом деле против иммиграции), они меньше выступают за интересы нации, чем если бы выступали за мультикультурализм. В настоящее время в рамках мультикультурной идеологии развивается проект поддержки этнических меньшинств в России (пилотный проект для Татарстана, Алтая и Дагестана), который уже приносит свои плоды. Поэтому хоронить российский мультикультурализм еще рано".

____________________________
Дополнение от 19.12.2013 года

Русские говорят по-русски без акцента
Украинцы говорят по-украински без акцента
Французы говорят по-французски без акцента
Англичане говорят по-английски без акцента
И так далее...

Если человек думает по-русски - он русский
Если человек думает по-украински - он украинец
Если... и так далее

Родной язык - тот, на котором ребенка научила говорить его мама
Язык - важнейший признак принадлежности к нации