Обобществление

Олег Алексеев
Обобществление - (Socialization анг; Vergesellschaftung нем; обобществлять - vergesellschaften нем.) процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения. Дефиниции обобществления представлены: в марксисткой теории в рамках капиталистического развития и в последующих социологических теориях, как вообще становление человеческого общества.

Обобществление в рамках капиталистического развития.
Марксистская теория выдвигает положение, что капиталистический способ производства с определенного этапа характеризуется обобществлением труда и переходом от частно-собственнического владения средствами производства к общественному владению средствами производства. Переход обусловлен перманентным процессом разделения труда и, соответственно, новым более высоким уровнем производительных сил.

Обобществление - главный вопрос социализма, так как процесс, с точки зрения марксизма, раскрывает реальные переходные и реальные социалистические формы общественного владения средствами производства. Реальное обобществление неразрывно связано с процессом исчезновения классов и, как следствие, института государства. Чем выше реальное обобществление, тем больше разложение всех классов общества без исключения, тем бледнее свойственные им проявления, тем меньше их поляризация, тем более сглажены их антагонизмы. Марксизм противоречиво раскрывает процесс обобществления. С одной стороны точно указывает реальные формы обобществления частных капиталов, частного труда, с другой - упрощает понимание процесса, представляя государственную монополию, то есть монополию наиболее могущественной группы доминирующего класса, как обобществление. Это положение входит в противоречие с классической идеей об исчезновении классов и государства в социализме, а на практике - к упрощению и вульгаризации социалистической идеи.

В основании идеи обобществления средств производства лежит диалектическое понимание общественного развития, когда процесс возвращается в свою исходную точку, вобрав в себя все богатство исторического развития, все его достижения и результаты разрешенных противоречий - возвращается к своей изменившейся за время развития сущности. В экономических отношениях таким возвращением, по представлениям классиков марксизма, будет социализм - общество, где экономическая свобода и равенство каждого будут определяться совместные владением и использованием средств производства материальных благ, подобно тому, как это происходило в первобытном коммунизме древних обществ, но в отношениях, вобравших в себя все человеческие ценности, выработанные на противоречивом пути от дикости к цивилизации.

Подтверждение этому положению марксизм находит в процессах капиталистического развития, что позволяет выдвинуть экономическое обоснование смены капитализма, представить капитализм последней формой частнособственнического этапа движения человеческого общества, представить капитализм переходом к социализму. Раскрытие законов капиталистического развития их проявление в действительных отношениях служит в марксизме доказательством перехода к социализму, как форме обобществленного этапа развития.
Впервые Маркс высказал идею обобществления как всеобщего процесса перехода в работе "Тезизы о Фейербахе":

Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество. [К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения 2-е Издание Т3 ИПЛ М.1955 стр. 4].

В дальнейшим обобществление в марксизме рассматривается исключительно как обобществление средств производства. Это связано прежде всего с тем, что отношение к владению и распоряжению средствами производства определяют социальную организацию производства, а вслед за ним социально-экономические отношения и всю социально-экономическую формацию.
Прослеживая развитие капитализма, классики марксизма показывают на формах организации капиталистического производства процесс обобществления. Они доказывают, что капитал по своей сути предполагает общественное производство... [полный текст на сайте Капитал]

Обобществление, как становление человеческого общества.
В социологии категория "обобществления" рассматривается как становление общественного через проявление частного, индивидуального, личностного.  Такой подход к исследованию явления может служить в марксисткой теории своеобразным "принципом дополнительности", который описывает процесс с позиции мотивов личности. Первым, кто стал разрабатывать вопрос обобществления вне политической экономии, как вообще становление общественного среди индивидуальных людей, был Георг Зиммер. (Социология. Исследование форм обобществления. 1908 г.)