Евдокия Бершанская Карабут в Благодарном

Владимир Пузиков
30 сентября 2011 года БЛАГОДАРНЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ № 1 - 100 лет!

НА ФОТО: Мемориальная плита на здании СШ № 1 г. Благодарного в память Е.Д. Бершанской - Бочаровой (Карабут).
ФОТО автора от 23.08.2011 г.

***

Командир 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков Евдокия Давыдовна Бершанская (Карабут) в 20-е годы прошлого Века жила в селе Благодарном, училась в школе (ныне средняя школа № 1), мечтала стать летчицей. О том трудном и суровом детстве и юности Дуси Карабут этот очерк.

***

Дуся Карабут родилась 6 февраля 1913 года в селе Добровольном Благодарненского уезда Ставропольской губернии в многодетной семье.

Отец - Давыд Филиппович добывал на одежду, пропитание и другие нужды семьи кузнечным промыслом. Работы было много: ковал лошадей, мастерил хода к бричкам, ободья колес, бороны, оттягивал лемеха плугов.

Зажиточные крестьяне заказывали кованые металлические части на ворота и двери, ажурные ограды на могилы родственников.

С приходом в 1918 году советской власти, работы не уменьшилось. Время было тревожное, Благодарненский уезд готовился к отражению войск белых генералов.

Кузня работала от зари до зари. Сюда люди приходили не только выполнить срочные работы, но и перекурить, «побалакать» за жизнь.

Военный комиссариат мобилизовал Давыда Карабута, вместе с подручными, в волостное село Винодельное.

Здесь они выполняли срочные заказы для партизанского отряда, который комплектовал красный командир Петр Максимович Ипатов.
Вскоре за отцом переехала семья.

В конце ноября 1918 года, когда белые подходили к Винодельному, отец уже был безнадежно болен, уйти с отступающей Красной армией не мог.

Бершанская вспоминала: «…Как-то ночью отцу опять стало плохо. И в это время мама сказала, что недалеко появились белые, и мы должны отсюда уехать.

По пути на новое место жительства нас несколько раз останавливали разъезды белых, проверяли документы. Какой-то офицер даже кричал на маму... Но все обошлось благополучно. Мы добрались до хутора Ново-Васильевки».

***

А.И. Деникин в «Очерках русской смуты» о том времени писал: «…26 ноября направленный генералом Врангелем во фланг наступающих, генерал Улагай к вечеру того же дня разбил южный отряд большевиков в районе Барханчака и затем, действуя быстро и искусно, в течение трех дней нанес ряд сильных ударов и средней колонне у Винодельного, Дербетовского, отбросив большевиков далеко за Дивное».

В апреле 1919 года отец умер.

***

До весны 1920 года на Ставрополье свирепствовал белогвардейский террор, а в 1921 году свалилась чудовищная напасть – неурожай, затем голод.

По сведениям В.М. Забелина «…умирать от голода в Благодарненском уезде люди начали с ноября 1921 года, но наибольший размах и трагизм происходившего пришелся на первую половину 1922 года».

Весной от голода умерла мать – Ульяна Трофимовна. В возрасте 9 лет Дуся и старший брат Павел остались сиротами.

В городе Ставрополе проживал брат матери – Георгий Трофимович Середа. Он был известным человеком: член партии с 1917 года, участник гражданской войны, комиссар стрелкового полка 11-й Красной Армии.

Середа взял племянников к себе в семью. Но по делам военной службы ему редко приходилось бывать дома. Годы были трудными, голодными. На воспитание детей времени не оставалось. Его жена – Евдокия Филипповна заболела тифом, ее положили в больницу.

Е. Бершанская писала: «…У дяди было четверо детей, один из них грудной. Когда тетю отвезли в больницу, кормить маленького было нечем, и он умер у меня на руках».

Пришлось Середе детей пристроить на содержание по детским приютам. В детдоме воспитанников приучали трудиться: посылали в лес на заготовку дров, убирать помещения, рвать крапиву для щей, носить хлеб из пекарни.

Летом 1924 года дядя вернул Дусю и Павла в свою семью и определил в школы.

***

В доме Середы иногда собирались участниками гражданской войны, проживавшие в Ставрополе, командиры-кавалеристы Иосиф Апанасенко, Климент Ворошилов, Семен Буденный и Василий Книга.

Командир 1-й Конной Армии Семен Буденный проводил с многочисленной детворой  занятия по строевой подготовке.

А Климент Ворошилов наградил Дусю детским наганом за отличное владение винтовкой с примкнутым штыком в рукопашном бою.

***

В октябре 1924 года Г.Т. Середу направили председателем райисполкома в Благодарненский район.

Дуся Карабут продолжила учебу в школе (ныне Благодарненская СШ № 1). Училась она «…прилежно, активно занималась пионерскими делами, была дисциплинированной, общительной, скромной».

Пионеры участвовали во всех кампаниях того времени: собирали макулатуру, металлолом, кости.

Дома приходилось заниматься сельскохозяйственным трудом. Ведь в семье было восемь душ. Поэтому, не смотря на высокую должность, дядя имел свое хозяйство: лошадь, свиней, птицу.

Павел и Дуся не чурались ручного труда, поэтому выросли крепкими и здоровыми, что было необходимым для будущей летной профессии.

В 1928 году в день десятилетия ВЛКСМ ее, как успевающую в учебе и активистку в общественных делах с группой других пионеров в торжественной обстановке «передали в комсомол».

Будучи комсомолкой, она с большим желанием и старанием выполняла комсомольские поручения. В сельской школе ликбеза в группе женщин преподавала арифметику, распространяла облигации первых государственных займов.

***

По разному описывают, как Дуся пришла к своему выбору – летному делу.

Видимо все решил случай. Как правило, в субботу после занятий в школе Дуся с младшими братьями уходила в село Бурлацкое, где жила и работала учительницей старшая сестра.

Однажды с горы Горбунихи дети увидели в небе самолет. Возможно, в тот день у Дуси зародилось желание испытать себя в этой отважной профессии.

Но мечты не совпадали с реальностью. По инициативе комсомола в стране развернули культурный поход по борьбе с безграмотностью. Остро недоставало педагогических кадров.

Поэтому, после окончания семилетки, в 1929 году в Благодарненском райкоме комсомола (секретарем РК ВЛКСМ работал  Александр Акимович Ишков) вручили Дусе Карабут комсомольскую путевку в педагогический техникум.

Ей не хотелось быть педагогом, но от комсомольских поручений не отказываются, а выполняют!

Учеба в Ставрополе на дошкольном отделении техникума Дусю не увлекла. Она понимал, что это не ее выбор. К этому времени дядю перевели в станицу Пашковскую Краснодарского края. Семья уехала из Благодарного.

***

25 января 1931 года IX съезд комсомола бросил в массы крылатый лозунг: «Комсомолец – на самолет!»

В стране опять был голод, но юноши и девушки учились летать на планерах и самолетах. Страна нашла средства, чтобы открыть десятки новых аэроклубов с сотнями учебных самолетов, опытными инструкторами и механиками; закупить за рубежом шелк на парашюты.

Комсомольцы в клубах добровольного общества Осоавиахим осваивали авиационные профессии. Сначала летали на планерах, затем пересаживались на самолеты. В результате выявлялись лучшие кандидаты в летный состав.

Окончивших аэроклубы по рекомендациям комсомола направляли в училища Военно-воздушных сил.

Для Дуси Карабут открылся реальный путь в авиацию.

***

Окончив два курса педагогического техникума, летом 1931 года она и брат Павел прошли несколько комиссий: мандатную, медицинскую, по отбору летного состава.

Их зачислили в списки курсантов и направили в авиационную школу в Вольск.

Вольская летная школа переходила на выпуск только авиационных механиков. Павел согласился учиться на механика, а Дуся направила документы в Сталинградскую военную школу летчиков. Надо было ждать вызова.

В это время крайком комсомола направлял кандидатов в город Батайск Ростовской области, где открывалась летная школа.

Дуся Карабут согласилась поступить в нее. По запросу комитета комсомола ее документы переслали из Сталинградской школы.

6 октября 1931 года она была зачислена курсантом Батайской летной школы.

11 сентября 2011 г.                г. Благодарный