Взор-7

Борис Ефремов
ВЗОР-7
(Продолжение первой главы)

Посмотрим, как диалектическое учение Платона о начале, середине и конце согласуется с нашей развёрнутой формулой эволюции Вселенной. Действительно, все три триадных состо-яния представляют единое целое – как завершённый цикл бесконечного вселенского развития. Целостное действие не может состояться при отсутствии хотя бы одной из триад. Тем не ме-нее, каждая из фаз, в свое время, проявляется и существует раздельно, самостоятельно, передавая эстафету эволюции1

1 Читателю следует помнить, что эволюцию и здесь, и в следующих главах надо понимать как термин в целом ошибочный.

следующей триаде. Сначала совершается смена состояний прямого порядка:

1. Индивидуальное
2. Коллективное                Начало
3. Обобществленное.

Затем – обратного порядка:

4. Обобществленное
5. Коллективное                Середина
6. Индивидуальное.

И завершает цикл триада прямого порядка смены со-стояний:

7. Индивидуальное
8. Коллективное                Конец
9. Обобществленное.

Причем, раздельное существование проходят не только триады, но и каждое из состояний, стадий, образующих внутреннюю сущность этих триад.

Выше отмечалось, что развернутая формула бытия чётко фиксирует противоположности и раскрывает причину их взаимного отрицания. Серединная триада, имеющая обратный порядок смены состояний, является  противоположностью начальной триады, подчиненной прямому порядку развития. Точно по этой же причине (из-за противоположности порядков смены состояний) и конечная триада с серединной будут несовместимостями, отрицающими друг друга.

Платон считал начало состоянием нераздельного единства, и оно, действительно, таким единством на своем завер-шающем этапе и является, поскольку обобществленное состояние (3 – на схеме выше) совмещает, объединяет и растворяет в себе две первые стадии эволюции (1, 2).

Середина, по Платону, – это становление, триада, по-рождающая разнообразнейшее множество. Структура второй фазы именно в этом нас и убеждает: обобществленное состо-яние (4), ставшее единым в только что минувший период, подвергается распаду, беспрестанному делению, размножению, то есть всё новые и новые образования стремятся освободиться от тоталитарного обобществления, вырываются к самостоятельному бытию, к наиболее полному проявлению своих инди-видуальных, личностных свойств.

И конец, как считал Платон, – это цель развития, новое единство, полученное соединением начала и середины. По формуле мы видим, что в конце, точно так же, как и в начале, представлены в сжатой форме все три составных части всего цикла – начало, середина и конец. Мы уже знаем, что если свернуть первую триаду, то получим индивидуальное состо-яние; при свертывании второй триады – коллективное, а третьей – обобществлённое. Именно из этих состояний и в такой последовательности сформирована третья триада, завершение циклического развития. Следовательно, конец – это повторение всех трех состояний, достигнутое между ними единство и логическая цель, только лишь и возможная, неизбежная в совершившемся цикле.

Впрочем, слияние противоположностей Платон отмечает во всех трех фазах развития. В начале (смотрите разверну-тую (девятиричную) формулу начала, середины и конца, помещенную выше) – сливаются середина и конец. Здесь коллективное состояние (2) – это свернутая серединная триада (4, 5, 6), а обобществленное состояние (3) – это скрытая конечная триада (7, 8, 9).

В середине обязательно присутствуют начало и конец. Но поскольку середина является отрицанием начала и для нее характерен обратный порядок развития, то и в формуле всё представляется «вывернутым наизнанку»: конец в свернутом виде, то есть обоществленное состояние (4), мы обнаруживаем на исходной позиции, понятно, в обратном порядке развития, а свернутое начало, то есть индивидуальное состояние (6), – на позиции завершающей, и опять-таки в порядке обратном.

Есть и еще одна особенность у серединной триады. Ее обобществленное состояние (4), с обратным порядком раз-вития, представляет становление, или  процесс возникновения множества. То же самое нужно сказать и об индивидуальном состоянии (6). А вот коллектиное (5) –  это нечто неделимое, единое, объединённое, что достигнуто благодаря заложенной здесь тенденции к сжатию и обобществлению. Получается, что внутренная, сердцевинная часть триады (5) представляет собой нестановящуюся сущность, в то время как внешние ее части, «слои» (4 и 6) – сущности, находящиеся в бесконечном становлении.
Интересно, что и в теории Платона середина, являющаяся становлением, выражает синтез внутреннего и внешнего, где внутреннее – нестановящееся единство, а внешнее – становящееся множество. Принципом слияния противоположностей в середине служит коллективное состояние, обладающее на сей раз объединительными свойствами.

В конце таким принципом является обобществленное состояние, которое объединяет две другие противоположности – начало и середину. В развернутой формуле мы видим, что завершающая триада, кроме обобществленного состояния, содержит индивидуальное и коллективное состояния, которые представляют начало и середину в свернутом виде.

Однако конец (еще раз подчеркнем мысль Платона) никакой вовсе и не конец, а лишь конечная причина, из которой произойдет новое явление, новый цикл, новый импульс разви-тия, преследующий достижение еще более дальней цели. Даже с завершением Большого Космического Цикла, как мы уже отме-чали, возникнет новое образование – Ничто, которое вберёт в себя, растворит до Вечной Божественной Энергии всю матери-альную Вселенную, переработает полученную информацию, доведет  Себя до своей противоположности,  до возникновения небольшого количества первочастиц, мгновенно превраща-ющихся в условиях отсутствия пространства и времени в сверх-сжатие, что, собственно, и «спровоцирует» Новый Большой Взрыв. То есть произойдет то, что произошло  20 миллиардов лет назад с нашей нынешней Вселенной1...

1 Здесь в сжатой форме изложена моя прежняя концепция Всеобщего Бытия, к которой я шел не один десяток лет и в ко-торой, в массе неверного, всё же отразились отдельные крупицы Божественной Истины.

4.

Итак, развернутая, «молекулярная» формула Большого Космического Цикла расширила картину всеобщей эволюции, обогатила исследуемые нами состояния новыми свойствами, уточнила прежние.

Имея перед собой схему смены состояний в сжатом виде:

1. Индивидуальное
2. Коллективное
3. Обобществленное

и зная, что эволюция Вселенной включает в себя три эпохи – разжатие, сжатие и сверхсжатие, мы могли бы  предположить пусть не о многих, но о главных, определяющих свойствах каждого состояния. Индивидуальное, являясь периодом расширения Мироздания, начальной фазой его эволюции, по логике вещей да и по данным науки, должно обладать такими качествами, как материальная однородность, организационная упрощённость, разжатость, индивидуальная раскрепощенность, предельно возможная самостоятельность и в то же время: структурное усложнение материи, увеличение его видов и – в конце концов – всеобщая подчиненность всего сущего вселенскому единству.

Поначалу может показаться, что многие качества индивидуального состояния настолько противоречивы и несоеди-нимы, что возникает мысль, что уж не сумбур ли это какой. Од-нако, при рассмотрении развернутой, «молекулярной» формулы мы видим, что все отмеченные выше свойства имеют, так сказать, относительный, диалектический характер, так как само индивидуальное состояние не есть нечто застывшее и неподвижное, но постоянно меняющееся и оказывающееся разделенным на три развивающихся подсостояния:

1. Индивидуальное
2. Коллективное                Индивидуальное
3. Обобществленное.

Действительно, в силу того, что Вселенная только что про-изошла из наипервичного, наипростейшего вещества, к тому же расплавленного в магму наивысочайшей температурой, ее начальное, индивидуальное состояние в первые периоды существования, действительно, должно быть однородным, простым, разжимающимся, раскрепощающимся, каждая (пока рас-плавленная) частица в котором стремится к предельной индивидуальности и самостоятельности1.

1 Здесь и далее я пытаюсь доказать формулой «ВЗОРа» ис-тинность эволюционистской теории Большого Взрыва. В своё время мы убедимся, что формула равно применима и к дням Творе-ния Господом Мира и Космических законов, заложенных в те дни.

Однако внутри этого рас-ширяющегося, постепенно остывающего и материализующе-гося шара, как мы отметили для себя, действует противоположная тенденция  –  сжатие, соединение, усложнение, обоб-ществление. То есть внутреннее развитие индивидуального состояния приводит его к своей противоположности, подготавливая таким образом неизбежное будущее отрицание. И мы вынуждены отметить, что выявленные нами ранее качества при-обретают дополнительные нюансы. Однородность, превращаемую коллективным состоянием в разнородность, обобществленное состояние вновь приводит к одинаковости, правда, к одинаковости уже явно иной. Упрощенность к концу периода заменяется на свое противопоставление – усложненность. О разжатости, а в нашем случае правильнее – постоянном расширении, следует говорить вообще особо. Если Вселенная во время индивидуального состояния непрестанно расширяется с колоссальной скоростью, то материя и дух, являющиеся содержанием этого состояния,  подвергнуты воздействию общей тенденции сжатия, соединения, усложнения и обобществления. Иными словами, одновременно идут два процесса – и расширение, и сжатие (относительно своего общего центра косми-ческие образования расширяются, а относительно своих локальных, собственных центров – усложняются, множатся, сжимаются).

Наша развернутая формула вносит корректировку и в свой-ство индивидуальной самостоятельности. Начав свое существование именно с этого всеобщего качества, начальная эра завершается свойством противоположным – самостоятельность подавляется полной зависимостью от закономерностей  тоталитарного обобществления. Зато единству, как и однород-ности, в смысле «постоянства и неизменности» повезло бо-льше. Единство нарушается, судя по схеме, лишь коллективным состоянием, а обобществленным вновь восстанав-ливается, правда, в более усовершенствованном виде.

Рассмотрение нашей формулы в духе пифагорейской триады добавляет к уже отмеченным качествам индивиду-ального состояния свойство соединения в нем беспредельного и предела (индивидуального и коллективного состояний). И еще – свойство неделимости всей первой триады в целом, поскольку пифагорейская монада, как известно, являла собой признак неделимости, неизменности, постоянной единичности.

Платоновская теория начала, середины и конца обогащает индивидуальное состояние еще несколькими важными свойствами. Первая триада содержит в себе в сжатом виде две противоположности – середину и конец (в нашей формуле это коллективное и обобществленное состояния). Значит, начало обла-дает свойствами как отрицания противоположностями друг друга, так и их слияния, превращения в новое единство. И еще одно любопытное свойство отмечает Платон, утверждая, что в начале в сжатом виде содержится середина и конец. Стало быть, мы имеем дело с закодированностью в индивидуальном состоянии всего цикла развития – не стихийно пойдет оно далее, а в строго определенном, заданном порядке: когда начало станет единым одним, код вызовет к жизни коллективное состояние и развернет его, строго сохраняя обратный порядок развития, а когда завершится триада становления, – постепенно начнет разворачивать состояние обобщественное, придерживаясь прямого порядка.
Уже по первой триаде рассматриваемой формулы можно смело говорить о плавности перехода индивидуального состояния в свою противоположность – состояние обобществленное, но плавность эта имеет диалектический характер, осуществляется только через отрицания и неприменное слияние противоположностей.

(Продолжение следует)