Возвращение через двенадцать лет

Мария Каримова
Сегодня  сделала попытку встречи с прошлым.

В 1984 году мы с мужем, молодые специалисты, приехали работать  на Яванский электрохимический завод, вошедший в состав ПО «Таджикхимпром». Это было молодое бурно развивающееся предприятие, на котором работали полные энтузиазма отличные специалисты   своего дела. Средний возраст  дружного инженерного  и не только  коллектива  составлял не более 30 лет.  Градообразующее предприятие, работники которого, в   большинстве своем приезжие, жили в небольшом городке,  строящемся   непривычно быстрыми для остального Союза темпами.   Совсем нетрудно представить себе атмосферу, когда хотелось  работать, жить, дружить, любить, наконец. Счастье продолжалось  недолго. Ровно семь  замечательных лет.

А потом пришел 91-й, а за ним и  92-й. Мало кто захотел остаться навсегда в чужой теперь стране, да ещё и охваченной гражданским противостоянием. Так и началось умирание. Не сразу конечно.  Ещё три- четыре  послевоенных года самые стойкие из нас  пытались  сохранить и поддерживать завод, к которому прикипели душой, в  работоспособном состоянии. Но, увы…

Ряд  объективных причин : отсутствие рынка сбыта;  отсутствие у молодой, разрушенной страны средств  для содержания  когда-то планово -убыточного предприятия (такова была экономическая, видать,   стратегия  Советского  Союза, да и просто завод не успел выйти на проектную  мощность); остановка энергоснабжающей  Яванской ТЭЦ,-  безусловно повлиял на  качество жизни заводчан и субъективное  решение  каждого из нас о своей дальнейшей судьбе, и вызвал второй массовый отток квалифицированных кадров. Наша семья не стала исключением, хотя и продержалась  чуть - ли  не дольше всех до 99-го, после которого в  заводских цехах остались лишь те, которым  уезжать было просто некуда.

Так сложилось, что всего лишь переехав в столицу, у меня не было особой нужды возвращаться к разбитому корыту. ..  до сегодняшнего дня.  И вот  обстоятельства и новая работа  отправили меня в недальний путь  на встречу с прошлым. Подъезжала к заводу  с сердечным трепетом. Трудно выкинуть из памяти  пятнадцать  тех самых   лет, что  принято считать молодостью (принято, потому что сама-то я, конечно, до сих пор ощущаю себя вполне молодой !).   При виде приближающихся таких родных когда-то  заводских корпусов  сердце готово было выскочить  из груди. Но то, что предстало перед моими глазами, просто … убило.

Полная остановка завода. Ржавые металлоконструкции, ободранные фасады  заводских корпусов,  изнутри похожие на заброшенные бомбоубежища,  разграбленная до голых стен  родная Центральная лаборатория, с которой вообще началась вся моя трудовая деятельность. Когда-то  просто конфетка с современным  лабораторным оборудованием! Свет не во всех корпусах,  а выборочно в тех, где ещё есть люди и какая-то работа. Часть производственных корпусов  по набору технологического оборудования и близко не похожа на  то, что когда-то работало, выпускало продукцию, давало жизнь тысячам работающих  в них. На всем огромном заводе встретилось буквально несколько человек, и  только  искренняя радость  при встрече со мной нескольких  стоиков из прошлого сгладила горькое  впечатление от встречи с  агонизирующим организмом, когда-то носившем  гордое звание  лидера химической промышленности  Таджикистана.

Конечно, радует, что государство, наконец-то, повернулось лицом   к промышленности, а не только  к сфере обслуживания,  развивающейся гигантскими  темпами по всей стране в виде гостиничного бизнеса, торговых центров, ресторанов и т.п.  Строительство  перспективных криолитового завода и сопутствующих производств на базе  нашего старого Таджикхимпрома   это, безусловно, гигантский рывок вперед. Главное, чтобы не получилось по-черномырдински   «как всегда».  А «ребята»   наши  молодцы!  Не смотря ни на что, верят, и строят. Пожелаем им удачи,  и, может, возродится город нашей молодости, да так, что ноги сами понесут  к   трудно забываемым местам, где прошла  не худшая  половина жизни.
 
07.09.2011г., г. Яван.