Зима 1947 года

Валерий Мухачев
Возможно, я ошибаюсь. Для меня три года слились в одно целое. Это время с 1945 по 1947 год. В общем, зима была смертельно холодная. Я тогда каким-то образом заполучил снегурки - коньки в виде старинных санок. Загнутые к верху концы всегда за что-нибудь цеплялись. Старший брат имел коньки более современные. Оба мы привязывали коньки к валенкам и катались по улице.

Тротуары были так укатаны до слоя льда, что мои снегурки расползались в разные стороны, а у брата лезвия были тоньше, вгрызались в ледяную корку, и он скользил более устойчиво. Так я его зацеплял снегуркиным крючком, он падал, а я раскорячивался дальше.
Скоро брату надоело ползать по улицам, мешая редким прохожим комфортно падать без нашей помощи.
Он потащил меня на каток. О, в то время каток представлял для ижевского общества то же самое, что сегодня лыжи для конькового бега! Огромная толпа околоспортивного общества делает монотонные круги по стадиону, залитому прекрасным слоем льда. Я своими снегурками, которые расползаются, угрожая мне растянуться в гимнастическом шпагате, делаю постоянные зацепы неосторожных конькобежцев.
Брат, наточивший свои коньки качественно, а мои - так себе, проносится круг, в то время, как я - полкруга. Уронив полдюжины плохо стоявших на коньках человек, я утомляюсь беспредельно. Начинаю канючить, чтобы сманить брата домой. К тому же, вспотев от слишком тёплой одежды, я начинаю по-настоящему мёрзнуть. Мы с братом заходим в теплушку, снимаем коньки, после чего, отдохнув минут пятнадцать ради меня, идём пешком домой.
Эти походы на каток продолжались каждую зиму, как только наступала суббота.
Брат учился в то время в школе, ему было не до меня, и в будни я продолжал свои катания по улицам, примыкающим к моему дому. Помню, я всегда возвращался домой для того, чтобы с огромным трудом вернуть чувствительность моему носу и пальцам ног и рук.

Не знаю, сколько градусов мороза было в ту или в те зимы, но я благополучно избегал серьёзных обморожений. Со временем у меня появились коньки с ботинками.
Вот в них мои ноги страдали от мороза весьма серьёзно. Всё же валенки для морозных вечеров были предпочтительней.

Могу с твёрдой уверенностью сказать, что эти суровые зимы были связаны с послевоенным временем. Ведь во время войны много леса было истреблено. Северные ветры свободно проникали в наш край.

Сегодня мои коньки где-то в хозяйстве завалялись. Лыжи стоят в углу коридора без использования. Все спортивные мероприятия сохраняются в виде пеших прогулок по близстоящему лесу. Да и прогулки стали редкими.
Как же меняется круг интересов с годами! Хочется дольше лежать на диване и вспоминать, вспоминать!

Ижевск, 2011 год