О смерти

Николай Нефёдов
Смерть – заключительный акт жизнедеятельности любого живого существа
 
Смерть не есть отрицание жизни, а лишь последний её шаг. Любое осознающее себя существо не в состоянии определить (осознать) как начало, так и конец собственного существования, и само в себе не имеет ни начала, ни конца. Для умирающего, последняя секунда – вечность. В этом смысле, даже для ярых материалистов, душа, как целостность сознания сама в себе, бессмертна. Есть грань между ощущениями умирающего и окружающими, умирающий воспринимает смерть как избавление от страданий, а окружающие как лишение каких-то своих благ, достижение которых обусловлено умершим. Правда, при смерти некоторых, окружающие испытывают облегчение, это либо при смерти преступников (жизнь которых - надругательство над жизнью других), либо при смерти неизлечимо мучительно больных. Но, с точки зрения умирающего смерть всегда благо, по крайней мере, на момент смерти. Будь то мученик болезни тела или души.

Смерть индивида – механизм сохранения и совершенствования вида
 
Это легче всего просматривается при сравнении биоэволюции с техноэволюцией. Любая машина в процессе эксплуатации изнашивается и рано или поздно подходит к порогу нерентабельности, когда расходы на эксплуатацию превышают доходы от неё. Кроме физического износа есть и моральный износ техники, когда её производительность (доход от эксплуатации/расход на эксплуатацию) становится меньше средней величины производительности новой техники. Интересно отметить, что чем примитивней механизм, тем длинней его «моральная жизнь» (топоры, лопаты, ложки, тарелки и пр.), точно также как и в биоэволюции – чем примитивней, тем меньше скорость видоизменения (объём изменений качества/количество поколений). Теперь представим, что представители какого-то вида бессмертны. Это означает, что в течение всей своей жизни они могут размножаться без изменения своего генофонда, т.е. без эволюции. Т.о. бессмертие возможно лишь при неизменных условиях окружающей среды, в которой отсутствуют конкуренты вида. Но при ограниченных ресурсах, после достижения определенной плотности популяции с неизбежностью возникнет внутривидовая конкуренция. И чем острее будет нехватка жизненных ресурсов, тем жестче будет борьба за них, борьба не на жизнь,  а на смерть. Более слабые будут погибать, а сильные побеждать и оставлять потомство. Т.е. смерть есть атрибут ограниченности жизненных ресурсов.

Симбиотическая организация бессмертных организмов, когда отходы жизнедеятельности одних являются жизненными ресурсами для других (чем больше отходов, тем больше ресурсов) сильно напоминает вечный двигатель и его реализация ведёт к самоизоляции такой системы. Это означает, что такие системы, если и существуют, то никак не взаимодействуют с окружающей средой, а следовательно не существуют для неё. Заключительный акт самоизоляции такой симбиотической системы как акт достижения идеального совершенства для неё, есть, в то же время, акт её смерти для окружающей среды.