Плевала я на твой мундир!

Борис Ящук
                Плевала  я   на  твой  мундир!


   Как-то  сидел  за  письменным столом, наводил  порядок   в  ящичках  и  наткнулся на коробочку….   Там  лежали  ромбик  нашего  училища   и  очень дорогой   мне значок «За  дальний  поход».  Вот уже   тридать с лишним лет минуло, но перед  глазами  тот  памятный  день, когда  после похода  нам  вручили этот знак и отпустили в отпуск.
Получив отпускной билет и литер, вылетел из Владика  в Москву, там пересел на  Николаев  и через  полтора часа  уже обнимал своих  родных. Папа с мамой  были обрадованы  несказанно,- свалился, как снег на голову. Жена с сыном  буквально повисли на  шее… Семилетний  Тимоха   первым увидел  мой новый  значок и  даже  оставил в покое  кортик  и внимательно  складывал  буквы   на  эмали :  «  З-з-з –за    Д-д-д-д-а,…л- мягкий знак…. Я помог сыну: « За дальний поход», Тимошка!
   Теперь  мой взрослый сын  Тимофей, заглянувший в мою комнату, когда вернулся  с работы  ,  застал меня за столом. Он  наклонился  ко мне, полуобнял  и почти по-детски  «заржал» -  а помнишь наш  с  тобой  «поход»????!!!
          Сейчас об этом вспоминаешь только с улыбкой, а  тогда……  Тогда начался самый  радостный мой отпуск в кругу  любимых  моих людей. Особенно сиял  сыночек. Он в теле не умещался  от переполнявшего  его  счастья  - его  папка-  военный   моряк.  Папка такой  красивый, особенно  в белоснежном  парадном мундире и с кортиком, блестят на солнце  золотом погоны, пуговицы, кортик, якорьки на тужурке  и  красивая –красивая фуражка, которую папа разрешал Тимоньке одевать. Как тут не радоваться?  А  когда  Тимка с папой  выходил на бульвар адмирала Макарова, то он так гордился папою, которого приветствовали встречные  военные моряки.  А Тимкины  приятели   немножко завидовали  ему, их папы не были военными… Но Тимка не был гордецом и на  походы в город приглашал многих своих друзей. Так мне приходилось водить с собою целую ораву пацанвы и я не считал такую миссию обременительной.
        Водил я их  в кино, в павильон  мороженого, катал на прогулочном  катере, водил в военно-морской  музей .  А  в один из солнечных июльских дней, накануне  дня Военно- Морского Флота, уговорили меня пацаны   на  поход  в  старый  городской  зоопарк. Предложение показалось мне  заманчивым , - кто бы кроме меня  смог мальчишкам  всё рассказать  об  обитателях зоопарка?  Ведь   я    учился   в школе  рядом  с зоопарком  и забегал   туда каждый день, знал каждую  зверюшку!Тогда зоопарк был на улице Адмиральской...  Когда мы были классе в  восьмом, то невольно сорвали урок геометрии, потому что все приникли к окнам. В тот момент по улице  Малой Морской   из морского порта в зоопарк  на цепи  грузовик  волок  слонёнка. Малышка уже и не сопротивлялась, послушно  тащилась, раня противной цепью  свою  ногу. Всех одноклассников возмутило жестокое  обращение с животным.  На  переменках мы бегали смотреть на слонёнка, которого поместили в крытый  вольер и назвали Мери.
Так что рассказать мальчуганам о зоопарке  было что.  А говорящий   красно-синий  ара по кличке  Самсон  мог  отменно говорить, а когда его одолевали надоедливые посетители, мог послать всех  совсем непечатно  с  морским  жаргоном…
        И вот мы отправились в зоопарк. Я  хотел накинуть  лёгкую цивильную одежду, но Тимка  так  просил, так просил, что пришлось идти  с ребятами при полном параде.  «Мой отряд»  послушно  следовал от клетки к  клетке, внимательно слушал мои рассказы  и тшательно  рассматривали  жителей  этого  живого музея. Долго мальчишки смотрели на большую слониху Мери, которая  нежась  на солнце, время от  времени не  забывала окатить себя  водою из небольшого водоёма.  При этом  она старалась обильно  полить и зевак  зоопарка. Детворе это понравилось и вызвало  весёлый  смех.  Мне     её  выходка была   давно известна, поэтому я  держался несколько поодаль…   С большим интересом дети осмотрели громадное  семейство  птиц, где  особое внимание  уделили попугаю Самсону  и  громадному  ворону по кличке Жора. Ворон был настолько крупен и величав, что поразил воображение  ребят :  Жора важно расхаживал в своей  клетке и не обращал внимания  на посетителей. Птица и вправду  была великолепна – оперение отливало синевой, громадный чёрный  клюв был сантиметров тридцать длиною, а рост ворона достигал около метра.  По секрету сообщу, что эта птица-долгожитель  была гордостью нашего зоопарка. Моё  воинство  вдоволь  насладилось  нашим    походом. Экспозиция  зоопарка из-за тесноты была выстроена так, что завершением экскурсии  были летние загончики для копытных.  А  красочный  плакатик  на  выходе из здания сообщал о новых  приобретениях  зоопарка. Вниманию посетителей были предложены  новички :   антилопа Гну,  серна,  бородавочник  и лама.   С  облегчением я вздохнул, когда мы  направлялись  по дорожке к выходу. Признаться, я был в напряжении, когда дети крутились у клеток хищников и приматов, ведь я в ответе за каждого, кого привёл в зоопарк. Поэтому на  выходе благодушно расслабился – экскурсия  прошла на  уровне…
       А в это время   пацанва  задержалась у последнего загончика, где лама меланхолично пережёвывала   пучок   сена… Мальчуганы  любовались стати  великолепного животного, восхищались красивыми громадными ламьими глазами. Некоторые мальчишки наступили ногами на нижнюю жердь загона и опёршись на верхнюю ближе рассматривали животное…   И хотя это не составляло опасности, я приблизился и заставил ребят  отойти: "На  леера* не опираться!"   За  моими хлопотами, я  не заметил, что ламе наше соседство тоже крепко надоело.  Она  приблизилась к изгороди  и  смачно  плюнула  зелёной  пеной прямо мне в лицо…  Так как фуражку я держал в руке, вся моя голова была покрыта пеной слизи, которая  скатилась  на белоснежный мой мундир…. Дети потеряли дар речи от такого. Но только Тимоха весело рассмеялся и воскликнул: « Папка! Ты такой смешной!»


*  Леер -  ограждение  вдоль бортов корабля