Пески Времени. Компьютерная игра

Андрей Корсаков
Пески Времени.

О божественно - ницшеанском сюжете компьютерной игры.


Я не люблю смешивать компьютерные игры (хотя написал о них целую книгу)  и их "сюжеты" с искусством - как правило, это два разных полюса (если не сравнивать, конечно, с "современным" искусством, полным извращений и мерзот). Но есть пара случаев, о которых Господь не дал мне промолчать.

Это сюжет игры The Suffering («Страдание»), где раскрывается внутренняя борьба человека со злом внутри себя - вам еще предстоит это оценить! - и "Принц Персии".

Prince of Persia - Sands of Time. Автор сценария - Джордан Мехнер.

(род. 4 июня 1964, Нью-Йорк) — игровой программист, дизайнер и кинорежиссёр, окончил Йельский университет в 1985 году, получив степень бакалавра по психологии. Его отец, Фрэнсис Мекнер, — доктор наук, специалист по экспериментальной психологии, бихевиористике, образованию, раннему развитию детей.)


Собственно, оригинальный сюжет самой первой части игры был прекрасен в своей жестокости - у Принца, заточенного в темницу, был всего лишь час, чтобы вырваться из лабиринта и спасти любимую женщину. И в этот час было включено столько страшного, злого, магического и загадочного, что иному хватило бы на всю жизнь... В процессе узнавания адского лабиринта смерти (или жизни?) человек узнавал самого себя... К великому сожалению, по этому сценарию не было создано трехмерных сценок с сюжетными эпизодами. А вот в игре под тем же названием, но уже 2004 года выпуска, все это было, ибо позволяли технологии. И сценарий писал тот же благословенный Джордан Мехнер...

Не стоит путать сценарий игры с одноименным фильмом. Фильм неплох, но он слишком упрощен, дабы не будоражить слабые души рядовой публики, там вырезано все самое жестокое и оставлен некрасивый хэппи-энд, убивающий все лучшее... (не подумайте, что я любитель мрака и зла, хэппи-энды я приветствую, ибо их в мире очень много, на что закрывают глаза люди, не желающие знать жизни).


Вот сухое изложение из энциклопедии - "Принц Персии (как и в оригинальной игре, имя не указано) вместе со своим отцом планирует захватить замок индийского Махараджи. В этом плане им помогает ренегат визирь, который на самом деле преследует собственные планы — заполучить из сокровищницы Махараджи Кинжал Времени, с помощью которого можно управлять Песками Времени, заключенными в больших песочных часах в той же сокровищнице. План визиря нарушается, когда Кинжал захватывает Принц. По совету визиря Принц вставляет Кинжал в песочные часы, чем освобождает Пески Времени, которые превращают его отца и многочисленных воинов в песочных зомби, которых можно уничтожить только ударом всё того же Кинжала Времени. В этот момент Принц и Пески Времени оказываются разделены, и почти вся игра — это длительное путешествие Принца и захваченной принцессы Фары, дочери Махараджи, по огромному замку султана — Азаду — в поисках Песков Времени, потому что повторное использование на них Кинжала может дать возможность отмотать время назад и предотвратить катастрофу."

Но НАСТОЯЩЕЕ сокровище сюжета кроется в крохотных сценках романтической истории, а вовсе не в этом нелепом синопсисе, так сказать.

...

Принц Персии: Пески Времени» - сюжет, заслуживающий быть написанным в древних книгах персидских поэтов... В нем все - любовь, познание жизни, много-много боли, мужчина и женщина, страсть, война, разочарование... Сюжет, в котором прекрасное и злое переплетены так, что распутать этот клубок невозможно; это сюжет, в котором все прекрасное и все ужасное в жизни слилось воедино; это сюжет, о котором пел Ницше в самых величественных моментах своего вдохновения.

Юный принц, воин, случайно попавший в переплет, встречает дочку раджи, Фару, и с ней проходит через различные приключения, потери, боль, страдания.

После всех этих классических моментов узнавания друг друга, взглядов, вздохов, полупризнаний (на фоне и во время жуткой бойни и погибели), нас ожидают замечательные "сверхчеловеческие" моменты...

Однажды, сидя в кромешной тьме гробницы,  Фара рассказала Принцу - обнимая его, согреваясь теплом его тела - о том, как мама в детстве научила ее секретному слову, которое нужно произнести - "Каголукиа", и секретная дверь раскроется, и она сможет убежать, спастись... Он сказал тогда, что это глупость... Но КАК это будет привязано к финалу, еще предстоит оценить.

…Со временем Принц начинает любить эту девушку, его верную соратницу, любить за ее силу, ловкость, волю к жизни - и она влюбляется в него, что так прекрасно показано в одной из многочисленных сценок с вышеупомянутым «полупризнанием».

Но, в конце-концов, наш герой теряет любимую из-за своей ошибки - и какой! - Шекспир бы позавидовал... Но, будучи в состоянии все изменить, он возвращает время вспять, спасает Фару от злого Визиря, и рассказывает ей всю-всю-всю эту историю их любви, приключений и страданий.
Рассказав, он пытается поцеловать ее… но она его отталкивает, ибо в этой жизни она его не знает, потому что они не проходили вместе через Страдание.

Здесь сердце любого должно вздрогнуть! - и оно вздрагивает - ибо в этом сюжете показано, как Жизнь делает из просто красивой женщины - Любимого Человека...  Ведь трагедия здесь не в том, что девушка и парень расстались - трагедия в том, что, не имея Страдания, не проходя через испытания Божии, Любовь не родилась... Не пройдя через Ад, не обрести Рай.

И описать эту разрывающую душу трагедию нужно художественно.

...

"...И принцу, которому раньше нужно было перекручивать сотни минут в разные стороны, потребовалось лишь одно мгновение, чтобы понять все. Это была не та Фара, что проходила с ним через страдания, поиски, опасности; не та Фара, что называла его любимым в момент отдыха после жестокой битвы; не та Фара, которую он защищал и спасал; не та закаленная в бою с демонами и чудовищами женщина его мечты, нет! это была изнеженная дочка махараджи, для которой он - просто незнакомец, позволивший себе лишнего...

В страдании с ней он обрел в ней друга, любимую, соратницу -  а теперь, когда кругом царил покой, когда враг был повержен, и войны не случилось, никто не погиб и все жили в мире, он видел перед собой лишь красивую женщину, благородную дочь великого визиря - но это была не его Фара. Не та, с которой он прошел через ад, не та, с которой он обрел рай. И этот мир, этот покой будет для него пустым и ничтожным. С неким ужасом он осознал, что лишь в бою, страдании и несчастии он обрел Любовь - которую сейчас навсегда потерял. О том, насколько кошмарна жизнь, в которой все получается именно так, а не иначе, он не успел подумать.

....Последний раз он повернул время вспять - в тот самый момент Истины - до поцелуя, который открыл ему глаза на весь ужас мира и радость страдания; и вот он снова стоял перед ней.
- ...Ты думаешь, что я поверю в такую фантастическую историю? Ты думаешь, я ребенок? Что я поверю в эти сказки? - снова спросила она.
- Да, ты права, - сказал он этой чужой теперь, но такой родной девушке, которая навеки останется в его сердце, навеки останется в его душе и воспоминаниях  - и они еще будут мучить его до конца дней, - Я все выдумал.
И ловким движением Принц запрыгнул на ту самую разлапистую ветку дерева, что привела его к ней в первый раз, и был готов уже спуститься, как она воскликнула:
- Подожди!

Сердце его на мгновение застыло в груди, надежда на что-то начала пульсировать в усталом, воспаленном, страдающем мозгу. Неужели этот тихий мир еще может стать для него спасением, или уже слишком поздно?
- Я даже не знаю, как тебя зовут, - сказала она.
Мир снова налился черной краской.
- Просто зови меня... Каголукия, - произнес он и соскользнул вниз по стволу дерева; через секунду он исчез в глубине вековых деревьев.

Фара вздрогнула, порывисто вздохнула, словно бы подавившись самым воздухом, окружавшим этого таинственного незнакомца, след которого уже простыл в гуще леса, окружавшего замок; она хотела что-то сказать, но не смогла - да и не знала, что ей говорить.
Птицы, сидевшие на куполе дворца, вспорхнули, закричали своими странными, резкими голосами, и взметнулись в небеса, накрывая тенью сотен пар крыльев стоящую посреди роскошной царской терассы одинокую девушку. Фара, словно превратившись в столп, немигающим взором глядела в даль леса, где исчез странный и прекрасный воин, имя которому было - Принц Персии".

...

О, эта история сильнее Лейлы и Меджнуна - такого воистину Ницшеанского сплетения добра и зла, кажется, не писал ни один автор. Этот вопрос - любовь ли это, когда все хорошо и радостно? и за ним идут вопросы все более тяжкие! - этот вопрос никогда еще до сих пор не был поставлен на ребро, не был вынесен по ту сторону добра и зла. И понять, ощутить всю силу этого сценария можно, только ощущая мир с позиции полубога, Ницше, святого сатира, гения - необязательно являясь им...
Жизнь, прожитая без страданий - пуста, любовь, не пропущенная через сито тяжестей жизни - ничто. Как это противоречит нынешней идеологии мамоны, как это идет вразрез с убеждениями о том, что любовь - это когда все идеально, сыто, красиво...
Настоящая любовь, как и настоящая жизнь, постигается и познается только в совместном пути, в совместном переживании тягот жизни, в процессе совместного роста, в процессе совместного становления, в процессе совместного расцвета вопреки обстоятельствам, вопреки «злой» воле жизни... И каков был ход автора этой истории, когда он в одно мгновение дал нам понять, ЧТО было познано Принцем за долгие, долгие дни… в один миг эта ловушка времени стирает все, что дала Фаре сама жизнь - и нынешняя Фара, не страдавшая, есть просто красивая дочка богатого купца... В ней нет и не может быть того, что полюбил в ней Принц - а полюбил он далеко не за красоту! Ведь Мужчины любят Женщину за внутреннее ее наполнение, за Жизнь, бьющую из нее ключом, за совместные часы БОРЬБЫ, проявления воли к жизни...

И вот - в один крошечный миг - все, что дало им Страдание, которое - казалось бы! - само по себе ужасно... все было стерто.
И в голове Фары остался лишь покой и свет... и добром ли был для них с Принцем этот покой, мир, радость и улыбки? Нет! Зловеще перевернулась монетка жизни, и добро стало злом, а зло стало добром - что прекраснее, вопросил нас бог с лицом сатира, покой без любви или любовь среди войны? И сатир засмеялся, и заплясал, цокая копытами и хохоча - потому что ответ на этот вопрос - УЖАСЕН. Ужасен, как сама жизнь. Без зла, уродства, позора для Принца нет Любви, нет той Фары, которую он любил....

Ницше, вдохновенный поэт этого мира, певец самой страшной и самой сладкой реальности, пел в своей книге:

"Утверждали ли вы когда-либо радость? О друзья мои, тогда утверждали вы также и всякую  скорбь. Всё сцеплено, всё спутано, всё влюблено одно в другое, -  хотели ли вы когда-либо дважды пережить мгновение, говорили ли вы когда-нибудь: «Ты нравишься мне, счастье! миг! мгновенье!» Так хотели вы, чтобы все вернулось! — всё сызнова, всё вечно, всё сцеплено, всё спутано, всё влюблено одно в другое, о, так любили вы мир, — вы, вечные, любите его вечно и во все времена; и говорите также к скорби: сгинь, но вернись назад! "

Как же верно передано то, что ощутил Принц, да и мы с вами...

Вот тебе мир и покой, сказал Сатир с лицом Бога, - бери его, Принц! наслаждайся жизнью, живи, люби! - и зловещий хохот позади него раздавался эхом - но Мир, Покой, Жизнь и Любовь нашего "принца всей Персии" в этот момент умерли - ибо все самое прекрасное он имел в Войне, Страдании, Смерти...  истина ужасна.

Прекрасная молодая женщина, радость наслаждения миром - все потеряло смысл для нашего героя; и насколько кошмарна жизнь - или все же прекрасна, если во время боев и сражений с ужасами и насилием, посреди зла, позора и уродства Принц обретал Любовь Всей Жизни - да и саму Жизнь?

Всё сцеплено, всё спутано, всё влюблено одно в другое; и говорил Принц  к скорби: сгинь, но вернись назад!

Аминь.