Зал уходящей фантастики

Ирина Маракуева
   Побродила по разным конкурсам, почитала разных авторов, оценила публикации — и пришла к выводу, что мы переживаем закат фантастики мысли и фантастики мечты.
     «Технари» ещё кое-как держатся в научной фантастике, но и их плохо публикуют. Общий психологический фон рассказов и романов депрессивный или нигилистический. Второе потребно издателям почти так же, как бессмысленный экшн, хотя и тут отбор идёт по малопонятному принципу.
     Авторов можно понять: как мечтать о «светлом завтра», когда оно уже и вовсе не проглядывает из подавляющего «сегодня»? А это связывает мысль, делает оптимистичные вещи пресными, и, анализируя отдельного автора, видишь, что самые непроглядные, полные безнадёжности вещи — их лучшие произведения.
     Наконец, даже в протестных романах и рассказах сам протест направлен, за редкими исключениями, на политиков и систему, а не на человеческое несовершенство. Исчез холод ума, возросли эмоции и пафос. Если мы спотыкаемся, то оттого, что не подумали, не просчитали последствий, не предъявили себе претензий, когда совершили ложный шаг. Не надо самоедства — итог всегда суммарен, то есть и мы и иже с нами; но нельзя этим утешаться.
    Так что мы теряем? - Мы теряем фантастику направления Роберта Шекли, мы теряем ранних Стругацких, потому что поздние чуть ли не породили весь последующий «депрессон». Мы теряем Азимова, Лема в его весёлом ключе, они есть где-то, но задавлены, и мы их теряем! Уж конечно, Ефремов тут не при деле: утопия уходит в могилу широкими шагами.
     Когда началась эта гибель? Наверное, тогда, когда культ ума и учёных сменился на презрение к ним, когда возник омерзительный термин «яйцеголовые» и милый Паганель стал потрясать гаечным ключом, а не работать вместе с умным технарём.
     А вслед за исчезновением культа мысли и заменой его культом действия (и, боже мой, выгоды) появились школы, обучающие молодых авторов писать «проходные» вещи. Читай — угождать издателям. А кто сказал, что издатели определяют пути развития человечества? Никак нет. Хотя... Иногда это так, ибо планомерное уничтожение думающих авторов и создание потока пустопорожних комиксов вместо литературы — это политический акт, это влияние на массы, принижение их до абнего, но средний-то выбран ими, смещён к мещанскому, личному, не народному идеалу.
     И люди перестали радоваться мысли, а стали ждать действия и награды за него, превращаясь в ожидаемое нулевое месиво. Одно непобедимо: ложь чуют на уровне живота, и втемяшить её никак не выходит. Вот в этом мы живём-можем, пишем-хороним и ждём у моря погоды.
     Море! Какие прогнозы?