Соблазнение Часть 2

Елена Гвозденко
Наконец, на почти затихшей торговой площади, наступает то недолгое рассветное время, когда места поделены, палатки-укрепления уже застроены и завешаны всевозможным товаром. Время, когда покупатели еще собираются на главное городское развлечение, а продавцы могут выпить первую чашку горячего кофе.

 Давайте вместе с вами прогуляемся по пока еще тихим торговым рядам, подивимся смекалке, с которой продавцы выставляют свой товар в наилучшем свете. Это позже в нашем лексиконе появился термин «мерчендайзинг» со своими «золотыми полками» и способами удержать внимание клиента на нужной позиции. Но в те времена люди, гордо именуемые предпринимателями, мгновенно перестроившиеся в торговых работников из инженеров, врачей, учителей, уже могли читать курсы по этому самому мерчендайзингу, даже не подозревая о существовании такого понятия. На самых заметных центральных или крайних местах палаток развешены наглаженные и очень соблазнительные, недавно привезенные модели, обязательно на манекенах.

Об этих манекенах надо рассказать особо. Появление уличной торговли мгновенно «обрастало» технически. Действительно, в стране почившего социализма торговля сводилась к выдаче некоего пайка дефицитного товара в строго ограниченном количестве «в одни руки».  О каком полете фантазии, проявлении смекалки можно было говорить среди пустых полок? Время товарной конкуренции и погони за интересом клиента породило целый ряд ухищрений, к которым прибегал новый класс торгового работника, так не похожего на своего предшественника. Торговля вышла на улицы, а это значит, что и оборудование у этого нового класса должно было быть легким, мобильным, действенным и многофункциональным. Естественно, привычные куклы-манекены совершенно не были пригодны для палаточной торговли, поэтому, когда предприимчивые китайцы привезли на свои рынки первые пластиковые манекены, на базаре пошло повальное увлеченье этим аналогом среза человечьей плоти.  Позже эти пластиковые монстрики обретут различные размеры, и даже появятся отдельные части расчлененного Франкенштейна. Продавцы, давно уяснившие простую истину, что вид товара на манекене существенно влияет на его привлекательность для клиента, любовно называли эту расчлененку «девочками».  Помню, как на нашем базаре появились манекены-ноги. Представьте, идете вы по базару, и вдруг вас по лбу ударяет отрезанная женская ножка, облаченная в кокетливый ажурный чулок.  Находчивые продавцы, стремясь привлечь внимание к своей палатке, закрепили сие творение китайских кукольников аккурат напротив лба потенциального покупателя.  Весьма неплохой способ остановить людской поток у своей лавочки!!!

Проходя мимо палаток с аккуратными рядами вещей, покупатель не должен даже догадаться, что, практически, каждое из изделий трудолюбивых китайцев прошло предпродажную подготовку. Вечерами предприниматели пришивают пуговицы, обрезают нитки, гладят и стирают. О стирке хочется сказать особо. Это ведь целая наука «освежить» товар, не повредив этикетки и не оставив запаха моющего средства. А не стирать нельзя, иначе уже через несколько торговых дней большое количество вещей приобретут совсем уж нетоварный вид. Представьте ежедневный поток покупателей по, практически лишенной асфальта площади и клубы пыли, сопровождающие это шествие.  А еще наш провинциальный покупатель очень любит примерять новые наряды без всякого желания, а зачастую и возможности, его приобрести.  Особой чистоплотностью люди, живущие с удобствами во дворе, не отличаются. Поэтому злостных любителей преобразиться хоть на мгновение,  продавцы окрестили «серыми шейками», и всеми правдами и неправдами стараются не давать товар в немытые руки.

Помню, в недобрый час пришла в мою голову идея разнообразить торговый ассортимент дамским бельем. Представьте удивление прохожего, случайно взглянувшего на мой балкон, где на пяти веревках сохли бюстгальтеры всевозможных цветов и размеров…

Но удачно развесить аккуратные вещи – далеко не главный талант продавца. Меня всегда поражало, насколько наши люди, лишенные каких-то элементарных знаний в области стиля, быстро, по наитию научились не просто безошибочно подбирать довольно грамотные комплекты, но аксессуары к ним. Действительно, модные бусы, удачно подобранные к костюму кратно увеличивали количество проданных вещей. Для меня, владевшей женской «шпионской лавкой», ассортимент которой включал косметику, бижутерию, парики и очки, грешно было не воспользоваться подобной рекламой. Именно поэтому утром я, проходя по базару, отмечала для себя вещи, идеально подходившие для моих «милых штучек», и мы быстро договаривались с продавцами.

Вдоль торговых рядов спешно пробегают первые покупатели.  Интересно, первый покупатель совсем не похож на своего более позднего собрата. Обычно, это люди, которые пришли на базар именно как покупатели, с совершенно конкретной целью и ограниченной суммой в кошельке. Именно поэтому их взгляд на наше товарное великолепие как-то спешен, исподлобья. Кажется, что для них этот вояж по рынку скорее в тягость, нежели в удовольствие… Более поздний покупатель имеет купеческую неспешность в движениях и обстоятельность в разглядывании всевозможных предложений. Да и одеты они совершенно по-разному.  Утренний одет небрежно, незаметно. А вот поздний – совсем другое дело. Он ведь не за покупками пришел на базар, не для приобретения новых вещей он долго наряжался и готовился к выходу. Для большинства горожан, рынок – единственное развлечение, где можно «на других посмотреть и себя показать»…