Деньги не пахнут!

Игорь Смирнов 2
ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ!

Этот телефонный звонок был для меня полной неожиданностью. Звонила незнакомая женщина. Приятным голосом, представившись продюсером пятого канала телевидения, она предложила мне выступить в её телепрограмме.
 - На какую тему? – осведомился  я.
Несколько замявшись, она ответила.
 - Можно сказать так: «Нравственность в современном российском обществе». Конкретнее: «Проблема отправления естественных надобностей нашими согражданами в общественных местах». Увы, это с некоторых пор стало проблемой!
 - Тема мне интересная, но откуда Вы меня знаете? Не помню, чтобы мы с Вами где-то знакомились.
- Как-то я слышала Вас на радиогазете «Слово». Кроме того, мне говорили журналисты, что Вы редкий в наше время моралист!
 - Спасибо за комплимент! Я не  только не стыжусь, но горжусь этим.  А потому  и не могу отказаться от вашего предложения. Дело в том, что я искренне верю: человечество могло бы избавиться от множества проблем, если бы повернулось лицом к высокой морали, осознав её роль в управлении общественными процессами. Убеждён, в частности, что коррупцию, о которой у нас так много говорят сегодня, в принципе невозможно победить, не воспитав у большинства людей такие качества как стыдливость, совестливость, ответственность и долг. Вот уже более десяти лет я призываю к этому своих сограждан.  К сожалению, пока осязаемыми результатами похвастаться не могу. Но у меня за эти годы появилось довольно много единомышленников, и это внушает некоторый оптимизм!
Обоюдно заинтересованные мы быстро договорились о месте и времени встречи со съёмочной группой: в Пушкине у входа в Екатерининский парк на следующий день.
Несмотря на начавшийся дождь, за десять минут до установленного времени я был на месте. Появилась машина с крупно выведенной красной пятёркой на борту. Из неё вышли три молодых человека. Познакомились. Возглавлял группу журналист, несколько лет назад окончивший журналистский факультет  Санк-Петербургского государственного университета. Его сопровождали два кинооператора. Я представился, назвав своё имя и звания.
 - Вы можете указать место, где бы  хотели говорить на камеру, желательно связанное с нашей темой? – спросил журналист.
 - Невдалеке расположен бывший общественный туалет, в котором после чубайсовской приватизации разместился продуктовый магазин! Думается, на его фоне было бы неплохо поговорить об интересующей вас проблеме!
Идея руководителю группы понравилась. Сели в машину и поехали. По дороге я поделился планом своего выступления. Сказал, что  намереваюсь говорить не только о вызывающих  фактах, но и о причинах возникшей в нашем обществе ситуации.
 - Думаю, моё выступление не очень понравится вашему руководству, и оно вряд ли целиком даст его в эфир! – заключил я своё вступление. - Критические материалы нынешних СМИ обычно не сопровождаются адекватным анализом причин тех или иных неблаговидных общественных явлений. Совершенно очевидно, сегодняшние хозяева жизни в России не хотят, чтобы народ знал их! Однако надеюсь, что продюсер сдержит своё слово и не слишком усердно поработает ножницами! Иначе к чему всё это!?
 - Она умеет держать слово! – заверил меня журналист.
 - Будем надеяться!
Подъехали к выбранному мной месту.
На перекрёстке, невдалеке от бывшего Дома инвалидов Первой мировой войны выделяется  одноэтажное сооружение явно не современной и даже не советской архитектуры с колоннадой у входа. Здание, вероятно, сохранившееся с царских времён, видевшее все грандиозные события двадцатого века, а недавно претерпевшее  метаморфозу, изменившую его первоначальное предназначение на противоположное. Будучи одушевлённым, оно, наверное, сейчас сгорало бы от стыда:  чего ни сделают лишённые нормальной морали люди ради денег! Испокон века здесь был общественный туалет. Удобно размещённый на стыке трёх улиц рядом с одним из входов в знаменитый на весь мир и всегда многолюдный Екатерининский парк Царского села!  В тридцати мерах - монументальные орловские ворота, в сотне – два водовода, когда-то снабжавшие горожан водой. На берегу Виттловского канала – Башня-руина – памятник  победе русского оружия в русско-турецкой войне. Должно быть, российские императоры, повелев построить здесь бесплатный общественный туалет, позаботились о том, чтобы граждане не оскверняли святые, памятные места. Они рассуждали не так, как римлянин Веспасиан  и нынешние российские буржуазные власти. Формулой «деньги не пахнут» не руководствовались!
Между тем операторы установили аппаратуру. Журналист указал мне место напротив бывшего туалета. Когда всё было готово для записи, жестом руки  подал мне знак, и я заговорил.
Начал с того, что с проявлениями бесстыдства и бессовестности в последнее время встречаюсь постоянно и не только в парке и на улицах своего замечательного города, но  и в других местах. Однажды даже был свидетелем того, как компания молодых парней «поливала» стену подземного перехода через Невский проспект возле метро «Гостиный Двор», не обращая никакого внимания на сплошной поток людей, опасавшихся сделать им замечание. И их можно понять: полиция не будет связываться с мелочами. У неё есть дела поважней. Да и служит она теперь не народу, а нуворишам - денежным мешкам, которые пешком не ходят! Простые люди давно не верят, что власть в случае необходимости будет их защищать! Неоднократно видел как, выходя из кафе и ресторанов, молодые люди, не стесняясь своих спутниц, «поливают» ближайшие кусты и клумбы. Встречались и бесстыжие девицы. Эти факты могут подтвердить многие наши сограждане.   Однако важнее поговорить о причинах.
Первая по счёту, но не по значимости, причина очевидна, то есть, видна не вооружённым глазом. За моей спиной - помещение продуктового магазина, которое длительное время служило туалетом, а в результате перестроек и реформ, затеянных горбачевыми, ельциными, чубайсами и их последователями и помощниками, превращённое в торговую точку. Это наглядная иллюстрация того, как  в нашей стране в кратчайшее время создавался класс собственников-защитников буржуазного государства и его архитекторов от гнева одураченного народа.  Ускоренно выращивая свою опору, власти и сегодня приватизируют всё и вся, не заботясь об интересах народа и государства. Приватизированы детские сады, ясли, школы, общежития, туалеты – всё, что годится для получения прибыли. Я уж не говорю о судьбе промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Это другая тема и каждый гражданин ощутил её в розничной торговле. Отечественных промышленных товаров не стало, продукты сельскохозяйственного производства стали импортными!    Таким способом похоронены независимость и безопасность страны! Но вернёмся к нашему разговору.
Из семи общественных туалетов города Пушкина, не считая парковых, в настоящее время два заброшено, должно быть, по причине того, что расположены в неудобных для торговли местах.  Один - превращён в магазин, другой – в кафе, третий – в ветеринарную лечебницу. Действующих осталось два – на вокзале и на рынке! И те стали платными. Для большинства людей, опущенных реформаторами ниже реального прожиточного уровня, двадцать пять – тридцать рублей – значительные деньги! И где же людям отправлять естественные надобности в случае острой нужды? Заметим, что в советское время общественные туалеты были бесплатными также как, к слову сказать, и парк, за вход в который сегодня надо отдать сто рублей! При этих словах на лицах молодых людей появилось удивление. «Кстати, - продолжал я, - униженные государством люди, чаще всего из старшего заслуженного поколения, в отличие от молодёжи, не позволяют себе мочиться при всём честном народе!»
Другой причиной (по значимости первой!) я назвал во многом утраченную за двадцать пять лет перестроек и реформ традиционную российскую общественную мораль. Напомнил слушателям, что человеческое общество управляется двумя видами законов или норм: юридическими и нравственными. Причём до введения римского права (до второго-третьего века до нашей эры) все люди на Земле жили, руководствуясь только законами морали. И выжили! Значит, эти законы не так уж плохо работали! На страже морали стоит, как известно, человеческая совесть, что означает совместное знание и выполнение неких принятых обществом норм. Совесть человеческая - это наш внутренний, духовный судья, всегда находящийся рядом с нами, всё видящий и всё о нас знающий, постоянно оценивающий наши поступки на соответствие нравственным нормам! Внешним же проявлением совести является стыд – самокритика, самоуничижение, самобичевание под влиянием угрызений совести! В отличие от юридического, моральный регулятор жизни в человеческом обществе при высокой эффективности не требует затрат на содержание контролирующих органов и системы наказания! К большому сожалению, приходится констатировать, что нынешнее наше либеральное государство совершенно не заботится о воспитании высокой морали у своих граждан. Более того, его чиновничество, например, высокий чиновник бывший министр культуры (лучше бы назвать его министром бескультурья!) Швыдкой в своей передаче на телеканале «Культура» во всеуслышание заявил, что совесть мешает жить современному человеку. Поразительный факт: отношение к традиционному регулятору жизни в обществе «Совести» у либерал-демократа Швыдкого и у фашиста Адольфа Гитлера совпали! Гитлер шестьдесят лет назад тоже старался избавить свой народ от «химеры называемой совестью»! Кстати, именно Швыдкому принадлежат слова «Русский фашизм страшнее немецкого». Может быть, он причисляет себя к нему? Тогда это фашизм явно не русский!
Обратите внимание на связь понятий «стыд» и «совесть». Ведь если человек лишён стыда, то он лишён и совести! Иначе говоря, человек, демонстрирующий отсутствие стыда своим безнравственным поведением: отправлением естественных надобностей в общественном месте, употреблением матерных выражений, неуважение к старшим, хулиганскими выходками либо каким-то иным способом, способен на любые безнравственные поступки: злоупотребление властью, мошенничество, воровство,  бандитизм и т.п. Совесть его не контролирует и не удерживает, а полицейский с дубинкой, прокурор и судья  далеко не всегда находятся рядом! И не следует удивляться поступкам такого «человека». Возникает вопрос: нынешние власти не понимают или не хотят понимать этого!? Во всяком случае, факты говорят не в их  пользу – воспитанием высоконравственного гражданина наше государство не занимается! Воспитание граждан как процесс обучения нравственным нормам у нас тоже приватизировано - отдано на откуп частным лицам – хозяевам СМИ и родителям. Большинство из родителей ни знаний, ни времени для этого не имеют. Основным воспитателем сегодня стало телевидение! А оно вот уже двадцать лет пропагандирует потребительство, поклонение «золотому тельцу», разврат и жестокость!  В результате мы получили общество далёкое от правильного понимания добра и зла, стыда и совести – этих основ, фундамента  высокой морали! Думается, это  произошло не стихийно.
В таком духе я говорил на телекамеру минут двадцать. Затем старший съёмочной группы вернул меня к основной теме нашей беседы спросив:
 - А что вы можете сказать о судьбе других общественных туалетов в городе Пушкине?
Я был готов к ответу:
- Хотите,  покажу вам бывший туалет, в помещении которого ныне находится кафе! Оставив вопрос об этике этой метаморфозы,  можно на фоне кафе поговорить о гигиене. Посетители и не подозревают, что находится у них под ногами. А если бы узнали, то вряд ли у них появилось бы желание  посещать это заведение. Впрочем, также как и покупать продукты питания в этом магазине!
 - Поехали! – согласился журналист.
Мы сели в машину. Воспользовавшись возможностью, я показал ещё два не функционирующих туалета советских времён и прокомментировал всё сказанное о туалетах: «куда же деваться человеку, если он в критический момент оказался на улице?»
Подъехали к вожделенному объекту съёмки. Сооружение пятидесятых годов прошлого века своим видом соответствовало предназначению, поэтому хозяева укрыли его щитами и растяжками, рекламирующими пиво и длинноногих соблазнительных, бесстыжих красавиц. Для увеличения пропускной способности заведения рядом натянули тент и поставили столики.
Руководитель группы решил для начала снять интерьер кафе. Я попытался удержать, предупредив, что хозяева вряд ли придут в восторг от его намерения. Ведь это пахнет антирекламой заведения. Однако он не прислушался к моим словам и пошёл. За ним послушно последовали операторы. Предвидя скандал, я благоразумно остался у входа. Через пять минут троица буквально вылетела на улицу. За ней показались трое кавказцев. По их физиономиям было видно,  что беседа прошла  явно не в духе взаимопонимания. Хозяева (или их охранники) остались в дверях, а телевизионщики, отбежав десяток шагов, стали сноровисто  устанавливать свою аппаратуру. Ещё надеясь, что мне будет предоставлено слово, я подошёл ближе. Однако ошибся. Сделав непродолжительную видеозапись заведения, они стали поспешно собираться. При этом кто-то из них тихо сказал, что тут можно и пулю получить. Я подтвердил его опасение. Вид у джигитов был весьма внушительным и откровенным.
Свернув аппаратуру и погрузив её в машину, группа тронулась в Санкт-Петербург для доклада начальству результатов. Прощаясь, я спросил: когда программа выйдет в эфир. Журналист назвал дату и время. В указанный срок я включил телевизор, но своего выступления не увидел. Чего и следовало ожидать!
 Нынешние хозяева России боятся правды. Как говорится: «Чует кошка, чьё мясо съела!» А народ русский, благодаря им в значительной мере утративший Совесть, Стыд и традиционную русскую нравственность в целом, ускоренно возвращается в животный мир! Животным эти понятия не ведомы да и не нужны! Деньги, обеспечивающие «красивую жизнь», рекламируемую СМИ, для многих россиян уже не пахнут ни фекалиями, ни мошенничеством, ни прямым воровством, ни даже людской кровью!

июль 2011 г.