Агота Кристоф Толстая тетрадь

Лана Балашина
Я люблю книги со счастливым концом…
Для тех, кто читал, понятна ирония этого предложения по отношению к роману Аготы Кристоф «Толстая тетрадь».
И тем не менее, оторваться от нее я не смогла…
Не нравилось все: простой, лишенный интонаций и метафор язык, которым написана первая часть книги – дневниковые записи детей-близнецов. Не нравились грязь и ужасы, натурализм сцен, которые видят и в которых принимают участие дети. Жестокость, с которой написана эта часть, привела к тому, что я стала радоваться жестокости, проявленной детьми к окружающим, иначе им просто не выжить. Оказавшись в несовместимых с детством условиях, они научились притворяться слепыми, бездомными, невосприимчивыми к боли, голоду, грубостям. Выработали собственный кодекс поведения: шантаж позволен, если нужны деньги для спасения жизни девчонки-соседки; убийство – если человек нарушает человеческие нормы – смеется над евреями, идущими на казнь, и отказывает им в куске хлеба… Покопавшись в себе, обнаружила, что даже неадекватность наказания проступку уже не вызывает у меня неприятия…Я уже приняла условия игры автора.
Вторая и третья части в сочетании с первой, напоминают кафкианские кошмары. Какой-то чудовищный калейдоскоп из крови, грязи, пороков, убийств, смертей любимых людей. В третьей части цилиндр калейдоскопа поворачивается очередной раз и камушки сюжета укладываются в новую картинку…
В общем, так: если вы готовы к нелегкому чтению, готовы понять и принять боль героев книги – «Толстая тетрадь» ждет вас.
Одно скажу сразу – закрыв ее, вы еще долго будете помнить прочитанное. И не сможете открыть другую книгу…