Долгая дорога домой

Сердце Беспокойное
Проселочная дорога с пыльной колеей словно запуталась в высоких, заросших густой травой бугорках. Смотришь сверху и не видно ей конца и края. Справа и слева от нее высятся аккуратные домики. В одном из таких домов и живет Екатерина Егоровна Каменева. В пору ее детства здесь и дорога была другая, и деревья, и люди…Екатерина Егоровна росла в семье простой колхозницы, которая в одиночку воспитывала троих дочерей. Нелегко им приходилось без крепкого мужского плеча, а тут еще война. Это страшное, колючее слово ворвалось в размеренную жизнь сельских жителей, как смерч, искорежив судьбы многих из них. Меньше чем за год линия фронта приблизилась к нашему краю.
Дом Екатерины Егоровны стоял в то время рядом с колхозной конюшней, в которой расположился склад оружия. Немецкая разведка узнала об этом и в скором времени склад начали бомбить с воздуха. Перепуганные жители еле успели скрыться в поле. Дети прижимались к матери, а она только плакала и закрывала им дрожащими руками уши. Взрывы поднимали клубы грязи и пыли, затмевая белый свет. Нарастающий гул пикирующих самолётов оглушал и заставлял буквально вгрызаться в дрожащую землю.
Бомбежка кончилась и семейство с опаской возвратилась к дому, точнее говоря к тому, что от него осталось — к дымящимся руинам. Слава Богу  — уцелела баня. В ней-то и жила Катя с матерью и сестрами еще долгое время.
Однажды в убежище Аксиньи Нефедовны, так звали мать Кати, заглянул солдат. Он занимался вербовкой местного населения на фронт и ему на глаза попалась Катюша — статная взрослая девушка. Ее тот час же определили в армейскую прачечную. С этого и начался ее военный путь. Сначала она оказалась вместе с частью в Воронежской области, в селе Ломовом. Там по одну строну реки расположились советские войска, а по другую немецкие. Каждая минута, проведенная там проходила в страшном напряжении и ожидании смерти. А потом были украинские, польские деревни и города. Как-то Екатерина Егоровна вместе со своим отрядом оказалась в одном из сел, в котором они решили переночевать. Для ночлега выбрали дом на самой на окраине. Беспокойный сон уставших солдат прервала команда командира на рассвете: „Подъем! В селе немцы!“. Собрались в одну секунду и спустя мгновение они уже друг за другом кувырком летели на дно оврага. Там они обнаружили брошенные в спешке другими бойцами шинели. Командир приказал лечь на шинели и замереть. В это время над оврагом начали кружить вражеские самолеты. Они следили за местностью до наступления темноты, потом улетели. Бойцы с трудом передвигаясь на затекших ногах принялись выбираться из оврага, а наверху их поджидал немец, вооруженный ручным пулеметом. Вот так весь их маленький отряд в одночасье превратился в пленных солдат. Подружка Кати, Даша, попыталась сбежать. Бе6дняжка успела сделать всего несколько шагов. Фашист прищурил свои голубые глаза и пустил очередь ей вслед. Девушка на мгновение замерла а потом медленно начала оседать на пыльную дорогу. Ее товарищи ничем не могли ей помочь. За каждым их движением следило темное дуло пулемета, готовое в любую секунду плюнуть смертоносным свинцом.
Конвоир завел пленных в дом. Катя шла последней и ей в спину достались несколько сильных ударов. В доме за столом сидели военные в чужой форме. Один из них оказался переводчиком. Обращаясь к Катерине он спросил:
— Скажи, зачем ты пошла на войну?
— Вы не оставили нам выбора, — смело ответила девушка. — Вы разбомбили наши дома, отняли еду.
Немец удивленно вскинул брови, а затем сказал, кивнув головой на стол:
— Там лежит пистолет, возьми его!
— Зачем?
— Стреляй в меня!
— Я не могу стрелять в людей, — прошептала Катя, глядя ему прямо в глаза. — Я всего лишь прачка!
Немцы о чем-то поговорили между собой и приказали отвести пленных в конюшню. Там оказались еще несколько русских пленных. Катя без сил опустилась на соломенную подстилку. Ее трясла мелкая дрожь.
Наутро пленных повели в Харьков. Очутившись в городе,  девушка приняла решение бежать. Ей удалось незаметно от охраны пробраться во двор пятиэтажного дома. Вздрагивая от каждого резкого звука, Катя с каждым шагом удалялась прочь от своей темницы. Только вот никто из жителей дома не пустил беглянку к себе в квартиру. И тогда она пошла, куда глаза глядели. Добрые люди посоветовали ей поскорее покинуть черту города. Так она и сделала. Девушка шла, не останавливаясь несколько часов подряд. Смеркалось, и она попросилась на ночевку в одном из сел. Но местные жители боялись за свои жизни, и только одна сердобольная женщина сжалилась над несчастной и приютила ее у себя. Наутро беглая пленница снова пустилась в дорогу по направлению к Белграду. Ей очень повезло в том, что на своем пути она встретила добрых людей, благодаря которым она сохранила свою жизнь. Эти люди взяли ее к себе на постой и потом даже записали в местной комендатуре под своей фамилией. Одна из ее спасительниц, девушка по имени Анна, оказалась родом из Задонского района.
И все же Екатерине  не удалось избежать участи многих пленных. Ее вместе с сотнями других девушек увезли в Австрию. Там нашу землячку в качестве работницы в свой дом взяла одна пожилая чета. Целых два года прожила русская девушка в чужой стране работая с утра до ночи, не покладая рук. И только в мае 1945 года советские войска освободили всех пленников. Правда домой, в родную Колыбелку Екатерина попала лишь в августе. В скором времени на месте старого разрушенного дома она выстроила новый. Для нее началась долгожданная мирная жизнь со своими бедами и удачами.
С тех пор прошло много времени, но каждый прожитый день войны для Екатерины Егоровны будто вчерашний. Война — это самое страшное событие, которое ей пришлось пережить. Она благодарна Господу Богу за то, что дал ей силы жить дальше и просит Его теперь только об одном, чтобы помог свидеться с той самой доброй девушкой Анной из далекого села Немцовка.