Авиакатастрофы - взгляд из сегодня

Рубцов Владимир Петрович
Авиакатастрофы – взгляд из сегодня

Была некогда могучая страна СССР. Сейчас на её территории осколки – страны СНГ. Была и могучая авиационная «империя» - Аэрофлот. Сейчас много различных авиакомпаний – как многочисленные сорняки проросло их … «разнообразие» после того, как поле было … заброшено. При союзе было налажено: производство летательных аппаратов, имелась серьёзная база их технического обслуживания, была в стране целая система обучения как лётного, технического составов, так и других многочисленных служб наземного обеспечения. Всё было централизованно. Кто-то такую систему «хаял», кто-то хвалил как позитивный пример. Но, в любом случае, надо ей отдать должное – она многое могла, и могла сделать это оперативно. Даже взять такую мелочь, как воспитание достойной личности, как оказалось, играло очень важную роль в подготовке достойных кадров для авиации.
Что же теперь? Самолёты … падают, падают, падают … с завидной регулярностью, почти той же, что наблюдалась во времена союза в пассажирских перевозках (имею в виду регулярность рейсов, а не катастроф!). С экранов звучат соболезнования, называются кучи веских причин, находят виновных, наказывают, пресловутый человеческий фактор уже привел к оскомине у многих спецов-ораторов от телеэкрана, а катастроф становится всё больше и больше.

Господа (как вариант – товарищи), а что собственно происходит? Да ничего! Происходит то, что и должно было произойти – по-другому то и не должно быть! Ибо, всё – логично! А что же Вы хотели? В чем причины? Почему и … что делать?

Во первых: Не могут те «распиленные» кусочки некогда могучей авиационной организации, выполнять задачи, которые под силу только мощному крепкому «кулаку». Задачи то у такой системы огромные – так и силы у неё должны быть соответствующие. Так что нынешние катастрофы – есть результат этого «распила». Кто в этом виноват? Те, которые сначала ратовали за распил, те, кто ратовал за приватизацию, те, кто набивал свои карманы при её проведении. И это не только касается России. В странах СНГ творится  похожее, а то и похлеще. Ведь что получается: распилили, спецов повыгоняли – родственникам рабочие места же нужнее, спросить с них нельзя по определению, обучение «окоммерчили» - родственники, блатные и крутые, а также их чады имеют по несколько дипломов, но, именно, дипломов, а не знаний и опыта. Руководят службой по «человеческим ресурсам» абсолютно неграмотные, далёкие от авиации, но близкие «по другим линиям и свойствам», люди. У руля стоят откровенные «коммерсанты». Я очень нежно назвал эту категорию коммерсантами, ибо жуликами и ворами имеют право их назвать только судьи после вынесения приговора, чего не может случиться никогда, потому что не может быть никогда. Да и силу они нынче большую имеют – только попробуй так назвать – тут же реально отомстят (десятикратно!). Народ молчит – почему? Да схвачено уже всё давно – рабочий люд окутан их паутиной с ног, до головы. Их многочисленные родственники – те, что приняты на места выгнанных специалистов (по различным надуманным причинам, механизм отбора у людей средств к существованию, тоесть работы, ими уже отточен до мелочей, и подтверждён практикой многочисленных судебных решений), играют роль надсмотрщиков, сиксотов и обыкновенных «сук» - они подсматривают за рабочим людом, подслушивают, записывают на «сотики» и доносят, докладывают, сигнализируют своим родственникам-начальникам. И при этом получают гораздо больше, чем те, которые за них «пашут» во всех смыслах этого слова. Ещё раз повторюсь – первая причина авиационных катастроф заключена в том (что мы сейчас и наблюдаем), что много мелких авиационных организаций способны решать только много МЕЛКИХ задач, большие же задачи могут решать только большие организации. Именно такой задачей и является обеспечение авиационной безопасности. В вышеописанном мной первом пункте, можно было бы «обнаружить» ещё с десяток пуктов-причин (воры-руководители, семейственность, келейность, клановость, национализм, крышевание, круговая порука, связи, взяточничество, подлог и, даже – профсоюз, превратившийся в политическую проститутку, атавизм, апенндикс, рудиментированный денежный придаток – на его деньги руководство приобретает себе …, а права коллектива «сданы» на откуп …, профсоюзный шеф не занимается защитой трудящихся, а вместе с начальником ищет статьи, по которым можно уволить очередную «жертву» -  и это не догадки!), но всё же я закрою глаза на эти причины и под цифрой номер два поставлю … (читай ниже!).
 
Ну не та отрасль авиация, в которой можно устроить здоровую конкуренцию – как при продаже резиновых калош. Здесь решаются глобальные государственные задачи, и решать их должно государство. Большие задачи под силу решить только большому подразделению. Отрасль, разделённая на мелкие части способна решать только мелкие задачи, но никак не стратегические! Это логика! Логика же чиновника, заключенная в набивании своего кармана (к сожалению – наличие вопиющих примеров «честного отбора денег, как у простых граждан, так и у государства -  масса, соответствующие органы об этом прекрасно осведомлены, но … никакой реакции!), есть путь рубления сука, на котором сидишь, индикатором чего стали многочисленные авиакатастрофы. Они просто кричат о сложившемся устойчивом неблагополучии в отрасли.

Второе: Разваленная материальная база. Старые авиалайнеры, устаревшее оборудование, разграбленные заводы, на которых делали и ремонтировали те самые лайнеры. Причины и кто виноват? А те, кто, разрушая заводы, преследовали две «великие» цели – набить свой карман (обогатиться за счет народного добра) и, одновременно, уничтожить то коммунистический социум, которых был основой производственных отношений (коллектив, дух и силу социалистического общества). Буржуям не только не нужны были такие коллективы и та сплоченность, которая царила в них, но и просто – опасны! Девиз эксплуататора – разделяй и властвуй! Поэтому и разрушали новоявленные хозяева, сплоченные коллективы, уничтожали основу социалистического производства. И схему для этого отработали (отточили) подходящую – доводят предприятие до банкротства, средства производства пускают с молотка за смехотворную цену, сами же её и платят … покупая, ну а трудовой коллектив – коленом под зад!

Третье: Разваленная система обучения и подготовки лётных (а равно и других авиационных специалистов – видели, как сейчас готовят к полёту и обслуживают лайнеры в техническом плане?) кадров. Сколько раньше летало самолётов в том же КГУГА – глянешь – ряды бортов, стоящих на стоянках, уходят за горизонт, сейчас – бортов «трудится» всего шесть. А другие лётные училища вообще позакрывали. Ну а что делает нынешнее начальство от авиации на предмет «обучения» лётному мастерству, да и других специальностей тоже (диспетчеры, технические работники)? Из разговоров с пилотами пришел к выводу, что сейчас лётный состав уже на сорок процентов состоит из иностранных граждан. А как отфутболивают нынешних пилотов, ещё находящихся в строю на предмет переучивания? Уму непостижимо – такое впечатление, что во главе стоят враги своего собственного государства, всеми силами работающие на свой карман, в первую очередь, и на благо других государств и народов – во вторую, но только не на своих сограждан. Такое впечатление, что их задача – уничтожение генофонда страны … через катастрофы. Ведь что получается – организует руководство курсы по повышению квалификации личного состава. Ставят условие: если откажешься пройти курсы – пиши … по собственному желанию, не захочешь – способ увольнения по другим статьям уже не просто отработан – отшлифован … без нарушения трудового законодательства. Естественно, соглашаешься. Подписываешь договор на обучение, а в нем в графе стоимости обучения (платит предприятие!) стоит сумма – ПУСТО! На просьбу проставить цифры – работник отдела кадров категорически отказывает, ссылаясь на указание руководства. Отучился, вернулся из командировки - выясняется, что стоимость обучения (срок обучения 24 дня) превышает стоимость обучения в университете (за 5 лет). А если надумаешь увольняться (при этом сумму высчитают с работника), то сумма может быть и больше – кто помешает добавить цифр? Вот такая кабала выдумана с использованием процесса обучения персонала (вот тебе бабка и Юрьев день!). Тут уж не до качества. Но и это ещё не всё – большинству обучаемых же ещё и командировочные выдают. Выдают то, выдают, да всё обставлено так, что в гостиницах не хватает мест. Казалось бы, не беда – много частных гостиниц, без жилья не останешься. Да не тут-то было – по возвращении руководство тебе сообщает, что оно сделало проверку и все документы, полученные учащимися от частников, являются подделкой. О как! И ничего не докажешь. Причем, заметьте – начальство категорически требует вернуть деньги, выданные ранее на оплату проживания, в противном случае грозят увольнением, но с порога отвергают предложение  обратиться по этому поводу в прокуратуру. Вот таким образом они обули почти каждого работника, прослушавшего курс обучения по повышению квалификации, а заодно и государство. Причем, обули дважды: плата за обучение - раз и за жильё - два, и даже трижды, если учесть «пристёгивание» работника к предприятию и отбивание у него охоты на предмет увольнения под угрозой выплаты суммы за обучение. Ну и уж после этого прикрыли себе «зад», задним числом, вроде как отреагировав на безобразия трудящихся (меры приняты!!!), организовав «гарантированное» жильё для обучающихся (без подвоха) в … ну очень отдалённом районе … города (подчистили за собой!). А народ, напуганный начальством тем, что якобы нарушил закон (а на самом деле попав в хорошо «организованные» липкие сети) – деньги, выданные администрацией на оплату жилья, под давлением вернул (ибо протестовать и бастовать запрещено законом – тут же увольнение!), но документы, подтверждающие его оплату администрация не вернула – и деньги себе оставила и документы на оплату тоже – о как (если они поддельные, то либо верните, либо в прокуратуру отдайте, но – нет!)! Нетрудно догадаться – почему так поступила администрация и куда пошли те деньги и те документы. Вот такой «всеобуч» в конечном счете, и приводит к многочисленным катастрофам.
 
Четвёртое: разрушенная инфраструктура. Всё отдано на откуп частникам. Многие аэродромы заброшены. Закрыты многие метеостанции (метеообеспечение полётов), расформированы многие летные медучреждения (медицинское обеспечение и контроль за здоровьем), уничтожена почти полностью инфраструктура МВЛ.

Пятое: Нравственное воспитание кадров. Да, да, именно это! Сколько сейчас кричат о причине авиакатастроф такой, как человеческий фактор? Почти при каждой катастрофе. При социализме во главу угла что ставили? Конечно же не деньги и их добычу любой ценой. Порядочность, ответственность, честность, исполнительность, грамотность, профессионализм … и ещё много-много подобных слов, о которых то многие уже давным-давно и позабыли (какой профессионализм при купленном дипломе или какая ответственность за безопасность полёта, после оплаченной годовой медкомиссии, могут быть иметь место?). А именно из этих капелек то и складывается тот «ручеек», который и питает «реку» под названием «Человеческий фактор». Ведь до чего доходит – на месте второго пилота сидит человек, который АБСОЛЮНО не умеет летать. Что случись с командиром (увы, факты имеют место быть!) – катастрофа неминуема!

Шестое: Контроль. Не будь контроля – расцветут махровым цветком различные «нарушения». А отсюда … катастрофы, как конечный результат. Контроля в авиации, конечно же, хватает – то ни для кого не секрет. Только что толку от того контроля (и он зачастую используется как «аргумент» на предмет выколачивания денег). Сам свидетель – приходит на рабочее место начальник и сообщает великую радость – в твоей смене будет работать сестра самого генерального! А потому «нижайшая» просьба – если ничего не будет делать, если уйдет раньше или вообще не явится на работу – не поднимай шума и не смей сказать что-либо против или вообще что-нибудь, что ей может показаться обидным. Лучше сделай за неё работу сам или по-тихому вызови другого работника на замену. А потом … в течение двух часов не могут дать в работу резервную радиостанцию, вещающую в эфир метеоинформацию для судов, взамен вышедшей из строя. А после смены ещё и грозят … убить, если сообщишь начальству об этом ляпе. И родственников этих становится всё больше и больше. Они у начальников … так быстро плодятся! Вот так и работаешь – один за семерых родственников, знакомых, деток крышующих, крутых, блатных. Откуда при такой системе возьмётся безопасность и страж, стоящий на её охране – контроль? Если что – ты тут же вылетишь с работы, а они – неприкасаемые!
 
Или взять прокурорские проверки – перед нею начальник «настоятельно» рекомендует предупредить всех работников, чтобы рот держали на замке, а на вопросы прокурорских работников отвечали коротко, немногословно и односложно – да, нет, у нас всё хорошо, живём мы хорошо, претензий не имеем, ничего не знаем, ничего не видим, ничего никому не …! И тут появляются сами прокуроры – целых пять штук довольно юных особей – они галопом проносятся мимо, даже не задав ни одного вопроса – типичная классическая прокурорская проверка деятельности авиационного предприятия. Да – зря распинался начальник при проведении «инструктажа по безопасности». Зря!

А ещё седьмое, восьмое, девятое, десятое и так далее! А когда к этому вопросу искусно вплетаются ещё и такие «составляющие», как национализм, клановость, кумовство, знакомство, круговая порука, то вообще – дело труба! Думаю, что не только мне понятно - какие причины приводят к многочисленным авиакатастрофам. Так что то, что мы наблюдаем сейчас – это не из ряда вон выходящие вопиющие случаи – это норма, это логический финал того, что и должно было быть при таком раскладе дел. Другого просто и не должно быть! Когда кадрами руководят откровенно тупые люди, но с великими амбициями и аппетитами – по-другому быть и не может. Катастрофы – это результат! Печальный, но логичный и даже – ожидаемый!

Ну, а на вопрос – что делать (?), ответ дайте сами!

Мне за державы … обидно, господа коллеги, господа граждане, господа президенты – отваге которых можно только позавидовать, ведь и они тоже летают в том же самом воздушном пространстве, хотя и на другой технике, но безопасность стран в немалой степени зависит и от «процветания» авиационной отрасти – думаю, что они это понимают, в крайнем случае – должны понимать … мне так кажется!

09.09.20211г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.