Детская литература глазами психолога

Лидия Огурцова
Каждый человек уникален и неповторим. Его уникальность начинает развиваться в том нежном возрасте, когда душевный мир ещё очень пластичен. Сознание маленького ребёнка –  чистый лист, на который окружающая его действительность, как прилежный  художник, наносит свои первые мазки.
Как формируется мышление ребёнка, как влияют на его формирование литературные произведения?
Согласно теории когнитивного развития, ребенок в возрасте до 2-х лет исследует мир на ощупь: при помощи сосания, кусания, хватания и т.д. В этот период у него развивается наглядно-действенное  мышление. Каждую мысль ребенка, образно говоря, можно видеть в его действиях.
Играя с ребёнком, укладывая его спать, мама или бабушка читают малышу сказку,  в которой действие часто повторяется: «тянут-потянут»,  «катится колобок, катится», «полетели-полетели» и  т. д. Незамысловатый сюжет и чётко обрисованные герои сказочных историй доступны пониманию ребёнка.
В сказках или стихотворениях для этого возраста должно присутствовать достаточно информации  о героях, а также элементов для подражания: «мяу-мяу», «кис-кис», «ко-ко-ко». Повторяя за  взрослым, малыш учится говорить.

Котик*

Маленький котик,
Пушистый животик,
Мягкие лапки,
Зелёные глазки,
Ушки торчком,
Хвостик крючком.
Мяу-мяу, кис-кис-кис.
Ну-ка, котик, брысь!

Далее «маленький ученый», исследуя мир, опирается в познании на образы. У детей начинает развиваться речь, они учатся формировать понятия и подражать взрослым. Основной объём знаний усваивается ими через ощущения. Ребёнок воспринимает действительность не рассудком, а всем своим существом – с помощью органов чувств. По оттенкам голоса, прикосновению руки ребенок улавливает мысли и настроения близких ему людей. В период с 2-х до 6-и лет у него развивается наглядно-образное  мышление.
Часто взрослый, читая или рассказывая сказку, может услышать просьбу ребёнка: «А покажи!». Дети дошкольного возраста ещё не способны мыслить абстрактно, поэтому тексты сказок и стихов, рассчитанных на эту возрастную группу, должны иметь хорошие иллюстрации.
Начиная с 3-х лет, дети играют в ролевые игры. Они легко перевоплощаются в сказочных героев и, следуя сюжету любимой сказки, подсознательно  планируют свою будущую жизнь, моделируют взаимоотношения с окружающими.
Примерно в возрасте 4-х лет дети сами выдумывают разные истории, у них появляются страхи, они просят разрешения засыпать с включённым светом. Многие родители, обеспокоенные чрезмерными фантазиями детей, не знают, как поступить, –  и в результате выбирают неверный путь, наказывая своих малышей. Вы, наверное, слышали от знакомых: «Сын постоянно что-то выдумывает», «Внучка стала обманывать, говорит то, чего не было, придумывает, стыдно перед людьми».
Что же такое фантазия ребёнка? Часто это способ выхода обиды и агрессии, форма психологической защиты. Фантазии ребёнка помогают понять страхи и мысли, которые он скрывает. Это может быть обида и  злость на родителей, ревность по отношению к младшему брату (сестре). Фантазия приходит человеку на помощь в детском и даже подростковом возрасте, давая возможность пережить периоды утраты чего-либо. Фантазии помогают ребёнку перенести разрыв отношений с друзьями, мысли об утрате родительской любви. Фантазия – один из  способов научиться моделям поведения в реальном мире, но, прежде всего, фантазия – это источник творчества.
В этот же период у ребёнка формируется инстанция совести – то, что психологи называют супер-ЭГО. Он уже знает, «что такое хорошо, а что такое плохо», он любит и понимает «правильные» стихи и сказки.

Ёж*
Крошка ЁЖ гулял ночами
На полянке сам, без мамы,
Щеголяя в новых брючках,
В модных остреньких колючках,
Ну, а утром он легко
Пил на завтрак молоко.

Дракон
В книжной сказке жил ДРАКОН,
Всех любил пугать в ней он,
Но однажды тёмной ночью
Сон увидел, страшный очень.
С той поры ему не спится –
Наш Дракон всего боится!

В возрасте 6-7 лет у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Закономерно, что дальнейшие успехи в школе зависят от развития этих типов мышления.
По достижении школьного возраста в ребёнке происходит процесс углубления внутренней жизни. Чувство, пробуждённое в душе ребёнка рассказом, сказкой, стихотворением помогает соединить услышанное с самим собой. Это рождает в детской душе способность к внутреннему сопереживанию.
В этот период своего развития детям часто кажется, что их не понимают взрослые. Вытесняя обиды и страхи, дети нередко болеют, компенсируя тем самым недостаток внимания  родителей к своим проблемам в повседневной жизни.
Сформировавшееся  к школьному возрасту словесно-логическое мышление позволяет классифицировать объекты, определять признаки предметов,  логически оперировать понятиями. В младших классах дети ещё плохо понимают смысл метафор, пословиц, басен, подтекст произведений, ребёнок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Большинство детей правильно определяют переносный смысл пословиц только в 2-3 случаях из 10-и. Многие тексты стихов, в силу несформированного абстрактного мышления, будут просто заучены ребёнком наизусть без понимания  смысла.
Близки и понятны детям стихи и сказки о животных и о детях того же возраста, что они сами. Дети не просто любят такие стихи, но и сочиняют их сами.

Любознательный*

Я упал два раза в речку –
Сам не знаю, почему.
Первый раз, когда кузнечик
Прыгнул в воду, – я к нему.
А второй – когда лягушек
Стал у берега считать,
То по самую макушку
В речку я нырнул опять.
Очень я люблю природу,
Всё хочу о ней узнать.
Правда, если падать в воду,
В школу можно опоздать!
 
Слезинки

Почему мне плачется?
Где слезинки прячутся?
Может, в кончике иголки?
Может, в ранце у Егорки?
В озере на самом дне
Или в папином ремне?
Целый день мне плачется.
Где слезинки прячутся?

К переходному возрасту мир фантазии иссякает. Подросток вдруг оказывается в повседневной действительности, у него созревает способность к самостоятельному мышлению. Пробуждается критика – первый плод самостоятельности.
К 12-и годам  у ребёнка  развивается абстрактное мышление. Он  познаёт законы и правила, ставит для себя цели, строит планы на будущее. Он становится способен к анализу конкретных и абстрактных действий, начинает рассуждать по аналогии и метафорически.
Только после переходного периода подросток готов к тому, чтобы познавать окружающий мир, исходя из сил собственного мышления. Он понимает стихи с переносным смыслом и ценит юмор.

Лев

Лев ел зверей. Он зло творил.
И, словно в назидание,
Он «До съеданья» говорил
Им вместо «До свидания»...

Об изъянах

Я вас прошу: при обезьянах
Не говорите об изъянах,
А то окажется изъян
Не у одних лишь обезьян!
  Л. Кондрашенко

Обычно мы выбираем книги для чтения, не задумываясь о том, какую информацию они несут, но ребёнок впитывает её неосознанно. В сказочных образах он видит, как в зеркале, себя.
Анализируя восприятие школьниками поэтических текстов, я обнаружила, что дети часто идентифицируют себя с героями и ситуацией, которая отражает их собственные душевные переживания, поэтому стихи, написанные от лица ребёнка, оказывают на детей психотерапевтическое воздействие.
Исследование, проведённое среди детей 11-12-и лет, показало, что дети свободно идут на контакт с психологом и легко обсуждают свои проблемы после прочтения стихотворений, в человеку, готовому говорить с ними об их проблемах, а это немаловажно при работе с подростками.
Вот некоторые  слова школьников, сказанные ими при обсуждении стихотворений:
Марина М.: «Мне очень понравились Ваши стихи. В них описывается жизнь детей – и это очень приятно. В одном стихотворении  точно описывается отношение взрослых к детям. Это мне понравилось, потому, что мне казалось, что взрослые не понимают детей, а оказалось, что некоторые взрослые понимают...»
Сережа В.: «Мне понравилось стихотворение о том, как мальчик прыгал по лужам и думал, что его никто не любит, а потом, когда заболел, его все полюбили...»

Корректируем  поведение

Психологам известно, что ребёнку гораздо проще рассказывать о своих проблемах, проговаривая их от имени третьего лица. Этому третьему лицу (герою стихотворения)  проще давать советы и легче их выслушивать от других людей.
Я хочу предложить вам несколько своих текстов стихотворений, которые вы можете использовать в общении с ребёнком для разрешения конфликтных ситуаций, излечивания детских комплексов и страхов.
Начиная работу с детьми, попросите их представить себя художниками и нарисовать свою семью. Это даст вам дополнительную информацию об отношениях ребёнка к членам своей семьи. Далее, прочитав стихотворение,  поговорите с ребёнком о дружбе, зависти, любви. Попросите ответить на вопросы и дать совет герою выбранного стихотворения:

Я большая

У меня сто тысяч бед:
Диму любят – меня нет!
Обо мне все забывают,
Книжки на ночь не читают –
Говорят, что я большая,
Что давно всё понимаю.
Но не знаю я ответ:
Меня любят или нет?

Задайте вопросы: Почему девочка решила, что её не любят? Могла бы девочка помочь в воспитании братика? Что бы вы посоветовали девочке?

Мне нужен друг

Никто со мной не дружит,
А друг мне очень нужен!
Пусть я один конфеты съел –
Но ведь никто их не хотел?
А тайну всем я рассказал –
Так каждый в классе тайну знал!
Твердят: посплетничать люблю –
Я просто правду говорю!
А Славку бросил потому,
Что страшно мне, а не ему.
Вам стыдно с ябедой дружить?
А как же мне без друга жить?

Задайте вопросы: Почему мы все хотим, чтобы у нас были друзья? Каким должен, по вашему мнению, быть настоящий друг? Почему с героем стихотворения не хотят дружить? Скажите, что ему нужно делать? А разве вы никогда не совершали таких поступков: не жаловались, всегда делились яблоками, конфетами, строго хранили чужие тайны?

Зависть

Не живу без слёз и дня:
Что-то мучает меня.
Целый день мне нет покоя,
Настроение плохое.
Мне б игрушки, как у Пашки,
Рюкзачок, как у Наташки,
А ещё велосипед –
У меня такого нет!
Ой, завидую другим:
Почему всё им да им?

Задайте вопросы: Скажите, а почему у героя каждый день плохое настроение? Чему он завидует? А вы бывали в такой ситуации? Что бы вы посоветовали герою?

Петя и его Лень

В  3-А смеются дети:
У доски страдает Петя –
Он опять всё позабыл,
Мел в его руке застыл.
Перепутал в умноженье,
Не решил пример сложенья,
Смотрит грустно в потолок: 
«Ох, скорее бы звонок!»
Почему смеются дети?
Ведь совсем не глупый Петя.
Потому что дружит Лень
С Петей уж не первый день!

Задайте вопросы: А вам известны такие случаи, как тот, что произошёл с Петей? Как часто мы говорим, что нам лень что-то делать? А что всегда делать хочется? Почему? А как сделать так, чтобы неинтересное стало интересным?

Ах, любовь…

Я влюбился в первый раз,
Не свожу с неё я глаз.
Сердце выскочить готово –
Может, сердце нездорово?
Пистолет ей подарил,
О машинах говорил,
Для неё принес я стул,
За косичку потянул.
Может, я не очень сильный
Или, может, некрасивый?
На неё смотрю, смотрю…
Я два дня её люблю.
Я решил на ней жениться –
Как мне этого добиться?

Задайте вопросы: Мальчики, а какими, по вашему мнению, должны быть девочки? Девочки, а какие мальчики могут вам понравиться? Всегда ли дёргание за косички – проявление симпатии? Или это просто невоспитанность?

Нечего надеть

Мне грустно в зеркало глядеть:
Опять мне нечего надеть!
Все шкафчики проверила,
Все платья я примерила.
Коротенькое в клеточку?
Такое есть у Светочки.
А джинсовые  юбочки
У Зои  есть и Любочки.
А розовое платьице
Мне очень-очень нравится,
Но в нём на дне рождения
Была я в воскресенье.
Мне грустно в зеркало глядеть:
Опять мне нечего надеть!

Задайте вопросы: Ребята, скажите, из-за чего расстроилась девочка? А как вы думаете, ей действительно нечего надеть? А почему она тогда так говорит? А бывает так, что у человека много красивых вещей, но они все какие-то неаккуратные? Что значит поговорка: встречают по одёжке, а провожают по уму?

Драка

Я без шишек и царапин
Не могу прожить и дня.
У меня характер папин –
Лезет драка из меня.
Пять минут сидел я тихо,
Лодки рисовал, дома...
Только драка, свистнув лихо,
Снова вылезла сама!

Задайте вопросы: Что можно посоветовать, чтобы избежать драки, герою стихотворения? А всегда ли драки нужно избегать? А бывают случаи, когда драться можно и нужно? Что можно посоветовать мальчику, чтобы драка сидела себе тихонько и не вылезала?

Родительское собрание
Прочитайте родителям эти стихотворения.

Мученья-поученья

Надоело, надоело:
Поучают то и дело!
Мама, бабушка, сестра:
– Ни ногою со двора!
– Не ходи без шапки!
– Босиком!  Где тапки?
Я большой и знаю сам:
Кушать нужно по часам,
Лёжа книги не читать,
Заправлять с утра кровать,
По газонам не ходить,
Шапку теплую носить.
Вам  давно пора понять:
Должен сам я мир узнать!
А меня все то и дело
Поучают. Надоело!

Трудно быть ребёнком 

Родителям ничем не угодишь!
Сижу на стуле: «Ты не так сидишь!»
Молчу – мне говорят: «Опять молчишь!»
Кричу – ругают: «Ты зачем кричишь?»
Совсем непросто мне ребёнком быть!
Родителям так трудно угодить!

Я простужен

Весь день ходил по лужам –
Я никому не нужен!
У всех свои заботы:
У мамы есть работа,
У папы есть рыбалка,
А у сестры – скакалка.
Меня не понимают,
Со мною не играют.
И я ходил по лужам –
Теперь лежу простужен.
Но что-то вдруг случилось –
Всё вмиг переменилось:
Сестра несёт скакалку
И книжку про рыбалку,
Крючки мне дарит папа,
И Тузик тянет лапу,
Украдкой мама плачет,
Целует меня. Значит…
Так значит, я вам нужен!
А я лежу простужен.
Зачем ходил по лужам
И думал, что не нужен?
 
Задайте вопросы родителям: Скажите, кто думает, что это стихотворение выбрано его ребёнком? Как вы думаете, что дети хотели сказать вам этим стихотворением?  А почему дети не могли сказать вам это напрямую? Может быть, вы  хотели бы отправить одно из этих стихотворений своим родителям? Что вас больше всего обижало в отношении к вам старших? Как вы понимали в детстве, что родители вас любят? Как вы понимаете это сейчас?  А как понимают родительскую любовь ваши дети?  Напишите письмо своему ребёнку о своём отношении к нему, не стесняйтесь говорить о том, что вы его любите и о своих требованиях к его поведению. Старайтесь обосновать и объяснить свои требования.
Результаты, полученные мною при проведённом исследовании, говорят сами за себя: из 100 детей, участвующих в эксперименте:
• лирические стихотворения выбрали (запомнили) 8 детей;
• стихи с эпизодами из школьной жизни, стихи о животных, патриотические стихи выбрали 39 детей;
• психологические стихи, отражающие проблемную ситуацию ребёнка, – 87 детей.

Эксперимент подтвердил предположение, что дети лучше воспринимают стихи, которые отражают  их внутреннюю жизнь. В соответствии с этим можно говорить о том, что литература обладает психокоррекционным воздействием и может помогать ребёнку решать его психологические проблемы и проблемы, связанные с самопознанием.

Что же следует учитывать педагогам и родителям при выборе детской литературы? Главное – это сможет ли ребёнок, в силу своих возрастных особенностей развития мышления, понять это литературное произведение. Иногда писатели создают образы, трудные для детского восприятия, используют лексику, не соответствующую возрасту ребенка, взрослый юмор, описывают недетские эмоции. Встречаются произведения, написанные сложно и назидательно. В детской литературе нужно не просто обозначить чувство (например, горе), а  дать его в развитии, показать,  в чём оно проявляется (крик, плач),  обязательно логически завершить ситуацию, показав ребенку выход из неё.

Во многих странах Европы разработаны методики  использования литературных произведений в довольно неожиданных сферах. Передовые методики  штайнеровских школ включают в себя  рекомендации по обучению детей в соответствии с типом темперамента. Рассказы и стихотворения, с которыми работает учитель данной школы, должны быть обращены к детям всех четырёх темпераментов. В 1-м и во 2-м классах дети глубоко вживаются в элементы стихотворного ритма и такта. Каждому темпераменту соответствует определенный ритмический размер.
К примеру, стопа холерика – это двусложный, активно восходящий ямб (та-т;). Стопа меланхолика противоположна по качеству – это углубляющийся в себя хорей (т;-та). Стихотворные стопы для сангвиника и флегматика трехсложные, и это придаёт такту устойчивость и шутливое настроение. Для флегматика используется нисходящий дактиль (т;-та-та), а для сангвиника – восходящий анапест (та-та-т;).
Специалисты, работающие по данной методике, считают, что когда стихотворные образы, соответствующие его темпераменту, достигают сознания ребёнка, он испытывает чувство удовлетворённости и становится более уравновешенным.


*В тексте  используются  стихи  автора
Глава книги «Подарок из прошлого. Сказочная терапия для начинающих»