Итальянцы предпочитают отдыхать подальше от моря

Юрий Красавин
ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ


Собираясь в этом году в отпуск, вдруг обнаружил, что поездка к Средиземному морю обойдется мне дешевле, чем к Черному. Железнодорожные билеты каждый год дорожают, и этим летом  “Российские железные дороги» запрашивает за проезд в плацкартном вагоне из Новгорода-на-Волхове до Адлера и обратно уже 8 тысяч рублей. Такой суммы хватает на то, чтобы оформить шенгенскую визу в европейские страны, на микроавтобусе доехать из Великого Новгорода до финского городка Лаппеенранта, там сесть на самолет малобюждетной авиакомпании и улететь в Милан. А оттуда поездом итальянской компании «TrenItalia» легко добраться до Ривьеры.

У меня при подсчетах даже ещё осталась пара сотен рублей на покупку русско-итальянского разговорника, что тоже было нелишним. Плюс к тому экономится два отпускных дня, потому как путь к Средиземноморью занимает лишь сутки. Вот почему этим летом я изменил привычке отдыхать на Черноморском побережье. Хватит чебуреков — переходим на пиццу!

Салюто итальяно

Есть разные способы ездить за границу. Более года назад я вступил в клуб гостеприимных людей, действующий в  Интернете.  За это время принял два десятка путешественников из разных стран мира. Всех встречал-провожал, кормил, спать укладывал у себя дома, а денег не брал. Рейтинг мой благодаря положительным отзывам вырос, и я в свою очередь этим летом стал проситься в гости в разные итальянские города, рассчитывая при переписке на взаимность. Запросов  написал немало, но согласие пришло в основном из малых городов провинции Лигурия, что распласталась по берегу итальянской Ривьеры: Сан-Ремо, Бордигера, Сестри Леванте, Савона. По эти адресам я и поехал.

Особенно меня порадовало соглашение принять меня в Сан-Ремо, потому что это очень известное место для россиян. До революции здесь отдыхали русские аристократы и члены царской семьи. Сто лет назад в Сан-Ремо была была освящена православная церковь — Храм Христа Спасителя. Она и сейчас сразу же привлекает взор, делая город немного родным, русским.

Молодая итальянка Валерия, социальный работник по роду занятий, проживающая одна в самом центре Сан-Ремо, рискнула принять незнакомого ей вояжера из далекого Новгорода. Впрочем, мужчин она не боится. Её задача — наблюдать за поведением нарушителей общественного порядка из числа тех, кого в тюрьму сажать будет слишком сурово, но наказать все же надо. Вот и пусть посидят на домашнем аресте, потрудятся на общественных работах, а Валерия проследит, наставит их на путь истинный. Меня страж порядка встретила хорошо, сразу предложила связку ключей от квартиры, а также прогулку по городу, в которой она попробует быть гидом. По-английски Валерия говорит не очень бегло, но понять её всегда было можно.

В наши дни Сан-Ремо хорошо известен россиянам прежде всего благодаря проходящему здесь фестивалю итальянской песни. Поэтому в начале экскурсии по городу я сразу же попросил показать кинотеатр «Аристон», где проводится Музыкальный фестиваль Сан-Ремо. В начале 80-х прошлого столетия весь СССР с ума сходил от популярной музыки из Италии: Умберто Тоцци, Рикардо Фольи, Рикки и Повери, Аль Бано и Ромина Пауэр, Эрос Рамазотти, Матиа Базар, Тото Кутуньо — кто не знает этих имен? Все они вознеслись на музыкальный Олимп благодаря Сан-Ремо, где каждый год итальянцы дарят миру по крайней мере одну прекрасную песню.
Сегодня от «Аристона» по улице Джакомо Маттеотти ведет дорожка, на которой выложены имена победителей.

Многие таблички с названиями песен и именами звезд, правда, уже затерты каблуками прохожих. Например, название песенки-победителя конкурса 1964 года «Non Ho L'eta'» едва различимо в пыли. А ведь какая вдохновляющая была музыка! Мне было три годика, когда мои родители крутили на радиоле раз за разом пластинку-миньон. Слов я тогда не понимал, но мелодию хорошо запомнил. «Я слишком молода, чтобы любить тебя», — спела, оказывается, шестнадцатилетняя Джильола Чинкветти и покорила своей девичьей откровенностью всю Европу, победив с «Ноно лета» также и на конкурсе Евровидения.   

Валерия, как выяснилось, тоже большой меломан. В квартире у неё я сразу заметил обширную коллекцию музыкальных дисков. Однако песни «Ноно лета» в ней не оказалось. Поморщилась Валерия и от имен известных мне звезд итальянской эстрады, которые я стал назвать. Лишь старина Челентано удостоился снисходительно-нейтральной оценки, мэтр все же. Остальных жительница Сан-Ремо звездами просто не признает. Мне она назвала с десяток других итальянских имен, которых я никогда не слышал. О вкусах не спорят, а потому мы сошлись на том, что Валерия найдет время даст мне возможность послушать музыку настоящих звезд.

В Сан-Ремо  в тот день на улицах было очень шумно. По городу бродила группа молодых барабанщиков, приехавших из Барселоны. Громкий стук диковинных ударных инструментов был слышен на несколько кварталов. Он бесцеремонно врывался в окна квартиры, которую Валерия снимает в чердачном помещении пятиэтажного здания на Римском проспекте. Здесь было, впрочем, неплохо. Меня вполне удовлетворил предоставленный в коридоре у входа в однокомнатную квартиру диван. К тому же к приезду гостя Валерия приготовила пиццу с базиликом — типично лигурийское блюдо, как объявила хозяйка. Ритмическая какофония за окнами сопровождала нашу трапезу. Видно, уличные артисты из Каталонии решили наполнить шляпы в руках евроцентами до краев.

Никто не тянул

К вечеру выходного дня Валерия объявила, что уезжает из города в горы, где у неё намечена уже встреча с друзьями. «Здесь слишком много отдыхающих и очень шумно», — резонно заметила она. Мне же было предложено либо присоединиться, либо проводить время по своему усмотрению. Никто парня в горы не тянул, я сам согласился. Оставаться одному в милом, но все же незнакомом городе мне показалось скучным.

Около часа автомобиль Валерии карабкался в горы. Лишь затем мы остановились близ турбазы, что была расположена на высоте плывущих мимо облаков. До них было рукой подать, как до подушки, хотя мы поднялись на высоту полутора тысяч метров над уровнем моря. Чистый воздух, зеленая травка, где-то в тумане бренчат глухие колокольчики пасущихся овечек. Что ещё нужно туристу для отдыха? Осмотревшись, мы поставили палатку и стали ждать других участников горного саммита. Они стали подъезжать на скутерах, машинах и фургонах.

В одном из домиков на колесах накрыли стол. На нем быстро появились вино и домашняя пицца. Схема та же, что и в России, подумал я, только вместо привычных шашлыков выпечка. В Италии, как я заметил, предпочитают обходиться без мяса. «Мы не вегетарианцы, но мясо в пищу употребляем крайне редко», — заметила Валерия, когда я вытащил из своего рюкзачка припасенную на такой случай колбаску салями. Попробовать её, впрочем, попробовали. В Италии принято все пробовать и делиться, будь то на пикнике или в поезде.

Разговаривали обо всем. Как я понял, итальянцы не в восторге от своего экстравагантного премьера Сильвио Берлускони. Их интересует, действительно ли  россияне настолько уважают своего главу правительства, что готовы опять выбрать Владимира Путина президентом. Также выяснилось, что мои новые знакомые знают российских режиссеров кино и смотрели многие свежие фильмы российского проката.  По-английски мы обсуддили «Царя», «Остров», другие фильмы. А вот про звезд поп-эстрады разговор не получился. Российских итальянцы совсем не знают, а своих победителей Сан-Ремо так же, как и Валерия, не считают кумирами.

Ночные часы

Слово за слово, тост за тостом... Приближалась полночь, когда кто-то сказал: «Ну, хватит болтать. Пошли!» Мне было предложено поспать в палатке или идти в составе десятка полуночников в поход по горам. Конечно же, я пошел вслед за дружной компанией! К концу первого часа подъема в гору всё-же не выдержал и поинтересовался: «А сколько километров ещё идти?» Валерия объяснила: «Здесь километрами не меряют. Часами. Три часа ещё».  «Ну, спустимся-то мы быстрее, часа за два», — добавили из темноты. Я был не самым старшим в группе, но в гору поднимались подготовленные, тренированные люди в специальной обуви, с палками типа лыжных, а я был в простых кроссовках. Потому и дышал тяжелее, и останавливался чаще.

Во время коротких передышек казалось, что звезды становятся все ближе. Один из участников похода вытащил фотоаппарат и нацелил его в небо. На мониторе программа подписала: Венера, Плутон, созвездие Большой Медведицы. Звезды светили в абсолютной тишине и это была прекрасная музыка!

Полная луна хорошо освещала путь, но идти было все труднее. Повернуть назад я не мог – русские ведь не отступают! А как же суворовцы шли через Альпы по заснеженным перевалам, да с военным обмундированием? Пришлось и мне дальше шлепать по военной дороге, проложенной в горах перед Первой мировой войной. Примерно на середине пути встретился родничок, потом мы набрели на вкопанный в землю столб, обозначающий границу между Италией и Францией. Когда-то она доставляла немало хлопот жителям и правителям обоих государств. Сегодня — не более чем географический раритет. «Схожу-ка во Францию», — пошутил я. В три часа ночи я ещё был способен шутить. Вскоре мы добрели до бастиона, построенного почти на вершине горы.

 Молчаливый и гордый, он долгие годы служил приютом разного рода отшельникам. Здесь я присел и сказал уже вслух: «Баста!». Силы были  на исходе. Задумка организаторов похода, как выяснилось, была забраться на самую вершину горы и с высоты примерно 2100 метров над уровнем моря на рассвете попробовать разглядеть берег Корсики. В ясную погоду это возможно. Однако туман и холодный ветер, а также мое плачевное состояние заставили группу отказаться от такого плана. «В следующий раз Корсику посмотрим», — решили итальянцы, и потихоньку отправилась вниз. К пяти утра одним из последних доковылял до лагеря и я. В кустах побрякивал глухой колокольчик — одинокая заблудшая овечка напомнила о себе. «Полезай в палатку!», — скомандовала поджидавшая меня Валерия. 

К рассвету Альпийский поход для меня был закончен. Славное было время...