Малороссийские штуки-1. Интродукция

Александр Скрыпник
Несколько рассказов со сквозным сюжетом... прям повестушка получилась.


Какая это сказка – шестьдесят часов отпуска!
Первые двенадцать из них я провел в блаженстве и неге, следуя завету кого-то из древних: пол-отпуска сидеть в кресле-качалке, а затем уже начинать раскачиваться…  Но, когда праздника осталось  ровно двое суток, я спохватился – что останется в памяти от такого отпуска? – и рванул в турфирму «Фолк», когда-то и кем-то рьяно мне нахваливаемую.
  «Фолк», правда, не очаровал сходу: тесноватый офис и блеклый клерк с воспаленными до красноты глазами. Впрочем… все мы с кроликами  схожи при хроническом нашем недосыпе! А  туроператор оказался вполне адекватным  и всего-то за пятнадцать пунктов, списанных из моей карточки, разрешил предварительно опробовать предлагаемый тур «Накра».
- Накра – это что? – напрягло меня название.
- Тур так называется, - простодушно ответил парень. – Сейчас его заказывают чаще всего. Гастрономический тур... Проходите в кабинку, датчик натурализации  пока не даю, погружение пробное, через тридцать секунд вы вернетесь автоматически.
 Кабинка транспортации, вопреки мрачным ожиданием, была не убитая, новенькая и опрятная.  Клавиатура  была  с кириллицей, я запустил транспортацию с ником «Накра»…
Возникла вибрация и легкий гул. Не было ожидаемой тошноты – потому, наверное, что погружение было не полным. Через несколько секунд вибрация прекратилась, гул затих и стены кабинки стали полупрозрачными.

Я огляделся. Высокогорное плато, зажатое со всех сторон горами, дальние вершины снегом покрыты. Под ногами невысокая, будто подстриженная,  жухлая трава.  Справа – странные строения, похожие на крепостные башни, слева   пасутся бараны…или овцы… - что-то лохматое . Прямо передо мною горит костер и доносится дразнящий запах жареного мяса. У костра четыре фигуры на корточках, закутанные в странные  накидки – мехом наружу.  На подстилке перед ними белые круглые лепешки, зелень, полые рога почему-то и кожаный мешок округлых очертаний. .. Впрочем, назначение загадочных этих столовых приборов выяснилось тут же – один из усатых и небритых горцев схватился за мешок, остальные – за рога и полилась по этаким кубкам кроваво-красная влага (я вздрогнул)… наверное, вино все-таки. Осушив рога одним духом (однако!), горцы потянулись за зеленью, когда один из них на ровном месте вдруг закричал высоким гортанным голосом «Та-ая, та-ая!..», а остальные тут же многолосьем грянули  вслед за ним… овцы нервно сбились в тесный круг…
 И я вдруг понял – без всякого датчика натурализации – что, не допив вино до капли, грозные мужики не разойдутся. Я прикинул литраж этой емкости и моя печень обреченно заныла…

Но материализовались стены и в кабину заглянула любопытствующая физиономия туроператора – ну, как?
- Такое дело…- замялся я. – Вино… в таких количествах… не пью, в общем.
- Вино не пьете?! – визави был явно озадачен. – Тогда…не знаю… Водка? (я слабо икнул, но вялый мой протест был проигнорирован) Попробуйте набрать «Гетьмановка». Тоже – гастрономический тур. Им редко пользуются, но – вдруг…

Дверца захлопнулась, делать было нечего, я набрал «Гетьмановку». Вновь неполное погружение, полупрозрачные стены… здесь уже вечерело. То же лето, сочная зелень травы. Не было гор – на ровной, как стол, местности нарядные беленькие домики с расписными ставнями янтарно светились под заходящим солнцем на заднем плане, впереди низкие длинные столы прямо на траве, а дальше вместо баранов мирно пасутся лошади и коровы… большие… наверное, быки все же. Прямо передо мною был странного вида большой шалаш… и в нем опять же четверо мужиков! Напитков видно не было, но тут на меня дохнул ветерок и запахло ( колбасой? ) так, что у меня в животе заурчало. Настолько звучно, что я испугался – не услышат ли? Не услышали. Усердно поглощали, пачкая длинные вислые усы… ну, точно! – колбасу и сало. На этот раз не было накидок мехом наружу, у всех были  белые вышитые рубашки и белые вышитые же короткие курточки.
- Гей, крамарь! – грузно оборотился  один из них.  - Хлебного вина честной компании! Полуштоф!
 Опять вино! но из хлеба?!

Впрочем, долго удивляться не пришлось. Материализовались стены и возник туроператор с немым вопросом в раскрасневшихся глазах. С каждым  таким неполным погружением таяли кровные накопления на карточке, таяли драгоценные  минуты отпуска. Оппозиция уверяет, что нынешний кабинет министров планирует  ввести поминутное исчисление отпуска… меня передернуло… да и есть хотелось ужасно:
- Согласен на Гетьмановку!

   Продолжение - http://proza.ru/2011/09/09/1081