Бартер

Ольга Дороженко
  "Повезло" же нам жить в эпоху перемен. Всему украинскому народу. До Европы рукой подать. Розово мечтается. И хочется и колется. В сладких миражах слышится шелест оконно-дверных евро!
   - Посмотрите же на нас, взгляните на глобус!  Мы же всем телом в Европе. Присмотритесь,  вот же мы - в самом центре!
   - "Душу й тіло ми положим" за Евросоюз! У нас и союзный опыт имеется. Возьмите нас.   
   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
   - Сначала умойтесь, приоденьтесь, не воруйте, реформы одолейте!
   - А без реформ нельзя?
   - Нельзя!
   - А может НАМ можно?
   - Нельзя!
   - А может салом возьмете?
   - Нельзя!
   - А много этих реформ?
   - На ваш век хватит.
   -Шутки шутками!Но!- Умру я скоро, а пенсии не увижу, - канючит сосед. - Не выдержу и украинцы не выдержат!
   - Молодежь, им все по барабану, выдержат, а нам и правда не видать Эйфелевой башни и корриды, не плавать в гондоле - загнемся на  работе! - вторю я  соседу.
   Во дворе, на работе, в троллейбусе  разговоры только о ней, любимой, - пенсионной реформе.
   - Доживут ли наши мужики, измученные нарзаном, до шестидесятипятилетия? Дотянут ли наши женщины, рабочие лошадки, до шестидесяти?  - муж мой своему принципу "терпение и выдержка - незаменимые качества военнослужащего" внезапно изменил, впал в глубокое унынье.
   Десять процентов будущей заработанной за сорок лет службы  пенсии  - коту под хвост! Я про свою учительскую мизерную подачку  молчу в тряпочку, мокрую от слез.         
   - Эх, Лапуша, нам ли быть в печали? Не хандри! Да на твою пенсию мы загуляем. Бесплатно будем на трамваях кататься - древним Львовом любоваться!  Много ли нам будет надо?  Манной кашки поели,  водичкой запили и вперед!"Лишь бы не было войны!"
   - А поехали завтра за святой водой куда-нибудь? Помнишь, из Почаевской лавры привезли - месяц пили - на десять лет помолодели и все грехи из организма вымылись?
   Будущий пенсионер, без энтузиазма разглядывая карту Львовской области, вымолвил:
   - Везде были, не были разве только у черта на рогах.
   - А смотри - Подкамень, недалеко от Брод!Там как раз Чертов камень,вот и побываем у черта на рогах! Поехали, развеемся. А вечером... коньячок откроем. Стариной тряхнем! Не горюй. Сколько той жизни.
Коньячок-   заманчиво. Супруг соглашается, но по привычке бурчит, что бензин дорожает, Россия Украину не уважает, будущей пенсии и вовсе на бензин не хватит.
   - Когда не хватит, тогда и будем дома в телевизор пялиться! Поехали!
   Едем. Осень еще несмело коснулась листвы пастельными красками. Только ярко-красная рябина напоминает о поре очарования. Жизнь снова прекрасна. И не важно, что дорога в Подкамень фронтовая. "Танки грязи не боятся!". Слушаем радио, любуемся родными просторами. Расслабились. Ан не тут-то было! Тема все та же - пенсионеры и по радио подсчитывают убытки, не хотят быть подопытными кроликами. Депутаты успокаивают, мол, потерпите, откроется второе дыхание, зря, что ли голодомор пережили... украинцы живучие. Еще чуть-чуть - зарплаты будут, как в Швеции. Радио выключаем... . Но тема остается.      
     - Воинственной  была  я  коммунисткой.
     Потом за Украину глотку драла,
     Но вот беда, идейным платят мало.
     Вот пенсия! О так! О тож!
     В Европе даже чаю не попьешь! - сочинила я экспромтом стишок.
     Муж криво улыбнулся:
     - Остапа понесло.
     - Все депутаты  и два Виктора в придачу
     Мне обещают зарплату, дачу.
     Глаза закрою - в многозвездочной Европе!
     Глаза открою - все в той же ...., -  спела я на приблатненный мотив.
     С песнями въезжаем в поселок Подкамень. Глаза от удивления расширяются, как у инопланетян. Красивейший монастырь, с башнями и бастионами. Заходим в Вознесенский костел, богато украшенный скульптурами. Задираем голову - на высокой колонне  осеняет нас крестом золотая Божья Матерь. Радуемся, что идет реставрация, что римско-католический монастырь "Происхождения Дерева Креста Господня" возрождается из руин. И все это рядом! А мы и не знали!
   - В этой угловой башне был заточен казацкий полковник Семен Палий, предводитель казацкого восстания начала 18 века, противник Ивана Мазепы, - просвещает в надежде заработать пару гривен молодой человек.
   - А вот там есть колодец сто метров глубиной, его рыли восемнадцать лет! А когда-то в монастыре находилась чудотворная икона богоматери СНЕЖНОЙ, поляки вывезли ее во Вроцлав. 
   Счастливый экскурсовод, зажав в руке гривны, моментально исчезает. А вот и цель нашей поездки - рядом с монастырем огромный велетень - камень, камень-скала! Из-за скалы, как привидение, вырастает еще один "краевед" и сообщает, что камню миллионы лет, в языческие времена на нем стояли идолы, загадочное племя белых хорватов  устроило здесь капище, а христиане встроили в камень деревянный храм.
   - А какая высота камня? - интересуюсь я.
   - Чертов камень - высотой шестнадцать метров!
   Немеем от удивления. Вокруг камня белые старинные огромные кресты и надгробные плиты.
   - Это казацкое кладбище, - уточняет гид,- могилы казаков Семена Палия и Богдана Хмельницкого.
   Местные козы, без всякого уважения  к прошлому,  разгуливают по надгробным  плитам. Вдали виднеются золотые купола Почаевской Лавры. История вокруг нас!
   - А почему камень Чертов?
   - А все из-за монастыря. Давным давно появилась в обители икона Божьей Матери. Все, кто ее видел, становились добрее и светлее. Не стало больше в этих местах ни злобы, ни зависти, ни недоверия. Ангелы шептали людям  в уши только добрые слова. Люди стали жить, как родные. "Бог дал родню, а черт вражду". Осерчал  Лукавый, подлетал к левому уху, нашептывал свои козни, а люди  не слышали его. Решил тогда Нечистый вывернуть в Медоборах-горах глыбу и сбросить ее на монастырь. Ночью связал своим хвостищем  скалу, копытами обхватил и полетел с тяжелой ношей к монастырю. Вот уж и монастырь показался, но неожиданно    громко прокукарекал петух.  Наступило утро. Черт испугался и выронил камень рядом с монастырем. Огорчился Немытик и исчез из этих мест навсегда. И живут до сих пор в Подкамене прекрасные люди, а кто к камню прислонится, тоже станет счастливым.
   - А есть ли в Подкамене памятник петуху? Вот гуси спасли Рим и стали священными!
   - Наши "священные" кур топчут и орут по утрам, вместо будильника, - засмеялся  паренек.
   Только к концу дня мы вспомнили про святую воду. Местные мужики, с загадочной усмешкой, объяснили, как доехать к святому источнику.  С удовольствием напились свежей воды, наполнили емкости, постояли у креста, сфотографировали Божью Матерь, склонившуюся над святой водой. Удивились, что никто кроме нас воду не набирает. Счастливые отправились  восвояси, уступая дорогу священным петухам и курам.
   Пенсионная реформа и прочая ерунда нас больше не волновала.
   Дома открыли бутылку дорогого коньяка. Пить не стали - запах коньяка вызывал тошноту. "Паленый" коньяк вылили в раковину. Неделю пили святую воду. На дне рождения у подруги от одного вида спиртного помутнело в глазах. Любимое шампанское вызывало рвотный рефлекс. "Ларчик просто открывался ". На фотографии  святого источника в Подкамене  на кресте прочитали надпись: "Крест победил поганство, победит и пьянство!"
   Если мы всего через неделю стали полными трезвенниками, почему бы Украине не поменять  чудодейственную, уникальную воду бартером  - литр воды  на литр бензина,  в соседнюю Россию?  Всем ведь будет польза.  Бензин дешевый,  народ счастливый! Пенсионеры спокойные. Украинцы ведь добрые в глубине души, воду у них выпросить можно, не то что снега зимой. Сами протрезвели и братьям-россиянам поможем. А ТРЕЗВУЮ Россию и умом все поймут и аршином побоятся мерить. Вот такой бартер.