Исаак Гирше Грюневальд

Улексия Миссосупова
Isaac Hirsche Gr;newald 2 сентября 1889, Стокгольм – 22 мая 1946, Осло
Шведский художник-экспрессионист, сценограф, педагог и писатель еврейского происхождения.
Сигрид Хейертен Sigrid Hjert;n 1885 – 1948.Шведская художница-фовистка, супруга Исаака Грюневальда.

Грюневальд был ведущим представителем первого поколения шведских модернистов на протяжении почти всей своей карьеры, охватывающей четыре десятилетия (с 1910 по 1946 год).
С 1905 года, в течение трех лет, Исаак изучал живопись во влиятельной художественной школе Союза шведских удожников.
В возрасте 19 лет, в 1908 году, Грюневальд приехал в Париж, где вскоре начал учебу в Академии Анри Матисса (1908-1911), главного проповедника идей экспрессионизма и фовизма во Франции. Академией громко называлась большая комната в старой часовне монастыря по бульвару Инвалидов, где постоянно толпились десятки студентов.
В 1909 году, выставив свои работы вместе с группой скандинавских художников в художественной галерее Халлдинс, молодой художник получил признание у себя на родине.
В этом же 1909 году Исаак познакомился со своей будущей женой, художницей-фовисткой Сигрид Хейертен. Сигрид родилась в Сундсвалле и приехала в столицу учиться в колледже ремесел и дизайна. Девушка изучала текстильный дизайн.
Исаак предложил Сигрид поехать вместе с ним на стажировку в Париж. В 1910 году девушка вместе с Исааком приехала в Париж, где в 1910-1911 годах училась живописи тоже у Матисса.
Женились влюбленные в 1911 году, а с 1912 года Исаак и Сигрид стали вместе регулярно выставляться у себя дома и за рубежом.
В начале 1910-х супруги стали членами группы молодых скандинавских художников, известной как "De Unga" (Молодежь). В 1915 году Исаак с женой выставлялся в галерее «Буря» (the Sturm) в Берлине.Грюневальды в 1910-х годах имели огромное влияние Матисса, большое значение для них значило и творчество Сезанна. Это «французское» влияние ярко выражено в картине Исаака «Иван в кресле» (Ivan in the Armchair, 1915, Музей современного искусства, Стокгольм), которую я, увы, не нашел. Но есть другие картины, которые не менее ярко показывают, что Исаак и Сигрид пытались подражать своему Учителю.
В 1912 году Исаак выиграл творческий конкурс украшения зала регистраций вновь построенной Стокгольмской ратуши, но поскольку художник собирался писать росписи стен в стиле фовизма, ему было запрещено выполнить этот проект.
В 1915 году Грюневальд сделал документальный фильм, в котором он с Сигрид и еще несколько пар показывали, как нужно танцевать квик-степ, вальс-бостон и танго, то есть танцы, модные в то время.Во время участия в 1918 году в собственной «Выставке экспрессионизма» в галерее Liljevalchs в Стокгольме Исаак опубликовал свой манифест «Нового Возрождения в искусстве».
В этом манифесте, в частности, говорилось:
«Двадцатый век, с его поездами, автомобилями и самолетами, дает людям беспрецедентную возможность для новых впечатлений. При этом, пейзаж за окном автомобиля, уже не тот же пейзаж, что и увиденный, стоя на обочине. Электрические, яркие огни отменили ночь в больших городах и дали нам невообразимые световые эффекты. Нервы и тревога, которыми характеризуется современный человек, также оставили свой след в современном искусстве. В прежние времена у художника было больше времени останавливаться на деталях. Но теперь, когда художник получает в тысячу раз больше впечатлений, чем художник прежде, способы его самовыражения тоже должны быть другими».
Свой манифест Исаак прочел перед двумя зрителями – женой Сигрид и другом и коллегой Леандером Энгстромом (Leander Engstr;m).Надо отметить, что эта выставка была организована 28-летним Грюневальдом самостоятельно. Он на месяц арендовал галерею, чтобы провести ретроспективу своего творчества, выставив почти 300 работ, в том числе монументальную живопись, которую он предлагал показать в Национальном музее, где зимой 1918 года Карл Ларссон показывал свое «Жертвоприношение». На выставке был показан целый ряд ныне знаменитых произведений художника: "Поющее дерево» (1915), «Сигрид на черном стуле» (1916), «Коррида» (1917, Музей Норркёпинг) и «Арабский танец» (1918). Выставка была воспринята искусствоведами, в основном, как провокация, в средствах массовой информации была проведена дискуссия против «массового производства грюневальдов», в которой даже художник-романтик Карл Ларссон, работавший тоже в стиле модерна, к удивлению Грюневальда выступил с критикой.
Историки искусства часто говорят о том, что супруги активно внедряли модернизм в Швеции и делали все для популяризации того напраления, которым сами были увлечены. В то же время, надо отметить, что эта семья художников никогда не была полностью принята художественным сообществом Швеции и их произведения часто являлись предметом насмешек в прессе. И это неудивительно, ведь в конце 19 века «в моде» был антисемитизм, да и женщин-художниц осуждали за эмансипацию и негодное для настоящих женщин занятие «мазней».
Отчасти в результате этих нападок, Исаак подумывал даже об иммиграции, в 1920 году он вместе с женой и сыном возвращается на время в Париж. Но серия заказов в Стокгольме заставляет его вернуться в Стокгольм, а Сигрид с сыном Иваном остается жить во Франции. Историки утверждают, что одиночество и невоствебованность Сигрид, как художницы, и привели к возникновению болезни, о которой речь пойдет позже.А Исаак тем временем искал подработки, чтобы прокормить семью (ведь у него к этому времени появился уже и 2 сын). То есть, сценографом и декоратором художник стал вроде бы «поневоле».В 1921 году Грюневальд выполнил декорации спектакля «Самсон и Далила» в оперном театре Кунглига в Стокгольме. И опять же, Грюневальда назовут позже «пионером» шведской современной сценографии. При этом будут упрекать за модернистский подход к оформлению, при этом спектакль в декорациях Грюневальда прожил до 1956 года. А еще существует легенда, что Грюневальд, видя успех спектакля, потребовал с оперного театра 75 000 крон (около 1,5 млн. долл. США) за свои декорации, что и не снилось ведущим модернистам мира Пикассо, Леже или Дерену, которые тоже работали сценографами.
В 1920-х годах Грюневальд, наконец, добился коммерческого успеха. Он не только плодотворно занимался живописью, особенно монументальной, которую, перестроившись для «коммерции», писал под сильным влиянием итальянского Ренессанса и барокко. Он неоднократно оформлял спектакли Королевского драматического театра и Шведской Королевской оперы, писал также портреты и занимался иллюстрациями.
Кроме того, Грюневальд - автор многочисленных эссе об искусстве.
В 1925-1926 годах художник украшал стены и потолок в малом зале Стокгольмского концертного зала, где проводятся церемонии вручения Нобелевской премии (с начала 1970-х годов зал носит имя Грюневальда).В 1927 году Грюневальд пишет фрески на вилле Бонньер, построенной в Дипломатическом городке Стокгольма
В 1928 году художник украсил стены Актового зала во дворце Matchstick.
С тех пор художник выполнил более 30 монументальных живописных работ в Стокгольме, Копенгагене и Париже. Последние исследования творчества художника подтверждают, что Грюневальд между 1910 и 1926 годами был в шведской печати главной мишенью антисемитских карикатур, целью № 1 в публичных спорах в вопросах антисемитизма. При этом пресса выказывала враждебность не столько к национальности художника, сколько к нему, как пропагандисту "иностранных" влияний, которые несут угрозу шведской культуре.
И несмотря на знаменательную роль художника в качестве пионера шведского модернизма ,
в шведской журналистике и литературе он до сих пор изображается, как карикатурный «классический» еврей, «гений предпринимательства», занимающийся коммерциализацией творчества и запрашивающий за это впечатляюще высокие цены.
Забегая вперед, отмечу, что в 1930 - 1940 годах Грюневальд выступал в роли «Вечного Жида» уже в нацистской прессе. В 1934 году Грюневальду пришлось столкнуться напрямую со шведскими «коричневорубашечниками», против нацистской пропаганды которых он выступал.

10 января 1925 года городская «Вечерняя газета» Гётеборга писала по поводу открытия выставки художника:
«Выставка художника в художественной галерее города - большое событие для Гётеборга. Имя Грюневальда всегда связано если не с конфликтами, то, по крайней мере, с сенсациями. Многие пожимают плечами и называют его коммерческим рекламодателям, другие хохочут, только услышав имя Исаака, для некоторых он - как красная тряпка для быка, они буквально шипят от злости. Но в итоге многие люди, особенно молодые художники, с большим интересом изучая его художественные произведения, воздают автору безусловную похвалу».Как художника, Грюневальда считали не просто подражателем Матисса, его обвиняли в массовом изготовлении имитации «аля-Матисс» и даже плагиате, поскольку Исааку посчастливилось видеть картины Матисса своими глазами, а вот шведы впервые увидели искусство великого француза только в 1924 году.
Художнику даже не могли простить, что одевался он, как настоящий денди.
Рассказывая об успехах Исаака, я давно не вспоминал о жене художника.
Документы рассказывают, что супруги постоянно содействовали друг другу, радуясь профессиональному успеху своей половины. Среди прочего, они, как правило, распределяли все обязанности, и домашние, и профессиональные, поровну. Впрочем, это подтверждается даже статистикой – Хейртен в своей жизни приняла участие в 106 выставках, Грюневальд – в 166.
Анемоны Грюневальда
Улекса фон Лу
Анемоны в дельфтской вазе - немота и крик полета,
краски берегов Ниссана, взгляд с вопросом ясным "Кто ты?"

Лаконична в белом-синем  и контрастна с ними ваза,
Анемоны - антизимы, эльфы старых шведских сказок.

Будто бы вошел волшебник, прошептал стих заклинанья,
добрый,оттого лечебный, и затихли в миг страданья.

Анемоны в дельфтской вазе - песня северного лета,
в белом и кармине - праздник,пурпур - нотка грусти ветра.

Исаак Грюневальд "Анемоны в дельфтской вазе".
Сигрид писала городские пейзажи, натюрморты и портреты. Ее ранние произведения были написаны под влиянием игривого и декоративного стиля фовизма, который в итоге превратился в ярко выраженный экспрессионизм. Хейертен была изысканной колористкой, которая сознательно помещала холодные и теплые цвета друг против друга на своих картинах.Нужно отметить, что творческое наследие художницы составляет более 500 картин, а также эскизы, акварели и рисунки. И жалко, что творчество Сигрид так «бедно» представлено в интернете.
К сожалению, пара, находясь в браке, часто и в течение длительного времени находилась далеко друг от друга.
Жена Исаака – Сигрид на протяжении долгого времени страдала проблемами с психическим здоровьем, что выражалось в нервных срывах, постоянном беспокойстве и паранойе.
К концу 1920-х годов болезнь заставляет Сигрид бросить живопись. В 1930 году она была помещена в психиатрическую лечебницу, где проведет долгие годы.
В 1932 году Сигрид отпускают домой, но вскоре рецидив болезни заставляет снова поместить ее в больницу. Грюневальд в 1936 году даже пытался провести выставку картин супруги в шведской Академии художеств.

В 1937 году, когда Сигрид была госпитализирована на постоянной основе, Грюневальд развелся с ней и вступил в повторный брак. Говорят, что Исаак женился на своей давней любовнице - Марте Грунделл. «Молодожены» поселились в Сальтсёбадене в доме, который они назвали Солт-Лейк-Клак (дословный перевод означает «Каблук Соленого озера»), но теперь дом известен под именем «вилла Грюневальда».
Красный зонт Грюневальда 2ЯС
Улекса фон Лу
С зонтиком красным
полдень прекрасен в саду,
и ветви сливы

свежестью красок
капли прохлады дают,
образы ливня.

В желто-зеленом земля,
лето в разгаре,
зонтик горит по краям,
словно взлетает,

спрятал и чувства, и снов
синие шлейфы...
Ты подойдешь сейчас снова,
и я краснею.

Ах, это зонтик!
Щеки краснеют под ним,
хоть я бледнею.

В пурпурных нотах
тени. Быстрее шаги...
Чувства затменье...

Исаак Грюневальд. Det Roda Parasollet.

С 1932 по 1942 год Грюневальд был профессором в Королевской шведской академии художеств, а в 1941 году открыл собственную художественную школу в своей мастерской, которая находилась в старом замке.
А трения с коллегами продолжались. Президент Клуба художников Луи Спарр выступал против «ориентализма» в творчестве художника. Эрик фон Розен пытался сместить Грюневальда с должности профессора в Академии художеств, заменив его Оссианом Эльгстрёмом.
В 1940 году художник выполнил занавес в кинотеатре "Дракон" в Стокгольме.Во время Второй мировой войны Грюневальд работал на знаменитом фарфоровом заводе Рёршранд (R;rstrand). Последней крупной работой Грюневальда-сценографа стали декорации к спектаклю Хильдинга
Розенберга «Остров блаженства» в Королевской опере в 1945 году.

В 1946 году художник и его вторая жена Марта Грунделл погибли в авиакатастрофе.
Грюневальд с женой были похоронены на Северном еврейском кладбище Стокгольма в районе Солна.Сигрид Хейртен умерла в психбольнице двумя годами позже, в 1948, после неудачной операции по лоботомии. Интересный факт: в Швеции между 1944 и 1966 годами лоботомию делали 4500 пациентам, большинство этих операций были сделаны женщинам.

Послесмертие

Смерть Грюневальда словно разбудила недавних оппонентов художника в прессе. Но нынешние «инсинуации» против Грюневальда строились на сравнении художника и его первой жены Сигрид. Мол, он – успешный «салонный лев», а она – мученица «Дома страдания». Она - более достоверна и более талантлива, просто «художник революционного духа», а он – плагиатщик, фальшиво-надуманный и т.д. И все-таки, и Исаак, и Сигрид считаются «классиками» модерна в Швеции. Автопортрет Грюневальда (1912) и его картина "Поющее дерево» (1915) появились на шведских почтовых марках.
Поющее дерево Грюневальда
Улекса фон Лу
Сад в Стокгольме, и полна ротонда,
гастролеры с южным канте-хондо.
Ресторан. Огни. Открыты окна,
блик мгновенья встречи для кого-то.

Но никто совсем не замечает
чуда - это дерево взлетает,
и поет, цветочно полыхая,
сказочная песня, жизни пламя.

Это видит маленький ребенок:
"Мама, в небеса открыты окна!"
Дерево взлетает нитью тонкой,
в небо убегая с песней звонкой...

Корни зашуршали, сбросив камешки,
а малыш смотрел и видел сказочность,
Рядом с солнца шляпкой буйно радужной
Дерево парило выше ратуши!

Дерево, поющее, как птица,
хорошо ли в небеса летится?
Есть ли место среди звезд гнездиться,
ты возьми корнями горсть землицы...

Исаак Гирше Грюневальд. Поющее дерево.
С 25 марта по 5 августа 2007 года была проведена большая ретроспектива Грюневальда в Музее Skissernas. Этот музей владеет самой большой коллекцией работ Грюневальда в Швеции.
Сотни эскизов (название музея от шведского skisse – эскиз) были подарены музею самим художником в 1930-х годах, а затем его сыновьями в 1970-х. А Грюневальд был отцом трех сыновей - Торстейна Ридберга, Бьерна и Ивана Грюневальдов, родившихся в 1910, 1911 и 1940 годах.
Работы художника и его жены находятся во всех ведущих музеях Швеции и, например, в Музее современного искусства Аркен в Ишое, Дания.Режиссер Андерс Вальгрен снял о Грюневальде и Хейртен документальный фильм, в который вошли и кадры чудом сохранившегося фильма самого художника 1915 года. Кстати, фильм выиграл Гран-при кинофестиваля в Монреале.
Грюневальд до сих пор является художником, чьи картины очень выгодно продаются на аукционах. Весной 2009 года на аукционе в Стокгольме одна из малоизвестных картин художника была продана за 2,65 млн. крон - около 340 000 долларов США. Закончить материал мне хочется цитатами речи профессора, директора художественного музея, члена Шведской Академии художеств Рагнара Джозефсона, которую он произнес в 1951 году, пытаясь доказать уникальную важность Грюневальда для шведского искусства ХХ века:

«Грюневальд был бесстрашным, с боевым настроением и «драчливым» темпераментом, он с радостью выступил в главной роли, бравурно отметая все обвинения своих недоброжелателей. Он был острой, спорной, но значимой фигурой для нового искусства Швеции.
Нет ни одного шведского современного художника, которого бы широкая общественность гневно обвиняла «во всех грехах», но которого так же безоговорочно принимала и любила.
(В последних словах профессора видится парадокс и чувствуется фальшь – Прим. мое)
Основная черта Грюневальда - его всепобеждающая жизненная сила. Его искусство, как и он сам, кипело жизнью и радостью».
По материалам блога Парашутова - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post134840576/