Киево-Печерская Лавра

Ирина Некрасова
Киево-Печерская Лавра. О ней столько написано в исторической и историко-культурной литературе. Но мы поговорим сейчас о другом. О тех чувствах, которые охватывают тебя, когда ты приходишь туда. С легким сердцем заходишь в этот зелено-белый остров святыни, находящийся в большом современном городе, в городе Киеве, в котором жизнь протекает непрекращающимся и непрерывным потоком. Белоснежные строгие и одновременно прекрасные храмы утопают в изумруде летней зелени. Ведь сейчас начало августа. Это тот уголок города, да и не только города, а страны, который наполнен тишиной, спокойствием, величием.  Но, величие это не только внешнее, оно не показное, как это часто бывает, а внутреннее. Его нельзя не заметить, оно, как бы пронизывает здесь все изнутри, буквально пропитывает здешнюю атмосферу, царящую в этом святом месте. Куда, ни глянешь вокруг Лавры  -  улицы, площади, проспекты, бульвары, парки. Дома, местами буквально наезжающие друг на друга, как будто соревнующиеся между собой – который из них выше и больше по занимаемой ими площади. Машины, троллейбусы, трамваи, замаскированные станции метрополитена – все это в непрестанном движении. Вокруг – толпы пешеходов, которые движутся в диаметрально противоположных направлениях. Это хорошо, когда на улицах большого города много людей, когда все вокруг снуют, бегут, торопятся.  В большом городе и должно быть так.

Но Лавра – это совершенно особый случай. Ты только еще подъезжаешь к ней – и уже чувствуешь, что приближаешься к святым местам. Тебя вдруг охватывает необъяснимое волнение, твое сердце как будто замирает. Ты чувствуешь, что приобщаешься к чему-то такому, чего нельзя передать обычными словами. Да здесь слова не нужны. Нужны только молитвы. Конечно же, главное для тебя здесь – молитвы. Но, попав сюда, невольно ты весь обращаешься в зрение и слух. Эти чувства обостряются здесь до предела и в то же время, все здесь направлено на успокоение человека. А это значит – его духовную поддержку. И в храме слышишь ты самую божественную музыку, из всей, что звучит  на земле. Духовная музыка прекрасна в любой стране. Но, православная, согласитесь – очень красива.

В храме на службе поют поочередно два хора – хор семинаристов и смешанный хор.  Голоса певцов, звучащие  под куполом храма, почти божественны. Постоянные репетиции хора, совершенствующие певческое мастерство певцов, под руководством опытного дирижера, необыкновенная акустика сооружения, призванная усилить и облагородить звучащее здесь пение, сама атмосфера, царящая во время службы, торжественная и в то же время, какая-то наполовину неземная. Торжественность песнопений еще больше усиливается от того, что в молитвах мы слышим старославянский язык, который придает им еще большую весомость и своеобразную, немного отстраненную красоту.

Сюда люди приходят из мирской жизни каждый со своими проблемами, пообщаться с богом и всеми святыми, приходят с верой, многие – за помощью и поддержкой, которой им сейчас так не хватает. Все, кто основал Лавру и своими делами земными и теми, которые послужили продолжением этой земной жизни, наверное, уже в другой форме, помогают тем, кто приходит сюда за помощью ли, за радостью ли, за единением ли с единоверцами или по каким-то иного порядка причинам.   
 
Тут все прекрасно, чисто, да и приходят сюда только те, кто хочет. Все те, кого сюда тянет зов предков, ведь у большинства из нас предки были людьми православными. Над храмами, расположенными у самой реки – великого Днепра,  который и в древности именовался очень красиво – Борисфеном, плывут пышные белоснежные облака. В них  мы можем увидеть все, что захотим. Каждый из нас видит в их рисунке  то, что больше всего волнует его в данную минуту, или вообще в  жизни, если, конечно, у него есть хоть капля воображения. Из-за близости большой реки, облака расположены совсем низко, прямо над землей. И, кажется – достаточно протянуть вверх  руку и ты достанешь хотя бы кончик одного из них. Вот так и основатели города Киева, наверное, впервые увидели очертания  и эскиз первой церкви, из всех тех, что были построены в этих местах. Именно на небе,  в рисунке облаков, украшавших синий небосвод,  и мог впервые возникнуть силуэт этих прекрасных храмов. Великие старцы выбрали красивое и святое место на этой земле. Красивей мест, наверное, не так уж много можно найти!

На то они и святые, на то они и мудрецы, они выбрали очень славное место, такое, чтобы красота его радовала глаз, нежные и жизнеутверждающие звуки ласкали уши того, кто находился где-то здесь, поблизости.  Хотя, возможно, к стезе святых им самим приходилось идти другими способами и путями.
   
В этом единении людей, обращенном  к богу, есть особая мудрость – когда нас много, то мы можем очень много сделать для всех и для каждого в отдельности. Наша сила в нас самих. А бог нам поможет. «С богом!» – так издавна говорили на Руси Великой, перед всяким великим делом.

Сюда идут и идут люди. Их много. Очень, много. Они едут со всей Украины, со всего
бывшего Советского Союза, из других стран. Все хотят посмотреть на эти великолепные сооружения, которые, несмотря на свой возраст, находятся здесь в хорошем состоянии. А главное - посетить великих святых, которые способны и в своей внеземной жизни творить чудеса, исцеляя, помогая, защищая ныне живущие поколения людей, которые приходят сюда за помощью.

И воздух здесь как-то чище и прозрачней, чем везде. В нем будто бы рассеяно что-то внеземное, космическое. В то же время, это наша земля, заполненная пышными кронами  много уже повидавших на своем веку деревьев,  это место вполне земное, занимающее относительно небольшой участок современного большого города. В этом состоит парадокс. И здесь, в этом самом месте, происходит соединение всего земного и небесного. Когда идешь по территории Лавры, то тут, то там из купы зеленых деревьев выглядывают белые башни, покрытые позолоченными куполами, потому что вся территория Лавры имеет холмистую поверхность и от этого ее многоярусного строения, внешний вид становится еще красивей и необычней. По недавно выложенной светлой красновато-коричневой брусчатке, которая призвана облегчить прохождение по этим разно уровневым переходам из одного храма в другой, мы идем легко и безопасно.

Здесь, на территории Лавры расположились и маленькие фонтанчики с родниковой водой, которая бьет откуда-то из недр в этих святых местах. Она здесь необыкновенно вкусная. Наверное, она такая, какой мы знали ее в самом детстве, когда для нас все было ново и непривычно. Люди, приезжая из разных мест, стараются привести домой хотя бы немного этой воды. Считается, что она здесь вся святая.
 
На территории Лавры стоит спокойствие и благодать, несмотря на  то, что вокруг жизнь бьет ключом. А здесь стоит тишина. Здесь вы можете отдохнуть от всего. От шума, суеты, желаний… и, может быть, это как раз то самое место, в котором можно не спеша и спокойно обдумать некоторые свои решения, попросив совета у высших сил в какой-то трудной жизненной ситуации, которая может быть вызвана разными причинами. Кто-то может, пребывая в спокойном и умиротворенном состоянии, пересмотреть здесь какие-то свои внутренние ценности. Просто в этом месте на такие темы хорошо думается, потому, что снимается тот постоянный поток разнообразной информации, который в обычное время и в обычном месте буквально давит на людей. А здесь и в подобных местах, создается возможность обо всем подумать. И все это не зря, наверное, ведь здесь  в пещерах, находятся останки тех, кто своей прошлой земной жизнью заслужил быть названным святым сейчас.

Днепр течет чуть ниже Лавры и  создает особую атмосферу своими очищающими и непрерывно меняющимися потоками воды. Близкое присутствие воды всегда благоприятно отражается  на общей энергетике всякой местности. А здесь сошлись великая вода и святая земля.
 
И, недаром, как и в прежние времена, люди идут сюда за помощью в жизни ли, в болезни ли.  Наверное, нужно помнить свои корни, хранить и беречь их, и не забывать далеких наших предков, для которых православная вера была Святой.  И нам всем нужно помнить об этом.