Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 64

Владимир Смысловский
      А в Таллине мы как школьники шныряли по городу и радостно удивлялись его своеобразным особенностям. Готика порой уводила наши мысли в далекое прошлое и порождала необычный обмен впечатлениями.
  Марочка всегда была начитанней и умней меня в этом отношении, и я с особым удовольствием беседовал с ней.


       Эти гастроли были под знаком наступающего 50-летнего юбилея театра, посему они проходили как-то торжественно А у меня приближался мой 70-летний юбилей.

    Марочка к нему секретно готовилась и ждала из Москвы оказию, с которой и получила для меня подарок. В Москве по этому поводу хлоптала Рика. 12 сентября 1975 года, уже в городе Риге, мне был вручен подарок - наручные часы с будильником. Такие часы были у Акимова и Марочка знала, что они мне очень нравились и старалась их добыть, а это оказалось было не так просто, но помогла Рика.
В Риге мы по желанию Марочки жили в гостинице в большом двухместном номере, в котором в день моего рождения Марочка организовала прием-банкет. А в театре в этот день после окончания спектакля меня торжественно поздравили. Голубовский толкнул очень уважительную речугу, а Крылов вручил мне от коллектива памятный подарок.

   Мы с Марочкой пригласили всех желающих к нам в номер и получилось все очень хорошо. Водки "Кристалл" было много и закуска "аля фуршет" была достойной. Номер наш был завален цветами и было необыкновенно легко жить!


    В городе Риге мы продолжали свои экскурсии и неоднократно посещали органные концерты в концертном зале Домского собора. Это было великолепно. Марочка радовалась. Радовался и я. Казалось можно и нужно радостно жить.
Конечно, жизнь не без огорчений, но надо искать радость, находить ее даже в каких-то мелочах. И вероятно мы старались это делать, и благодаря Марочке, ее умному доброму сердцу это получалось.

    Мы жили! Жили! И дожили до 12 декабря 1975 года, до 46-ой годовщины "чердачной свадьбы" .
Этот наш семейный праздник мы всегда с удовольствием отмечали в присутствии наших многочисленных друзей. Как всегда и на этот раз все было по-доброму торжественно и, конечно, коллектив друзей возглавляла наш пожизненный дружок Машенька Гольцева - бывшая Преображенская. Никто и думать тогда не мог что этот праздник окажется последним. А 25 декабря в театре юбилей.


      Все к нему соответственно готовились. Наш треугольник усиленно хлопотал о получении наград и, в основном, для себя.
Вечером в этот день спектакля не было, а состоялось торжественное заседание, на котором толкались всевозможные речуги. Было много приглашенных и Марочка, конечно, находилась в зрительном зале. В, основном, она была довольна, но несколько обиделась за меня, когда в своем выступлении Людмила Скопина вспоминала своих партнеров в нашем театре и не упомянула меня. Это действительно было странно, ибо во многих спектаклях мы были партнерами. Марочке это было неприятно, а мне в общем было все всеравно. Моя репутация от этого не пострадала. А награждение меня почетной грамотой Верховного Совета я принял с улыбкой.

   И дни побежали. Бегут, бегут - не остановишь. Подступил 1976 год. Как и предыдущие три года его мы с Марочкой не встречали, потому что эти дни для нас были горько памятными. Четыре года назад в эти дни с 30 декабря и по 4 января умирала наша Катенька. Забыть это было невозможно. Првда 31 декабря у нас была дата нашего официального брака в ЗАГСе, посему мы вечером скромно, без праздника, без гостей отмечали ее.
А Новый год по старому стилю 13 января мы праздновали и приглашали гостей. Эту традицию продолжаю ия по сию пору. Не могу забыть, что 28 января в ЦДРИ состоялся вечер памяти актера Церетели. Мы с Марочкой, как бывшие Камерники, присутствовали на нем. Меня просили выступить с воспоминаниями о Николае Михайловиче, ибо я был последним его партнером и другом в последние его дни.


     А через четыре дня на скорой помощи я увез Марочку из нашего дома навсегда. Последующие пять страшных суток я не в состоянии описывать!

    7 февраля 1976 года в 9.30 вечера Марочка ушла. Верю, что ушла в ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ.


      Вот и все!........ эти записки посвящаются Марочке. Марочки больше нет в моей жизни и я ставлю точку. А то, что было дальше...........