Спаситель-2. Быль

Люба Рубик
               (Сокращённый вариант - для конкурса)

                Участники события мой сын и мой дядя с женою.

   Их было трое. Они долго стояли у вагона, прощаясь. Жали друг другу руки, обнимались и целовались. Он желал им счастливого пути, а они всё не хотели заходить в вагон.

Наконец, поезд медленно тронулся. Симпатичный, улыбчивый  майор шёл за вагоном и не отрывал взгляда от  дедушки и бабушки.  Даже когда поезд набрал скорость, он долго стоял на перроне и махал рукою:
 
- Счастливого пути, дорогие наши гости!

Вздохнув облегчённо, Саша поспешил к машине: его с женою ждали друзья на юбилей свадьбы.

   А старички – Семён Иванович и Ольга Константиновна – в купе распаковали вещи, переоделись в спортивные костюмы. Тут и проводник пожаловал:

- Ваши билетики, граждане пассажиры! Куда едем?

- У Ростов-батюшку.- Охотно откликнулся дедок, роясь в карманах в поисках билетов. -  Нам бы вот чайку испить, а то намаялысь на жаре...-  сделал заказ полный, как колобок, Семён Иванович.

- Сейчас соберу билеты, раздам бельё и будет вам самый лучший чай! - приветливо улыбнулся проводник. – Так где ваши билеты?

   Старик долго обшаривал все свои карманы, но билетов в них не нашёл...

- Шо таке, Оль? Я ж клав билеты у карман, а их нема...- огорчился он. – Ты не бачила, де воны?-

- Не, не бачила, Сень. Може, у чемоданах?..- тем же южным говорком отвечала ему жена.

- Так  шукай у чемоданах!

   Старики перевернули все вещи, вывернули наизнанку все карманы, но билетов нигде не было...

- Как же так, без билетов? - строго сказал проводник. -  Без билетов я вас везти не имею права!

- Может, мы заплатим вам стоимость билетов?- предложил расстроенный ветеран войны.

- Что вы? Какая плата? У меня в купе сидит ревизор и бригадир поезда!

- Ну, мы заплатим больше стоимости – торговался Семен Иванович.

- Нет, нет, что вы! Не положено!

- Что же нам возвращаться за билетами, что ли? Может, на другой станции купим новые?

- Другая станция будет через два часа, и там поезд стоит 2 минуты. Вы не успеете.

В это время в купе вошли бригадир поезда и ревизор. Начался торг. Но вердикт был один:

- Собирайте вещи и на следующей станции выходите!

   Пожилой паре ничего не оставалось делать, как собраться и выйти из вагона.

   Как они среди ночи добирались к Саше с глухого полустанка,  это описание достойно  отдельного рассказа. Но уставшая и раздражённая пара еле добралась, наконец, до... закрытой квартиры внука. Сидя на чемоданах, долго ждали возвращения молодых из гостей, пили таблетки и валерьянку...

И разговор при встрече получился не из приятных. Ахи и охи, нападки на молодежь и забывчивость, то да сё...

Виноватый майор нашёл  билеты в грудном кармашке френча и смущённо оправдывался, готовый сейчас же мчаться на вокзал за новыми.

- Та куды ты середь ночи?  Ладно вже... Утром видно буде...

Расстроенные старички долго не могли уснуть - даже с каплями и таблетками.
Утром рассерженных гостей Саша снова проводил на вокзал. Молча выслушал поток упрёков.

И прощались уже не так тепло и долго, как вчера. И потом всю дорогу старики ехали молча. И в Ростове дед всё возмущался этим казусом. Может быть, ворчал бы до конца жизни, если бы не включил телевизор.

   От услышанной новости  его  как кто с постели подбросил:

-...Поезда 211 Новосибирск- Адлер и 212 – Адлер Новосибирск взорвались под Улу-Теляком, в 120 км от Уфы...

   Именно 211-ый, именно в ночь с третьего на четвёртое июня, именно того поезда, из которого их так позорно высадили, как безбилетных зайцев!

   Ростовчане жадно слушали подробности той страшной катастрофы, от которой на голове шевелились волосы и мороз пробегал по всему телу.

- Эта катастрофа остается самой крупной в мире, произошедшей на сухопутном транспорте, – гремело радио  всего мира на всех волнах.

- Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР, произошедшая 4 июня 1989 г. в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от г. Аша (Челябинская обл.) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов…- вещало  телевидение всех стран.

   - Погибли 575 человек (по другим данным 645). 181 из них — дети... Ранены более 600... -  сообщали страшные подробности все газеты и журналы.

   Жутко, невозможно больно и страшно было смотреть на искорёженные вагоны и рельсы, на  горевший  в радиусе 10 км лес, тем более, на раскинутые вокруг фрагменты сотен человеческих тел...

    Санитарных и прочих машин  собралась масса. Пожарники с вертолётов тушили леса, медики и добровольцы носили и возили пострадавших...

    Тысячи людей откликнулись на эту беду, а несчётное количество верующих в мире лавиной кинулись в храмы, чтобы поставить свечи во здравие раненых и за упокой погибших.   

   - Боже, какое счастье, что мы забыли билеты и нас высадили из этого поезда! Мы остались живы и невредимы!- обнявшись, в слезах радости целовали друг друга спасшиеся  супруги.

   И на утро чета Бондаренко тоже отправилась в храм. Помолились во здравие пострадавших в катастрофе, со слезами на глазах поставили свечи о усопших. А ещё по свечке поставили во здравие своего спасителя Саши.

   Затем отправили свои средства на открытый счёт для лечения спасшихся больных. Эту же процедуру повторили и все их родственники, узнавшие о спасении родни.

    И нет смысла описывать телефонные звонки в Курган из Ростова, чтобы передать все эмоции благодарностей Саше за спасение. Ведь старички могли быть там сгоревшими или остаться искалеченными инвалидами. Ведь, по сути, Саша  их спас!

- Спаситель ты наш! – наперебой кричали они в телефонную трубку внуку Саше.

                * * *

   Саша Селезнёв умер в 38 лет от тяжёлой болезни через 11 лет после этой катастрофы 1.4.2000г.

Бабушка Оля  скончалась в 2008 г. на 92-ом году жизни.

   Орденоносец,  ветеран ВОв С.И. Бондаренко  в 2011 г получил новую квартиру в  г. Ростов- на- Дону. Ему 93-й год.


А на том трагическом месте под Улу-Теляком сейчас стоит  высокий обелиск.
(на снимке)

         Сентябрь 2011г