Местное самоуправление взгляд на реформу изнутри

Валерий Дмитриев
    Вопросы местного самоуправления всегда волновали общество, но если в прошлом веке они в основном были предметом дискуссий, то в современный период развития государства российского находят свое практическое разрешение. Об этом свидетельствует практика применения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Прошло более трех лет со дня его принятия - настал момент дать оценку эффективности принятых решений по разграничению полномочий между органами публичной власти, с тем чтобы направить преобразования в сфере местного самоуправления в сторону улучшения качества жизни людей.
За время действия Федерального закона № 131-ФЗ в местных сообществах произошли значительные изменения: образованы новые муниципальные образования, установлены их границы. Успешно решены ответственные задачи по избранию представительных органов вновь образованных муниципалитетов и созданию их администраций. В то же время исполнение федерального закона идет достаточно сложно, не все его нормы согласуются с реальными возможностями. Возникли организационные и финансово-экономические проблемы становления органов местного самоуправления. Объяснение этому найти нетрудно.
    Реформа пришла в сельские поселения, которые сегодня находятся в сложной социально-экономической ситуации. Из-за отсутствия развитого производства люди выезжают из сельской местности. Если раньше руководители предприятий выделяли средства на решение многих социальных задач, то сегодня общественно - экономические отношения изменились, и на поддержание объектов инфраструктуры в рабочем состоянии денег никто не дает.
К тому же принятие федерального закона вызвало неожиданный психологический эффект – у населения появилось тревожное чувство, что государство как бы отгораживается от людей, перекладывает на их плечи все заботы о жизнедеятельности поселений. Но заботиться с каждым годом становится все труднее.
    Демографическая ситуация во вновь образованных муниципальных поселениях характеризуется постоянным снижением численности трудоспособного населения и увеличением количества пенсионеров. В этом -главная причина деградации производства и препятствие для создания новых рабочих мест, которые могли бы стать основой для формирования налогооблагаемой базы.
    Действительно, финансовое обеспечение является одним из самых сложных вопросов реформы местного самоуправления. Предусмотренные законом доходные источники муниципальных бюджетов пока не обеспечивают полного и качественного осуществления органами местного самоуправления установленных полномочий. Местные налоги - налог на имущество физических лиц и земельный налог – приносят в местные бюджеты всего около 20 % от всех доходов и потому не могут дать муниципалитетам финансовой самостоятельности. В связи с этим в ряде муниципальных образований местные бюджеты формируются в основном за счет финансовой помощи из областного бюджета. И, к величайшему сожалению, 90% муниципальных образований являются дотационными.
    Для обеспечения реальной сбалансированности местных бюджетов необходимо увеличить их налоговые доходы. Но как это сделать? Решение о закреплении на федеральном уровне за муниципальными образованиями ограниченного круга налогов вызвано объективными причинами. В случае передачи муниципалитетам большего числа налогов дефицит средств возникнет уже на региональном уровне. Но тем не менее меры по повышению сбалансированности доходов и расходов в местных бюджетах назрели. Требуется усовершенствовать нормативно-правовую базу для реализации 131-го закона. Подготовить поправки, позволяющие не какую-то долю, а весь налог на доходы физических лиц закрепить на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований, или отнести, например, транспортный налог к местным налогам. Могут быть сделаны и другие шаги, но что-то надо делать.
    Ограниченность собственных доходов, неурегулированность межбюджетных отношений - вот та реальность, с которой сталкиваются муниципальные образования. Опыт формирования местных бюджетов в соответствии с положениями 131-ого закона и Бюджетного кодекса показали, что предусмотренная законодательством процедура оказания финансовой помощи местным бюджетам не позволяет обеспечить эффективное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Требуется корректировка как федерального, так и регионального законодательств.
    Одним из вариантов могло бы стать предоставление регионам права по согласованию с соответствующими представительными органами муниципальных образований заменять дотации, идущие из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и районных фондов финансовой поддержки поселений дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов.
    В вопросах разграничения объектов государственной и муниципальной собственности опять тот же камень преткновения – финансовая проблема. Оформление прав собственности муниципальных образований связано с государственной регистрацией прав, недвижимого имущества, технической инвентаризацией объектов, землеустройством. На все нужны деньги. Но даже все налоговые и неналоговые доходы, пополняющие местные бюджеты, не обеспечивают формирования достаточной собственной доходной базы.
    Другой причиной сложного финансового положения муниципальных образований является закрепление полномочий без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников. Так получилось с осуществлением мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной работе, содержанию и строительству дорог и мостов, транспортному обеспечению, благоустройству и т.д.
    Кроме того, муниципалитеты несут дополнительные расходы, связанные с организацией обучения должностных лиц местного самоуправления. Далеко не полностью решены проблемы кадрового обеспечения, повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципалитетов.
    В межбюджетных расчетах должна быть решена, прежде всего, первоочередная проблема - выплата зарплаты, расчеты за тепло-энергоносители, содержание и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры.
    Несбалансированность местных бюджетов наряду с недостатком кадров на местах и неотрегулированностью имущественных вопросов - вот главные причины недостаточной эффективности применения федерального закона. Но точно так же, как нельзя прекратить реальную жизнь в наших городах и селах, так нельзя остановить развитие местного самоуправления.
    Наипервейшей задачей муниципальной власти является создание нормальных условий жизни для населения, чтобы ситуация как минимум не ухудшилась, и по многим направлениям это удается сделать. Разработаны и осуществляются важные программы по социальной поддержке населения.
    Руководители муниципалитетов ясно представляют, что в основном от муниципальных властей зависит, насколько успешной будет реализация приоритетных национальных проектов. Реформа осуществляется в интересах людей и, соответственно, касается каждого гражданина. И это не просто красивые слова. Местная власть всегда была рядом с человеком, очень хотелось бы, чтобы и человек был рядом с властью, понимал ее проблемы, не стоял в стороне от них. Власть готова помочь человеку не быть иждивенцем, не ждать от неё милостей, а самому научиться заботиться о себе, своем здоровье, о семье, о доме.
    Хотелось бы, чтобы федеральные органы государственной власти, формирующие законодательное пространство, побыстрей откорректировали ряд положений 131-го закона и других правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере местного самоуправления. Люди надеются, что соответствующие инициативы будут внесены в Госдуму РФ, что депутаты всех уровней будут настойчивее и целеустремленнее отстаивать интересы населения.
    2007