Кузькина мать или ракеты на параде

Вадим Прохоркин
Как Хрущев показывал американцам  «кузькину мать».
Рассказ участника парадов на Красной площади в Москве.

 
"В нашем распоряжении имеются средства,
которые будут иметь для вас тяжелые последствия.
Мы вам покажем кузькину мать!"

Слова Никиты Сергеевича Хрущёва, сказанные им
вице-президенту США Ричарду Никсону


Наш 637-й ракетный полк, дислоцировавшийся в литовском городке Таураге, имел на вооружении ракеты среднего радиуса действия 8К63 (комплекс Р-12). Ракета 8К63 была создана в Особом конструкторском бюро, г.Днепропетровск, возглавляемом главным конструктором М.К.Янгелем. На вооружение ракета была принята 4 марта 1958 г. и  стала ракетой-долгожителем, она прослужила в ракетных войсках без модернизации 30 лет. Официальный статус Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)получат только 17 декабря 1959 года.
            
Ракеты 8К63, которые по месту их нахождения тщательно укрывались от чужих глаз, свободно демонстрировались на праздничных парадах в Москве. Таким образом, Хрущев показывал американцам и иже с ними «кузькину мать», да и наш народ должен был знать о мощи Советских вооруженных сил.

На параде в Москве ракета 8К63 впервые была продемонстрирована 7 ноября 1960 года. Чести участвовать в парадах с этой ракетой были удостоены два старейших полка РВСН, оба выходца из Капустина Яра, где они когда-то были сформированы: наш полк и полк, который дислоцировался в Крыму в с.Перевальное под Симферополем (позже он оттуда будет передислоцирован). Тогда же, на первом параде, для нашего полка и дивизии, в состав которой входил полк, были получены два Боевых Знамени частей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, с формулярами, подписанными Председателем Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым: Боевое Знамя гвардейского ракетного Краснознаменного Полоцкого полка и Боевое Знамя гвардейской ракетной Краснознаменной Витебской ордена Ленина дивизии.

Парадный  расчет состоял из пяти  поездов, в состав которых  входили тягачи  АТТ и грунтовые  тележки  с ракетами, один из поездов резервный. Всю технику получали на месте - на арсенале под Москвой.
 
С расчетом нашего полка мне довелось участвовать в парадах дважды – в майском 1961 и ноябрьском 1962 года. Через год или два наш полк освободят от этой почётной миссии, поскольку на парадах будут демонстрировать уже более мощные ракеты – миру надо было показать, что СССР не стоит на месте, и на вооружении у него появилась более  мощная ракетная техника.

На майский парад парадные группы выезжали в середине марта, на ноябрьский – во второй половине сентября.  Личный состав групп (около 100 человек) с техникой размещались на Центральном аэродроме, бывшем Ходынском поле, печально известном катастрофой, случившейся в 1896 году на праздновании по случаю коронации Николая II. А в середине 30-х годов на Ходынском поле располагался Центральный аэродром, и там проходили показы авиационной техники и полетов.  С него же легендарный Валерий Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель, пилотировал самолеты.

После расквартирования на парадной площадке, на построении офицеров, проводилась инспекция униформы. Те, у кого она была не достаточно свежей, должны были пошить новую форму. Шили её в лучших ателье Москвы, так что форма  участников парада была «с иголочки». И еще – всем офицерам выдавались кортики.

С собой в Москву брали спирт и не одну канистру, его запасы в полку сохранились еще с тех времен, когда на вооружении полка находились ракеты 8К51, в которых в качестве топлива использовался этиловый спирт и жидкий кислород. Спирт был необходим, прежде всего,  для обслуживания ракетной техники, но играл и другую, корыстную, роль – с его помощью решались многие проблемы: на складах и арсеналах «приобретались» запчасти не только для парадных нужд, но и чтобы увезти с собой в полк. А проверяющие, приезжавшие из подмосковного Перхушково, где находился штаб РВСН, получив флягу спирта, становились мягче и менее придирчивы.
            
Харчевались мы в столовой, кормили разнообразно, вкусно и не дорого. Участников парада «баловали» и дефицитом. Выделенные для расчетов товары распределяли командиры расчетов.

Там, на парадной площадке, мы узнали о первом полете человека в космос. Москва ждала прибытия Гагарина и улицы, по которым он должен был проехать, плотно заполнились москвичами. Не было никакого смысла присоединяться к ним, чтобы мельком увидеть первого космонавта, – по телевизору можно было увидеть гораздо больше. Но прежде чем сесть у телевизора, мы наблюдали пролёт над Москвой самолета, в котором летел Гагарин. Самолет сопровождали четыре истребителя.

Распорядок дня был довольно напряженным. Обслуживали технику, драили её и красили. И бесконечные тренировки. Через Красную площадь тягачи с ракетами должны были проходить с определенной скоростью, строго придерживаясь равнения. Для отработки навыков такого вождения для водителей тягачей и проводились ежедневные тренировки.

А дней за десять до парада, ночью, на Красной площади проводилось прохождение «пеший по-машинному». В прохождении участвовали офицеры – старшие автомашин и тягачей, а также водители. Шли по тому маршруту, по которому в день парада повезут ракеты. Следующая и последняя ночная тренировка – движение через площадь тягачей с ракетами.

После этой тренировки все тягачи были заправлены чистейшей соляркой, пропущенной через фильтры, а баки опечатаны.
          
За несколько дней до праздничного парада проводилась генеральная репетиция всего парада, в которой принимали участие все расчеты. По сути это был тот же парад, который через несколько дней весь мир должен был увидеть на Красной площади.  На генеральную репетицию, на парадную площадку,  приезжал министр обороны Малиновский со свитой генералов. Он стоял у деревянной трибуны, давая какие-то указания окружавшим его офицерам и генералам, и к нему можно было подойти на расстоянии нескольких шагов. И я подходил, и рассматривал его холеное лицо.

Просмотрев прохождение всех расчетов, а иногда они проходили мимо трибуны дважды, а то и трижды, министр делал замечания, которые адъютант тут же записывал в блокнотик. Находясь очень близко от них, я услышал, как министр сказал, что в такой-то колонне, в такой-то шеренге офицер сутуловат, после чего коротко добавил: «Убрать». Судьба этого офицера-бедолаги была решена: он, конечно, был исключен из парадного расчета.

Но вот наступает долгожданный день парада. Встаем рано и наводим марафет. На всех – новенькие мундиры, желтые парадные пояса с висящими на них кортиками, начищенные ваксой сапоги блестят, на руках белые перчатки. В головном газике, возглавляющем колонну,   сидит командир полка подполковник Гаврилов Г.Д. и  еще два офицера, в числе которых и я.

Часа за два до начала парада колонна выезжает из ворот парадной площадки. Маршрут движения: Хорошевское шоссе – улица Беговая - Ленинградское шоссе – улица Горького – Манежная площадь – Красная площадь. По всему маршруту нас встречают толпы празднично одетых москвичей. Они что-то нам кричат, фотографируют. Внизу улицы Горького, не доезжая до Манежной площади, колонна останавливается. Там мы ждем своей очереди, а пока  из увешанных кругом громкоговорителей слушаем выступление министра обороны Малиновского.

Впереди нас ожидают своей очереди колонны другой военной техники. Из громкоговорителей слышим, что по площади проходят колонны воинских частей Московского военного округа, слушатели училищ и академий. После их прохода на площадь двинулась военная техника.

Наконец и к нам поступает сигнал: вперед! Двигаемся к историческому музею, перед ним колонна раздваивается и огибает музей с двух сторон, а пройдя музей, снова смыкается. Через Красную площадь проезжаем за каких-то несколько минут. Когда подъезжаем к Мавзолею, мы - офицеры, сидящие в головном газике, вскидываем правые руки к козырьку в воинском приветствии, и, скосив глаза вправо, пытаемся рассмотреть, а кто же стоит на трибуне. В центре – Хрущев, машущий проходящим колоннам шляпой, рядом с ним Юрий Гагарин, а разглядеть лица других, стоявших на трибуне, толком не успеваем – минута и мы уже у Храма Василия Блаженного. Но вот Красная площадь позади и все вздыхают с облегчением. В полном расслаблении, обмениваясь репликами с москвичами, возвращаемся назад на Ходынское поле. Теперь можно  отметить праздник, но это личное дело каждого.
          

После парада, в конце дня, в Кремле проходил праздничный прием, на который, в числе других, приглашались и командиры парадных расчётов. После первомайского парада на прием ходил командир полка полковник Гаврилов. Он был не очень общителен и ничего о приеме не рассказывал. На ноябрьском параде командиром расчета у нас был командир дивизиона транспортировки ракет и компонентов ракетного топлива подполковник Мосин Виктор Иванович. Он тоже был на приеме в Кремле.

Вернувшись с приема навеселе, Мосин делился своими впечатлениями: кого видел из числа руководителей партии и правительства, кого видел из других известных личностей. А видел он первого космонавта Юрия Гагарина, который был весел и непринуждён и с ним все стремились пообщаться, чокнуться бокалами. Видел и героя гражданской войны дряхлеющего Ворошилова, ему было уже за 80 лет. При нём был адъютант, который не позволял своему подопечному выпить лишнюю рюмку, и увел его еще до окончания приема. Еще Мосин рассказывал, как был сервирован стол, какие на нём стояли вина и яства. Обилия спиртного не было, очевидно, чтобы никто не упился, и генералы – «ветераны приёмов» – еще до первых тостов быстренько переставили бутылки с марочным коньяком к себе поближе.

Получив благодарность от Министра обороны Малиновского за успешное участие в параде, дня через 3-4 парадный расчет, сдав технику на арсенал,  возвращался назад в Таураге.

Вот таким образом и мне довелось поучаствовать в демонстрации хрущевской «кузькиной матери».

Что еще хотелось бы добавить к  рассказу?

Тогда, в мае 1961 г., на Мавзолее были указаны две фамилии лежащих в нём вождей: «Ленин» и «Сталин».  А когда 7 ноября 1962 года я вторично буду принимать участие в параде, тела Сталина в Мавзолее уже не было, и на нём красовалась только одна фамилия - «Ленин».

Решение о нецелесообразности дальнейшего сохранения в Мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина было принято на XXII съезде КПСС, состоявшемся 17 октября 1961 года.  Спецоперация по выносу тела Сталина из Мавзолея  и перезахоронения у Кремлевской стены проходила глубокой ночью с 31 октября на 1 ноября, за 10 дней до переименования Сталинграда. Власти боялись беспорядков и недовольства населения, поэтому закрыли Красную площадь, сославшись на репетицию парада к 7 ноября.

В соответствии с этим   решением, в ночь на 1 ноября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и перезахоронено у Кремлевской стены.  Перезахоронение проводилось скрытно, под предлогом репетиции предстоящего парада на Красной площади в честь 44 годовщины Октябрьской революции. В том, что перезахоронение проходило ночью, исподтишка, было что-то гадкое. Все, кто был причастен к захоронению, испытывали жуткий страх.

Вырытую предварительно новую могилу Сталина тщательно скрывали листами фанеры. Охрана и комиссия по перезахоронению по численности намного превышали саму похоронную команду. В мавзолее тело Иосифа Виссарионовича положили в гроб и восемь офицеров донесли его до могилы, где был сделан специальный саркофаг. На деревянных подставках гроб опустили в яму и быстро закопали. Сразу после погребения могилу накрыли тяжелой мраморной плитой с лаконичной гравировкой «Иосиф Виссарионович Сталин 1879-1953». Когда плиту клали, она треснула, и это произвело на всех присутствующих мистическое впечатление.

В связи с предстоящими на Красной площади парадом и демонстрацией, фамилии «Сталин» и «Ленин» на Мавзолее была закрыта широкой лентой-растяжкой, на которой значилась одна фамилия -  «Ленин». Прежнюю гранитную  плиту с выложенным красным кварцитом словом «Ленин» установят на мавзолее позже.

А Бюст Сталина работы известного советского скульптура Николая Васильевича Томского установят на могиле только в 1970 году.

Все подробности, связанные с перезахоронением тела Сталина, мне станут известны много позже.

На предваряющем текст фотоснимке ракеты Р-12 (8К63) на параде 7 ноября 1962 года.

См.фотографии с парада:
1. http://www.proza.ru/2014/05/27/2098
2. http://www.proza.ru/2014/05/27/1301

См.также: http://www.proza.ru/2011/09/20/942