Истории из детства

Нина Вакулова
Часто вспоминаю слова своей любимой актрисы, Фаины Георгиевны Раневской.  Как в своей книге «Судьба шлюха», она пишет. (Если человек начинает в воспоминаниях, часто возвращаться в своё детство, то  это значит подошли к нему зрелые годы.) Наверно так оно и есть. Всё чаще и чаще стремлюсь в своих воспоминаниях в своё босоногое – деревенское детство.
Помнится как вот таким погожим сентябрьским днём, отец позвал меня по грибы. А мы детвора обувки не знали, да и не любили её носить и почти до самого снега с ранней весны бегали босиком. Бежишь, бывало по покосам, травка уж отросла, шёлком под ногами стелиться. Да и по жнивью тоже не колко было, так- же и в лес босыми  бегали.
Идём мы с отцом по лесу, вижу у кустиков, стоит  красавец белый, шляпка с ведро, только – было,  к нему рванулась, а отец говорит – я сам, ты его разломаешь, стой тут на просеке и пошёл за грибком. Вижу, наклонился и вдруг как будто кто оттолкнул его, быстро к кустам, стал прут ломать и стегать по траве. Гриб затем срезал, а из травы гадюку метровую поднял. Подошёл,  показывает, что б в лес босиком не смела ходить, сказал. По сапогу резиновому след, как будто иголкой прочертили. Змея вокруг корня у гриба обвилась и видать отец наступил на неё. А если б я босая подошла, что б было…. Видать мой ангел хранитель сберёг меня, как оберегал и в других случаях.
Осень в тот год тёплая выдалась. Паутина по всем кустам поразвесилась. В ясном небе высоко, не спеша журавли летят, переговариваются, курлы, курлы. Грибов в лесу полнёхонько, всяких. Пошли мы со старшим братом в лес , ему лет двенадцать тогда было. Быстренько целые корзины понабрали. Как стали из лесу выходить, он мне и говорит, смотри на тех кустах, домик какой висит, подойди, постучи по нему, а сам быстро пошёл вперёд. Вижу и правда, на кустах, что - то серое, на литровую банку похожее висит. Я подошла и тихонько постучала, а оттуда рой ос вылетел и давай меня кусать. Пока я дошла до дома, то дороги уж не видела, глаза заплыли. Раздуло меня всю, лицо в бесформенную маску превратилось, голова, руки ноги, всё распухло. Брат так перепугался и домой не пошёл, только грибы у ворот поставил. Но я родителям не сказала, что это он меня так подставил.
Дома как увидели меня такую, всем плохо стало. Отец на лошадь и за бабушкой поскакал. Бабушка потом сутки от меня не отходила, примочки из трав ставила, да отварами отпаивала. До сих пор боюсь ос.  Ничего и на этот раз всё обошлось.
Или вот ещё случай такой был. В августе собрались мы, деревенская детвора и на старые хутора за малиной побежали. В ту пору дети были главными заготовителями и грибов и ягод. И что удивительно, нас не надо было заставлять или посылать в лес, мы сами бегом бежали. Вот и на этот раз, расстояние в четыре километра в один миг одолели. А малины на хуторах, всё красно. Почти у всех лукошки полные были, как услышали- с обратной стороны малинника треск пошёл. Решили, что кто – то ещё пришёл по малину. Снова треск и ещё какие то странные звуки стали слышны. Как будто кто чавкал и причмокивал. Решили посмотреть, раздвинули малинник и видим, маленького медвежонка, как он лапками загребает ветки малины и в рот запихивает и так видать ему вкусно, что он урчит от удовольствия и причмокивает. Мы стали смеяться, а мальчишки говорят, бежать отсюда надо не медленно, мать медвежонка где то рядом, всем тогда плохо будет, если нас увидит. Подхватились мы и помчались, только ветер в ушах загудел. И на этот раз всё обошлось.
Но однажды, можно сказать и не обошлось. Мне в ту пору четырнадцать лет было. Я ехала из Абакан – Тайшета и по пути к брату заехала в Каменск – Уральский. На следующий день, был там праздник – день города. Ночью мне приснился сон. Бегу я по дороге просёлочной, а за мной змея длинная, чёрная гонится, извивается волнами, укусила она меня в ногу. Проснулась от страха, думаю не к добру сон такой.
День города у реки гуляли. День жаркий, все купаются. Брат с женой и маленькой дочкой на берегу расположились, а я с их родственницей Надей, моей ровесницей, побежали к скалам. Река там  в красивом месте, «Верблюжка» называется, скалы вокруг серые. Посмотрели мы всё и в реку полезли. Вот Надя у меня и спрашивает, хорошо ли я плаваю? Как я могла сказать, что плохо и что только « по собачьи», хорошо – говорю. Давай на ту сторону поплывём. Смотрю, река вроде и не широкая, течение только сильное очень, а она уж в воде, ну и я за ней.
Вот на середине реки чувствую силы стали покидать меня. Я стала пытаться ухватиться за Надю, а она отплывает от меня или отталкивает. Такой страх накатил, стала кричать, вода уж в рот попала. Мне казалось, что я так кричу громко, но почему - же на берегу никто не слышит  и не спешит спасти. Больше ничего не помню. Очнулась, чувствую, как кто- то  мне на грудную клетку давит и голос, слава богу, очнулась. А потом, стало тошнить и вода фонтаном, стала выходить. Спасли меня спасатели, молодые ребята. Брату мы ничего не сказали.
Прошли годы. Однажды не свадьбе дочери, брата, мы с Надей встретились впервые с тех самых пор. Первые слова её были «помнишь, как ты тонула!» Обнялись мы с ней и плакали. С тех пор плавать я всё равно научилась и воды не боюсь. Вот такие воспоминания о детстве. И радостные и не очень.