Истории Тель-Авива. Рынок Кармель

Влад Ривлин
"Мне приснилось, что я был халифом!"- Горестно воскликнул халиф, вдруг, в один миг, по воле ехидного Джина, оказавшийся на скотном дворе.
В жизни так часто происходит: халифы остаются ни с чем, а скотники, конечно же гораздо реже, но все же иногда становятся халифами.
Нечто похожее на случай с халифом из сказок Шехерезады произошло и с богатыми российскими евреями в 1917.
А какое это имеет отношение к Тель-Авиву? Да самое прямое! Свезло богатым еврейским купцам, так свезло, как говаривал незабвенный Полиграф Полиграфович.
Тысяча девятсот тринадцатый год выдался для царской России особенно удачным. Именно в этом году приехал в Россию Артур Рупин- отнюдь не последний человек в руководстве сионистского движения.
Во время своего визита Рупин едва ли не умолял богатых евреев купить земельные участки в Палестине, которые продавались тогда за символическую цену.
Переселяться в Палестину богатые евреи не собирались, им и в России было хорошо, но просьбу пламенного сиониста они уважили и купили для себя земельные участки в самом центре Тель-Авива, как раз там, где сегодня находится знаменитый рынок Кармель. Цена была атрактивной - в общей сложности еврейские магнаты заплатили за предложенные Рупиным участки тысячу рублей. Скорее всего для покупателей это была экзотика, оригинальный подарок потомкам, среди прочего богатого наследства. И наверняка никто из них в том году и не предполагал какую роль в их жизни будут иметь купленные ими участки земли в Палестине  через каких-нибудь четыре года!
В семнадцатом грянула революция и магнаты бежали в Палестину буквально в чем были. Тут-то им и пригодились купленные четырьмя годами раньше земельные участки. Поскольку ничем кроме торговли в своей жизни эти люди не занимались, решили они на принадлежащих им участках открыть  лавки, в которых начали продавать фрукты и овощи. Так было положено начало знаменитому рынку Кармель, который в прошлом году отпраздновал свое девяностолетие.
Сегодня здесь можно купить все, что угодно: от овощей и фруктов, до самопального ширпотреба а-ля Версачи и контрабандных сигарет.
А вокруг рынка- кругом история- легендарный Неве Цедек и йеменская колония, а чуть дальше- мечеть Хасана Бека... Но это уже другие истории.