Спецшкола

Оксана Студецкая
Часть 2        СПЕЦШКОЛА


   У нас настроили специнтернаты, от одного названия, которого рассудок сжимается в ужасе, потому что каждый знает, что это не школа, а детская тюрьма с похлебкой, плетью и парашей, фуфайкой и кирзовыми сапогами.
     Нужна ли детская тюрьма вообще? Преступления, совершенные несовершеннолетними детьми – это не их преступления, это наши преступления перед ними за неумелое, бездумное и бездушное воспитание.
    А если и нужны детские колонии или интернаты, то это должны быть такие, как описано мной выше. Чтобы не на словах, а делом показать детям их великое достоинство человека, раскрыть перед ним его способности, о которых он сам не подозревает, чтобы из этих школ вышел человек не наказанный, а преображенный, вышел оттуда художником или поэтом, музыкантом, артистом, спортсменом, да кем угодно и при всем том – человеком.
     Детский писатель Владимир Крапивин на страницах газеты «Комсомольская правда»,  поднял вопрос о правах детей. «Нет у нас более бесправного человека, чем ребенок, подросток - восклицает он. – На взрослого человека хотя бы теоретически распространяется действие конституционной статьи, по которой гражданин может быть признан виновным и лишен свободы только по решению суда.
    Детство нуждается в защите, и в системе правового государства необходим документ, четко оговаривающий права школьников и учащихся всех рангов.
    Взрослый имеет право на адвоката, на обжалования. Наши же дети, хотя они тоже граждане, на это рассчитывать не могут, положение о суде на них почему-то не распространяется. Чтобы упрятать ребенка или подростка в спецшколу, в спецПТУ, достаточно решения комиссии при исполкоме.
    -Ах! – восклицают деятели всяких ОНО и, кстати, деятели милиции тоже.    
- Это ведь не тюрьма! Это учебно-воспитательные  учреждения органов народного образования.
  - Полно, граждане! – восклицает Владислав Крапивин. – Лишение свободы – это всегда лишение свободы».
     Детей и подростков пугают спецшколами и спецучилищами, чтобы повлиять на их поведение. Но в Майкопском СпецПТу  и слов устрашающих не требуется. У взрослого сожмется сердце при виде загона, обнесенного колючей проволокой, тюремных камер «дисциплинарки». А какого,  ребенку?
Он видит, что не зря его пугали:  спецучилище – детская тюрьма!
 В газете «Семья» опубликовано, что происходит с детьми в Майкопском спецучилище:   «Повесился мальчик. Ему было 15 лет. Здесь в стенах спецПТУ Майкопа, этот случай не единичен. Несколько месяцев назад погиб Лобецкий.
По весне, - говорят мальчишки Майкопского училища, многие из них прыгают через высокий забор с колючей проволокой, совсем, как зайцы, - так желанны им воздух свободы. Отсюда побеги, только за 1987 год – 65 побегов. Так и погиб Лобецкий, неудачно перепрыгнув через забор»
   Но это спецПТУ. А сколько мальчишек и девчонок по  воле классных руководителей отправляется к психиатрам, а порой и в школы для слаборазвитых только за излишнее живое поведение, неординарность характера, замедленность реакции, а бывает, что и за обостренное чувство собственного достоинства.
 
    Кого мы готовим к жизни?  Бездумных, исполнительных роботов?
   
     Необходима совершенно иная по сравнению с общепринятой система учебных предметов.

Познание среды, в которой ребенок пребывает, т.е. окружающее его пространство познается ним с дух с половиной  - трех лет, когда ребенок уже говорит и задает постоянно вопросы: что это? И почему? Именно это почему и отчего должно начать преподаваться в детском саду,  и  самое первое обучение наравне с письмом и чтением должно быть естествознание с первого класса!  В естествознание должны входить элементы химии, физики, ботаники, минералогии, астрономии, географии.  Вспомните, Бэр изучал в домшуле философию и юриспруденцию. Это  науки, окружающего нас мира. И это должно преподноситься в виде элементарного объяснения. Например – что есть дерево и деревянный материал, как его делают, где берут, что такое глина, песок, который ребенок знает по играм в песочнице. Чтобы, садясь за стол и беря в руки хлебушек, он у вас не спросил: мама, а хлебушек делают из глины и песочка?
  Именно такой вопрос задал мой сын, будучи  дошкольного возраста. Значит, уже в этом возрасте дети хотят знать, из чего что состоит, из чего что делают. Рассказать – это металл, а это пластмасса и как ее делают. Элементарно, доходчиво. Нам только кажется, что дети не поймут, но их детский ум, намного восприимчевее взрослого, и очень быстро все запоминает, уясняет и главное – понимает. Причем эта детская память  подсознательная, она фиксирует знания и понятия на всю жизнь. Даже сложные объяснения, такие как вода, земля, солнце, планеты, звезды рассказать как есть, по взрослому и ребенок поймет это хорошо.
Почему в этом возрасте надо первым делом учить естествознанию, я уже сказала, потому что вся окружающая среда состоит из химии, физики, ботаники, астрономии, а общественная среда из философии и юридических знаний. Ребенок это видит каждый день и не знает, не понимает  его разнообразия. В 7-м классе начинать изучать химию уже со всеми ее формулами, молекулами и атомами. Физику со всеми ее формулами и законами. Детская же физика – это притяжение земли, вес, масса,  скорость, падение, скольжение, трение и т.д. все это ребенок усвоит хорошо.И что такое электричество - чтобы не совал пальцы,шпильки, иголки в розетки.Нет, не трехлетние дети, а дебилы-семиклассники напильники суют в школьную розетку. И тогда начиная изучать физику или химию – он не будет думать, что он видел 12-13 лет одно, а теперь про это мне рассказывают какими-то непонятными словами.
  В прошлом веке во всех школах с первого учебного года дети изучали естествознание, в которое входили именно науки об окружающей среде в элементарном объяснении. Но естествознание теперь для детей самопознание, или родительское преподавание, которое не все родители   в силу своей занятости могут детям объяснять, а иногда и не умеют объяснить. Иногда родители и не могут доступно ответить на вопросы детей – что и почему?
Почему-то математика с первого класса преподается и довольно сложно, что иногда и родители ломают голову над решением задачки, типа головоломки могут преподнести задачу для ребенка. А вот  естествознание считается  не доступным шестилетним детям. Да, мы даже не замечаем, как они сами его познают, находясь в нем ежедневно.
    Далее, меняя учебники из года в год, т.е. переделывая их с новым выражением или объяснением – оказалось, что сами правила, как в математике, как в грамматике стали совершенно не понятными. Объяснение многословно, запутано с новым употреблением слов. Спрашивается – зачем переделывать объяснения правил и законов новыми выражениями и словами?
Когда бывшие (старые  учебники) были написаны в самом элементарном объяснении, доступном к пониманию, кратко выражены и звучали законом.
Теперь же самому взрослому, надо много раз прочитать правило в школьном учебнике, чтобы понять. А что же ребенок или школьник? Он сразу отбрасывает учебник лишь потому, что там ничего не понятно, а потому не интересно. И он стремится заняться тем, что ему интересно. Там он все понимает и знает и его часами не оторвать от интересного ему дела или игры.
Все школьные предметы должны быть интересными, вызывать интерес к познанию. Чтобы, узнав одно, ребенку хотелось узнать дальше что будет, Должна быть заинтересованность как в детективном романе, когда не дождешься, что же будет дальше. Вот тогда детям станет учиться интересно, им будет хотеться учиться, потому что это интересно, и с этим интересом автоматически будет возникать любовь к познанию. Дети будут стремиться читать об узнанном   еще из других источников, углубляясь и находя ответы. Это будет уже творческое познание. Подвести ученика к творческому познанию – это все, это считайте дело сделано – ученик будет дальше сам познавать так, что вы уже за ним не угонитесь
    Но  когда ребята уже в подворотне сигареты курят, то уж, извините, им уже не интересна ни физика, ни химия, она и тяжелая для них – напрягать мозги, голову, чтобы представить что там внутри, когда я никогда этого не видел и не знал, что там еще что-то есть внутри – не интересно. К этому возрасту у детей сформировались совершенно другие интересы – интересы улицы и двора. А что отсюда вытекает всем известно.
   Почему, я так настаиваю, о таком учении детей с раннего возраста, да потому что дети сами этого просят, начиная с трехлетнего возраста. Им интересно познавать окружающий их мир.  В  учебе главное – это интерес.  Продолжить удовлетворять этот интерес с самых первых уроков и дети будут сами тянуться к учебе, будут сами хотеть учиться, у них появится еще желание самообразования. 
    Я так сама учила своих детей. Каждый предмет  объясняла им, зачем он им нужен, что интересного вы узнаете, и что без этого знания вы не сможете ничего делать или сделать и т.д. Объясняла и что такое звезды, луна, солнце и мой сын, даже до школы уже знал, что наша земля круглая и что не солнышко крутиться вокруг земли, а наоборот. И дети мои любили учиться. Но не все же родители могут заниматься с детьми, не всем и даны знания, как и что объяснить детям. Потому и существуют учебные школы, где дети должны познать мир с любовью и интересом.
    Но менять систему предметного изучения меня никто не послушает, я не нахожусь в высших рангах системы образования. Даже, если бы и находилась, то известно как это все трудно осуществляется, и на каком уровне меняются перестройки в системе образования.
  Но сеть специализированных школ, надо расширять. Это проще – это может требовать даже народ, самостоятельно организовывая в школах кружки, а потом, гляди и школа преобразуется в специальную,  как это стало с иностранными языками.
    Воспитание свободного и творческого, а потому и критического мышления у детей в наших руках, руках взрослых. Раскроем же эти руки перед самым дорогим для нас – детьми.