Детский сад, школа, детдом

Оксана Студецкая
20 декабря 1988 г.


        ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА, ДЕТДОМ.

Честь 1

     Вернемся к вопросу воспитания свободного и критического мышления. Надо отметить, что воспитывать в человеке чувство свободы незачем, оно дано ему от природы, а вот, как предоставить человеку свободно мыслить и деять – этому надо учиться.  Сумев предоставить, критическое мышление появится само собой.
     То, что начинают сейчас задумываться о преобразовании школьного обучения и хотят делать, оказывается, уже было при В.И.Ленине. В 1921 году, в Одессе был открыт первый в стране Детский городок для детей – сирот, беспризорников, а также детей интернированных во время первой мировой войны и гражданской войны в России. В течение почти двадцати лет в этом уникальном детском учреждении получили путевку в жизнь, воспитание, образование десятки тысяч детей различной национальности.
    В Детском городке работали: 7 детских садов, 6 детских домов, в т.ч. интернациональные (3 польских, 1 литовский, 1 белорусский), 11 школ-коммун, а также вспомогательные и лечебно-воспитательные школы. Число сотрудников: 400, из них 172 воспитателя, из них 12 с высшим образованием, 122 – со средним. Эти сообщения опубликованы в газете «Семья» от 9 декабря 1988 года.
     Сегодня предлагается систематизировать и научно обобщить педагогический опыт Детгородка, опыт, хранящийся в книжных фондах, чтобы в дальнейшем использовать его в работе по охране детства.
     «Просить Госкомиздат СССР рассмотреть вопрос о переиздании ряда педагогических книг по социальному воспитанию, охраны детства, в т.ч. переводных, выпущенных в первой четверти ХХ века в дореволюционной и Советской России».
     Браво!  А теперь прочтем отрывки из предлагаемой к переизданию книги В.П. Потемкина «Первый Детский Городок им. Коминтерна. Опыт социального воспитания».

     Детсад, где хозяева малыши.

     В каждом из семи детских садов находится 35-40 детей и 4-5 воспитателей. (Заметьте, по 10 детей на одного воспитателя, и 40 детей на одного воспитателя в наше время – О.С.). Каждый детский сад занимает дом-особняк с 5-9 спальнями, с садиком – огородом. Отдельная комната отдана под детский клуб. Сотрудницы занимают по 2 комнаты. ( И это в годы, когда в стране разруха, недостача хлеба, других продуктов питания, сырья, когда все только начиналось строиться. А в наше время изобилия, такие условия, кажутся роскошью. – О.С.) Питание детей и взрослых организовано на собственной кухне. У детского сада есть свои утки, куры, кролики, за которыми ухаживают дети вместе с воспитателями. Чем они еще занимаются? Работают на огороде, лепят, рисуют, знакомятся с грамматикой, поют, играют, ходят на экскурсии.
     Детей привлекают к участию в хозяйственной и общественной жизни детского сада, они входят в состав комиссий, которые организовывают уборку спален, работу кухни.
   Заметим, самообслуживание начиналось с детского садика! А мы, под лозунгом отмены детского труда пятьдесят с лишним лет нянчим детей в школах и дома до 17-18 лет, и что из этого вышло, мы теперь имеем налицо.
     Большое внимание уделялось индивидуальному воспитанию детей. На специальных семинарах воспитатели обменивались наблюдениями о характере детей, способах корректировки отклоняющегося поведения, индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности.

   Школы – коммуны.
   Здесь царил простор самоуправления. Были устроены так же, как и детские сады. Они занимали отдельные домики, где жили от 15 до 120 человек в возрасте от 8 до 15 лет. Дети изучали русский язык, математику, естественную историю (?), рисование, музыку, пение, были уроки ремесла.
   В школах коммунах Городка было свое издательство, выпускающее общественно-литературный журнал с рассказами, стихами, фельетонами детей. Были созданы советы и другие органы самоуправления детей. Дети сами проводили экскурсии, искали семена для своих огородов, добывали инструменты. Стали нормой делегатские детские конференции, где они обсуждали свою жизнь. На выборах в школьный совет нередко были случаи, когда в противовес официальному избирательному списку группа детей выставляла свой собственный и энергично боролась за своих кандидатов.

Детдом, где все, как одна семья.

      В детских домах Городка воспитывались не только сироты, но и дети,  имевшие родителей. В некоторых детских домах была налажена такая дружная жизнь, что дети не охотно уходили домой. Персонал Детгородка не служил, а жил вместе с детьми.
    С интересной инициативой выступили воспитанники одной из польских школ-коммун. А именно: объединить их вместе с малышами из детского сада. Чтобы были маленькие, и было так, как будто в большой семье. Так возник особый польский детский дом, где воспитывалось 45 детей от 1 года до 15 лет.
Они занимали 3 отдельных домика,  имели сад,  огород,  комнату для совместных клубных занятий.  Вот, что пишут сами дети в своих дневниках:
«Заботясь о маленьких, становишься мягче, перед младшими старший чувствует себя более ответственным и все хочется сделать как можно лучше».
(девочка 13 лет).

    
  Заключительные слова книги:

« Эволюция детей выражается в заметном превращении детей улицы в нормальных детей. Дети живут общественной жизнью, выработавшейся в них уживчивостью, самоуправлении. Продержавшись полтора года на государственном снабжении, Детгородок намечает пути к существованию на свои средства».

     Как видим в этих описаниях жизни детей, очень много знакомых нам выражений, тех, к которым мы пришли и сегодня: самоуправление, самообслуживание, существование на свои средства, детские дома – городки.
А вот перечень занятий, не совсем идентичен теперешним. Обращает на себя внимание – забота о маленьких детях, а также уроки ремесел, выпуск журнала, где печатаются рассказы и стихи детей. Но вобщем-то результат такого воспитания дает уже испытанный ответ: превращение детей улицы в нормальных детей.
     А не нормальных, неординарных детей? Ведь каждый ребенок в чем-то не ординарен, у каждого какой-то свой талант. Выявить этот талант, развить, чтобы выпустить полноценного человека, который будет удовлетворен в жизни тем, чем будет заниматься, ибо только это может принести счастье, независимо от того, в какой он среде окажется. С любимым и рай в шалаше, с любимым делом – то же.
     Мы сейчас задаемся проблемой, что делать с детьми улицы, которых за последние годы накопилось бессчетно. Как ни парадоксально, но наши дети, несмотря на то, что живут дома, учатся в школе – беспризорники, а не только те, что на улице. Родители с утра до вечера на работе, в школе переполнены классы,  и внимание к личности ученика полностью отсутствует. Какое внимание? Даже поговорить ребенку с учителем не приходится, если он сам просит, потому что учителя заняты проблемами школы, занятий – прибежал по звонку – убежал по звонку, больше учителя дети не видят. А воспитателей как отдельных должностей в школах и подавно нет. Двор, улица, в лучшем случае – школьная спортивная площадка – вот и весь круг занятий для детей.
Мальчики старших классов собираются в группы бегут в подворотни покурить, а то и пивка попить. Завихрастые, разнузданные, энергия с них так и прет, они прыгают, а не ходят, громко ржут, а не смеются – одним словом, им некуда выплеснуть силу энергии, которая накопилась в молодом выросшем и сильном организме.
   Вот и собираются они уже в большие группировки, идут войной друг на друга. Вспомните суд в Казани над малолетними преступниками забившими до  смерти, парня, такого же, как и сами, только из другой группировки. Вы обратили внимание на взоры этих детей? Они смотрят, вылупив на мир свои немигающие глаза. Взгляд тупой, глупый, холодный и безразличный, даже идиотический, но главное – глупость в глазах.  Откуда она? От беспризорности! Беспризорные дети с родителями и при школах. Не парадокс ли?

     Собрать бы сейчас этих детей, да в школу – коммуну, да такую, чтобы в ней и свой театр, и вокально-инструментальный ансамбль, школа  художников и литераторов, свой журнал, газета, свои кролики, утки да гуси, коза и корова, огород и сад, парк и клуб, да еще цех по сбору электрорадиоаппаратуры, автомобильный да морской клубы, фото- мото-авиа кружки, стадион и бассейн и т.д. и т.п. Для девочек мастерские – швейные, вязальные, керамические, прикладного искусства, выставка, музей, как в школе М.Тенишевой.
   Не закрывать насильственно в такой школе, а дать такую славу этой школе, чтобы дети сами в нее стремились, чтобы по конкурсу их брали в такую школу.
Вот какая должна быть СПЕЦШКОЛА. В такой спецшколе дети должны знать, что там им зеленая дорога к их талантам, который надо внушать с пеленок, что этот талант у него есть.