Яков Брюс земная жизнь и посмертная слава

Инга Томан
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда  Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень  безродный,
Полудержавный властелин.
(А.С.Пушкин. Полтава)

 Моего рассказа ты не найдешь в истории, потому что в вашей истории записываются лишь внешние происшествия, лишь обманчивые образы  настоящих внутренних происшествий. Сверх ваших филологов и антиквариев  существуют на сем свете другие историки; они ведут летопись тем явлениям, которые обыкновенно  остаются у других незамеченными или истолкованными превратно.
(Одоевский В.Ф. Саламандра// Одоевский В.Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.,1981. С.194)
         
1. «Птенцы гнезда Петрова»
  В числе ближайших сподвижников Петра I, сопровождавших его  в канун Полтавской баталии, когда он «промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», вдохновляя войско  одним только своим видом, Пушкин назвал пятерых.  И этот выбор  закономерен.
Первым упомянут  самый старший  - генерал-фельдмаршал  Борис Петрович Шереметев(1652-1719).  Во время Полтавской битвы  ему предстояло командовать центром русской армии.  Он – единственный, кому Пушкин дает здесь положительную характеристику:  «Шереметев благородный».
Далее  идут списком: «И Брюс, и Боур, и Репнин».  Яков Вилимович Брюс(1670-1735) в предстоящем бою командовал артиллерией, которая сыграла  в нем  весьма существенную роль.  Рудольф (Родион) Христианович  Боур (Баур, Бауэр) (1667-1717) – бывший шведский офицер, перешедший на сторону русских под Нарвой, - командовал правым флангом и кавалерией. Аникита Иванович Репнин(1668-1726) во время Полтавской битвы находился при Петре I.
Александра Даниловича Меншикова (1673-1729) поэт не называет по имени, однако данная ему не очень лестная характеристика довольно прозрачна. Впрочем, несмотря на ее справедливость, Александр  Данилович показал себя в Полтавском сражении не просто «баловнем счастья», а отважным и искусным полководцем. Он командовал левым флангом, на  который выпала  наиболее ответственная часть военных операций.
Герой данной статьи – один из этой отважной пятерки – Яков  Вилимович Брюс. После А.Д. Меншикова он, пожалуй, более всего известен любителям истории, ибо  такие  типовые характеристики как «сподвижник Петра I», «выдающийся полководец и государственный деятель», «талантливый администратор» и даже «образованнейший человек своего времени», хоть и полностью применимы к нему, однако  не исчерпывают  того, что  скрывается за этим именем. А скрывается за этим именем   вход  в бесконечный лабиринт, где скрывается колдун и чернокнижник  - пугающий и притягивающий  к себе одновременно… Впрочем, прежде нежели мы постоим на его пороге и  попытаемся сделать несколько осторожных шагов в его глубины, выясним, что за человек был тот,  кому суждено было после смерти  обрести вторую жизнь в памяти потомства в образе таинственного чародея.

2. Потомок шотландских королей
Начать следует  издалека, ибо происхождение, точнее, память о нем, оказывает  немалое влияние на менталитет и судьбу человека.   А история рода Брюсов была весьма впечатляющей и давала основания  для честолюбивых стремлений.
Брюсы – это древний шотландский род нормандского происхождение.  Первый  вошедший в историю его представитель – Роберт Брюс – прибыл  в Англию вместе с Вильгельмом Завоевателем.  В 1306 году его потомок и тезка  поднял  восстание шотландцев против англичан и был коронован под именем  Роберта I(1274-1329). В течение  20 лет он вел войну с англичанами, покуда  в 1327 году не добился официального признания независимости Шотландии. При Роберте I  шотландский парламент стал постоянно действующим учреждением, и в его работе, наряду с дворянством и духовенством, стали участвовать  представители третьего сословия – горожане. Борьба Роберта I  за независимость Шотландии была воспета   поэтом XIV  века  Джоном Барбором.
Сын Роберта I  - Давид  II (1324-1371) – унаследовал шотландскую корону  в пятилетнем возрасте.  Детство он провел во Франции, где скрывался  от мятежного дворянства, но уже в  1341 году   вернулся  и занял шотландский трон. В 1346 году Давид вторгся в Англию, однако  потерпел поражение.  10 лет он провел в плену, откуда был выкуплен  шотландским парламентом. В 1357 году он вновь стал королем, однако признал вассальную зависимость от Англии. Его наследником был  племянник -  Роберт Стюарт.
И вот в 1647 году далекий потомок шотландских королей  Яков Брюс (умер в 1680 году)  оставляет охваченную гражданской войной  Англию  и поступает на службу  к  молодому русскому царю Алексею Михайловичу. году. Его сын Вильям (Вилим)  также был  военным; в 1695 году он умер  во время осады Азова. 

3. Земное бытие
Пример отца и деда   во многом предопределили  судьбу  Якова Брюса (1670-1735).  В 13 лет он поступил в «потешные» войска Петра, а  в семнадцать отправился  уже на настоящую войну, став участником  Крымских (1687, 1689)  и Азовских (1695, 1696) походов. В 1697-1698 гг. Я.В.Брюс входил в состав Великого посольства.  Принимал активное участие в Северной войне; особенно отличился в Полтавском сражении, командуя русской артиллерией.
В 1706 году в ведение Брюса была передана Московская гражданская типография. Самым известным ее изданием  начала XVIII века был так называемый «Брюсов календарь», вышедший в свет в 1709 году (в год Полтавской битвы). Впоследствии календарь много раз переиздавался, ибо пользовался большим спросом  не только у современников, но и у читателей конца XIX века. Справедливости ради надо отметить, что  составителем календаря был не Брюс, а начальник типографии гражданских книг Василий Киприянов – талантливый самоучка, изучивший несколько иностранных языков, математику, навигацию, гравирование и астрологию. В результате  простой торговец свечным товаром  стал  первым автором и издателем математических и географических пособий для навигаторов петровского времени и библиотекарем московской навигацкой школы.  Что касается Брюса, то он был его непосредственным начальником, и его имя стояло  на всех книгах, издававшихся  в Московской типографии, в том числе  и на календаре. Не исключено,  что Брюс  консультировал Киприянова, однако автором календаря он не был. Календарь содержит краткие сведения о святых, память которых отмечалась в тот или иной день; времени  восхода и захода солнца и луны; возрасте  библейских  патриархов; народные приметы, помогающие предсказывать погоду,   и прочую информацию, интересную массовому читателю.  Содержится в нем и  лунный календарь, скрупулезно перечисляющий действия, которые можно и нельзя совершать в определенные дни.  Главное место в календаре занимает  то, что  на современном языке называется «астрологическими прогнозами».  Любитель оккультных наук найдет здесь немало интересного. Тут можно прочитать  о характере и  судьбе людей, родившихся в те или иные годы;  о связи планет и созвездий  с жизнью человека и даже о том,  на сколько лет жизни можно рассчитывать каждому из нас. Есть  и предсказания политические на много лет вперед. Проявив терпение, среди них можно найти и верные. Например,  на 1914 год предсказывается  война, однако в 1941 году календарь  обещает  «мир между просвещенными державами».  Занятно  познакомиться  и с прогнозами погоды на десятки лет вперед, выведенными из все того же сочетания планет; таблицами и формулами, помогающими  узнать  грядущее на основании собственного имени и имен родителей и прочее и прочее… Этот коктейль, составленный преимущественно на основании западноевропейских астрологических трактатов, во многом дал основание для  появления  целого шлейфа легенд и преданий, тянущегося  за именем Брюса.  Но о них – чуть позже.
Многочисленные обязанности на  военном и государственном поприще  не давали  возможности Брюсу целиком посвятить себя естественным и оккультным наукам, которыми он был увлечен с ранней юности.   Он был полководцем, дипломатом (именно благодаря ему и А.И.Остерману в 1721 году Россия заключила чрезвычайно выгодный Ништадтский мир);  1717-1722 гг. – президентом Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии. Впрочем, несмотря на ответственные поручения  и личную близость к Петру, Брюс  был человеком независимым  и не шел на сделки с совестью.  24 июня 1718 года он не подписался под  смертным приговором царевичу Алексею.
В 1724 году, вскоре после  коронования Екатерины I, Брюс, под предлогом  нездоровья, удалился от дел.  Добровольное затворничество было  прервано известием о смерти Петра и печальной необходимостью  стать главным распорядителем  на его похоронах.
В 1726 году Брюс  официально получил отставку, а в 1727-м   купил имение Глинки под Москвой. Здесь он прожил безвыездно до самой  смерти, посвятив  последние восемь лет  жизни  научным изысканиям, которые,  однако, остались бесплодными: Брюс не написал ни одной книги и не сделал ни одного открытия (во всяком случае, таковые не известны). Не  было у Брюса и детей.
Брат Я.В.Брюса – Роман Вилимович Брюс (1668-1720)  - был  участником Азовских походов и Северной войны. Его сын Александр Романович (1704-1760) тоже избрал военную карьеру. Первым браком (с 1728 года)  он был женат на Анастасии Михайловне Долгорукой, вторым (с 1745) – на Екатерине Алексеевне Долгорукой – бывшей невесте  императора Петра II. Сын А.Р.Брюса – Яков Александрович (1732-1791) – пошел по стопам   своих предков. Он отличился  во время Семилетней и Русско-турецкой войны,  занимал  ответственные  должности на военной и гражданской службе; в 1784-1791 гг. был  генерал- губернатором  Петербурга.  Он был женат на  статс-даме Екатерины II Прасковье Александровне Румянцевой  - сестре П.А.Румянцева-Задунайского.  Сыновей у него не было, а его единственная дочь  вышла замуж за  В.В.Мусина-Пушкина.  Так в России  угас род Брюсов.

4. Посмертное бытие
Как уже отмечалось, Брюс – один из наиболее известных  сподвижников Петра I. И дело здесь не только в его бесспорных заслугах, а  славе таинственного колдуна, которая,  со временем разрастаясь  все больше и больше, почти полностью затмила образ реального человека. Отчасти это связано с широким распространением «календаря Брюса» (автором которого он, как мы помним, не был), отчасти – с его  не понятными для окружающих занятиями. Помимо точных наук, знания которых необходимы были для военной и гражданской службы,  Брюс,  совершенно в духе культуры барокко,  увлекался  всем необычным и чудесным. Об этом свидетельствует хотя бы  его библиотека, где много мистических книг,  и коллекция, состоящая  из  разнообразнейших и курьезнейших вещей. Подобного рода коллекции, или кунсткамеры, собирали многие европейские интеллектуалы XVII века (в XVIII веке они уже вышли из моды), не пользовавшиеся репутацией колдунов, однако в России  это было в диковинку, а потому  ее владелец  вполне мог прослыть чародеем.
Интересно было бы выяснить, когда, где и в какой среде появились   легенды о колдуне Брюсе, ибо первые письменные упоминания данного образа  появляются только  более ста лет спустя после смерти человека Брюса.
Известный писатель-романтик В.Ф.Одоевский одним из первых приложил руку к мифологизации образа Брюса.  В повести «Саламандра»(1840)  он предстает  как жадный и фанатичный алхимик, стремящийся  лишь к физическому бессмертию и богатству.  Ему ассистирует бывший сподвижник Петра I финн Якко, оказавшийся без средств к существованию  после смерти  императора. Алхимическая лаборатория находится в доме Якко близ Сухаревой башни. Однажды Якко видит в огне духа огня – саламандру, которая оказалась двойником  его прежней возлюбленной Эльсы.  Она  помогает  Якко  добыть золото, убивает Брюса и превращает в него  возлюбленного. В новом облике Якко полностью преображается. Он усваивает  манеры и высокомерие престарелого богача и с презрением отталкивает Эльсу, которая приходит к нему в своем прежнем земном обличии и напоминает об их прежней любви. Черная неблагодарность рассеивает чары. Все случившееся оказывается лишь кратким сном, и прежний  ремесленник Якко гибнет в огне, поглотившем его скромное жилище.
В том же 1840 году в журнале «Отечественные записки» (№10) была издана глава неоконченного романа И.И.Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне». Она состоит из четырех писем. Первые два принадлежат Ивану Алексеевичу Долгорукому и адресованы статскому советнику Финку, третье написано А.И.Остерманом Я.В.Брюсу и  четвертое принадлежит матери И.А.Долгорукого и адресовано сыну. По-видимому, И.И.Лажечников задумал роман об эпохе дворцовых переворотов, сделав главным  своим героем Брюса, однако из сохранившегося отрывка так никогда и не завершенного романа  невозможно предсказать, какая роль  отводилась  ему. Единственное, что можно заметить: современники имели о нем довольно наивные представления. В глазах 16-летнего повесы-авантюриста И.А.Долгорукого он добрый ученый чудак. «Что делает наш астролог, алхимик или, просто, колдун, как называет его народ? Окончил ли он свой календарь с пророчеством на 100 лет?  Мерзнет ли по-прежнему на Сухаревой башне, гоняясь за звездами? Жарится ли в своей кузнице, стряпая золото и снадобье вечной жизни?» - пишет он другу (Лажечников И.И. Басурман. Колдун на Сухаревой башне. Очерки-воспоминания. М.,1989. С.380-381). А.И.Остерман относится к своему старому другу более серьезно, однако, призывая его вернуться к активному участию в государственных делах, уповает прежде всего на его сверхъестественные способности. «Твое таинственное влияние на народ может умы и мнения расположить в нашу пользу, ты можешь и судьбу подговорить в наш заговор. Ты всемогущ не только на земле, но и на небе. Чего стоит тебе иногда, для пользы общественной, переставить одну звездочку на место другой? Мы восстановим (…) свой Совет на Сухаревой башне, не многочисленный, но избранный, бескорыстный, с единственной целью  поддерживать создание  великого преобразователя России» (Там же. С.384).
В 1924 году, после многолетнего  отсутствия, Брюс  возвращается  в русскую литературу. На этот раз его пристанищем стала изданная в Москве книга под пространным, в духе XVIII века, названием «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, описанные по семейным преданиям  московским ботаником Х. и иллюстрированные фитопатологом У».  «Московский ботаник Х» - это, как гласит «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» (Т.2. М., 1957. С.201),  А.В.Чаянов (1888-1937) – известный экономист-аграрник и литератор. В то время он являлся профессором Тимирязевской сельскохозяйственной академии  и директором основанного им   Института сельскохозяйственной экономии. В  1937 году он был репрессирован.
Действие книги А.В.Чаянова  происходит во  времена  Екатерины II. Давно умерший Брюс, окруженный слугами-мертвецами, живет в своем доме на Разгуляе и раскладывает пасьянсы, предопределяя судьбы людей. Сын знатного вельможи Федор Михайлович Бутурлин, случайно заставший его за этим занятием, смешивает карты, за что подвергается неисчислимым бедствиям. В конце концов, по указанию священника, он окропляет топор святой водой и убивает колдуна, который, однако, успевает отомстить за себя: дом Бутурлина гибнет в огне.
Трудно сказать, что в этих историях является исключительно плодом воображения авторов, а что – результатом творческого переосмысления  слышанных от кого-то легенд. Примечательно, что оба описывают Брюса без всякой симпатии.  А.В.Чаянов же изображает  его инфернальным существом, чуть ли не самим дьяволом, забавляющимся хитросплетениями людских судеб.
Нет дыма без огня, и почти наверняка Одоевский и Чаянов  знали какие-то народные предания  о страшном колдуне Брюсе.  Но вот что примечательно: в записанных фольклористом и литератором Е.З.Барановым (1860-после 1934)  легендах, которые он собирал в  московских чайных и трактирах в 1922-1924 гг. (в 1928 году они  вошли в книгу «Московские легенды», изданную обществом «Старая Москва»),  Брюс выглядит совсем иначе. Он предстает   не столько колдуном,  сколько  ученым и мастером, обладавшим чувством собственного достоинства и чести, любившим в меру пошутить и в конце концов  ставшим жертвой  коварства и зависти. Единственный факт чуть портит его положительный образ: один из рассказчиков сообщил, что  Брюс замуровал  в стене своего  дома на Разгуляе  собственную супругу. Однако этот «компромат»  нигде больше не повторяется и не комментируется.
Итак, каким же предстает Брюс  в рассказах  московских мастеровых и извозчиков начала 1920-х годов? Мы не будем пересказывать здесь  каждую историю, поскольку сообщаемые в них факты  нередко повторяются, и потому  нарисуем   собирательный образ колдуна и ученого, сохранившийся в памяти москвичей.
Абсолютно все  собеседники Е.З.Баранова  отзывались  о Брюсе с уважением, а иные –  с явной симпатией.  Для них он прежде всего изобретатель и мастер на все руки. Среди  его изделий рассказчики упоминают «вечные часы», много лет ходившие без завода  и испорченные горе-мастерами, пытавшимися  их усовершенствовать по приказу Екатерины I, а также «цветочную горничную», которая ничем не отличалась от обычной женщины и лишь не умела говорить. Однако и этот шедевр был уничтожен, на этот раз самим мастером. Причиной этого была, по одной версии, страстная любовь   некоего вельможи к искусственной красавице, а по другой – гнев супруги, приревновавшей мужа к хорошенькой служанке. Примечательно, что в повести Гофмана «Песочный человек» есть сходная сюжетная линия:  безмолвная девушка-робот, способная вызвать страстную любовь.  Еще одно изобретение Брюса – железная птица, на которой он совершал довольно длительные перелеты. По словам собеседников Е.З.Баранова, по ее чертежам были сконструированы современные аэропланы. Впрочем, этим не ограничивается его влияние на современную науку и технику.  По мнению завсегдатаев московских трактиров, все  изобретения  недавнего прошлого (телефон, телеграф и т.д.) были на самом деле сделаны Брюсом. Каким же образом гениальные идеи  московского колдуна  стали достоянием  нынешних псевдо-изобретателей? По одной версии, некий немец, оказавшийся в доме Брюса вскоре после его смерти,  подобрал  никому не нужные бумаги и увез их в Германию; по другой версии, чертежи Брюса, находившиеся в Сухаревой башне, были извлечены оттуда по приказу Николая I  или Александра III.  Умел Брюс вызывать и галлюцинации, которые собеседники Е.З.Баранова называли «отводом глаз». Из-за этого многие, в том числе и сам царь, оказывались в смешном положении.  Петр I  хотел использовать «отвод глаз»  в войне со шведами, однако Брюс наотрез отказался, так как, по его мнению, подобный способ ведения войны нечестен.  Отношения Брюса с царем  собеседники Е.З.Баранова характеризуют по-разному. Некоторые говорят о благоволении Петра к своему ученому другу, однако  в большинстве рассказов  царь относится к нему с недоверием и враждой, которая усилилась после того как Брюс выставил его в смешном виде  вследствие своего «отвода глаз» и отказался  применить свои способности в войне со шведами. Во всех рассказах упоминается эликсир молодости и вечной жизни, изобретенный Брюсом и в конце концов ставший причиной его смерти.  Процедура омоложения выглядела следующим образом: человека надо было разрубить на куски; затем по прошествии некоторого времени посыпать (или полить) их определенным веществом, после чего сросшееся тело полить эликсиром. В результате старик  превращался в цветущего юношу. По одной версии, Брюс  успешно испробовал  свое изобретение на  престарелом ассистенте, который, омолодившись, сразу же завел  роман с его женой, которая не дала любовнику оживить мужа, разбив склянку с чудесным эликсиром. В соответствии с другими версиями, Брюс стал жертвой вероломства лакея, который, вследствие корыстных  соображений или  необъяснимой вражды, разрубив, в  соответствии с инструкцией, хозяина на куски, не оживляет его. Узнав о смерти Брюса, царь испытывает, по одной версии, горе, по другой – облегчение и радость, однако расправляется с убийцами.  Любопытен рассказ,  посвященный трем  московским знаменитостям – Брюсу, Сухареву и Пушкину.  Брюс – великий ученый и мастер, который  летал на небо, увидел там Бога и велел отслужить молебен. Сухарев – купец, представитель народа. Он талантлив и образован, однако практическая деятельность мешает ему реализовать свои способности; он верит в науку и строит для Брюса Сухареву башню, чтобы он смог осуществить там свои замыслы. Пушкин – идеальный правитель, написавший  множество мудрых книг.  Принадлежностью  к власть имущим  рассказчик объясняет наличие памятника Пушкину.  Итак, в  этом рассказе  перед нами предстает  своего рода троица, каждый  член которой воплощает  идеальный образ  определенной социальной группы. Брюс – верящий в Бога ученый; Сухарев – представитель народа, готовый к бескорыстному служению и самопожертвованию; Пушкин – разумный правитель.
Читая  легенды о Брюсе, собранные  Е.З.Барановым, невольно задаешься вопросом: насколько точны его записи? Не украшает ли он услышанные рассказы  собственной фантазией? К сожалению, нельзя дать абсолютно точные ответы на эти вопросы.
  В наше время легенды вокруг имени Брюса продолжают множиться. Достаточно  заглянуть в  Интернет, чтобы убедиться в масштабности этого явления.  К традиционным историям  прибавились леденящие душу рассказы о немецких шпионах, похитивших чертежи Брюса, по которым  были сконструированы грозные «мессершмитты»; о  Сталине, лично осматривавшем каждый кирпичик разбираемой Сухаревой башни в поисках принадлежавшей Брюсу книги, написанной самим Дьяволом… В общем, Брюс – один из любимых героев современных российских оккультистов и тех, кто не прочь позабавиться с потусторонней реальностью, а заодно и заработать на  массовом интересе к мистике и предсказаниям. Несколько московских турфирм  проводят экскурсии, посвященные «чернокнижнику Брюсу», щедро угощая туристов как старинными легендами, так и недавно сочиненными  историями.  Данное явление вполне закономерно ввиду  широкого распространения   оккультной тематики  и мифотворчества в современном экскурсионном деле. Думаю, если бы «календарь Брюса» сейчас переиздали, он бы при надлежащей рекламе разошелся  мгновенно. Вот только стоит ли этому радоваться?

(Статья опубликована в сборнике: Славная победа русского оружия. (К 300-летию Полтавской баталии). Материалы международной  научной конференции. М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009