Воспоминания о чтице. Фрагмент 14

Наталья Шилова
               

                К Л А С С И Ч Е С К А Я  П О Э З И Я,
                К И Н О Б О Е В И К И
                И  З А С Л У Ж Е Н Н Ы Й  И З О Б Р Е Т А Т Е Л Ь




                "...Это вам подарок, люди,
                Среди серых, бледных буден".

                Т. Добкина.



        ... Она представляла меня своим гостям в качестве подруги по студии, а то и просто в качестве ПОДРУГИ.
        И уже как ДОСТАТОЧНО БЛИЗКИЙ ЕЙ ЧЕЛОВЕК я появилась у нее дома в тот зимний вечер 2001 года, когда она решила познакомить меня со своим родственником -- 60 лет. Признаться, ее намерение меня УДИВИЛО: мне было тогда СОРОК ВОСЕМЬ, и, соответственно, для любовного романа такая разница казалась более чем НЕПОДХОДЯЩЕЙ. Да, ранее она очень старалась сблизить нас с Михаилом Копыловым -- моим РОВЕСНИКОМ (с которым мы к тому же испытывали взаимную ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СИМПАТИЮ); и, скорее всего, она уже отчаялась ожидать от нас двоих каких-то более глубоких отношений, чем просто ДРУЖБА; но, по-моему, она ИСКУССТВЕННО ТОРОПИЛА события...
        И все-таки ее замысел познакомить меня с ДРУГИМ МУЖЧИНОЙ я сочла слишком уж ПОСПЕШНЫМ и решила держаться НЕЙТРАЛЬНО. Кроме того, я была у нее в гостях два дня назад... Но Римма Петровна, как всегда, ждала от меня НЕМЕДЛЕННОГО решения.
        Когда я появилась в ее квартире, хозяйка со своим гостем уже сидели за столом.
        ...Родственник Риммы Петровны с первых же слов нашей беседы показался мне человеком ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
        В нашей маленькой компании он (как и должно быть свойственно интеллигенту) держался НЕПРИНУЖДЕННО. Сразу после взаимных представлений я включилась в прерванный моим появлением разговор. Этот разговор был СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ и касался ВЕЧНЫХ тем. Я же, соответственно нашим с хозяйкой ОБЩИМ НАСТРОЕНИЯМ, решила внести в теоретические споры элемент ПОЭЗИИ; и в момент, когда гость уверенно заявил, что ВЫДАЮЩИМСЯ ТАЛАНТАМ нужно создавать ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ, поскольку именно ОНИ (эти таланты) ПРАВЯТ ПРОГРЕССОМ, я, вспомнив эпиграф к стихотворению Некрасова "Железная дорога" (которое все мы проходили в школе), спросила с оттенком иронии: "Так вы полагаете, что ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ все-таки строил упомянутый Некрасовым ГРАФ?.." (имея в виду, конечно, не только того малоизвестного инженера, возглавляющего работы, но и ПРОСТЫХ ТРУЖЕНИКОВ, так рельефно описанных в стихотворении, беспощадно ПРАВДИВОМ на все времена).
        Мне не удалось тогда воззвать к человеческим чувствам своего собеседника -- он не захотел подумать о простых тружениках... Зато, когда мы углубились в ИСТОРИЮ НАУКИ И ТЕХНИКИ, я поняла, что он оказался в СВОЕЙ СТИХИИ. И это было неудивительно: гость Риммы  Петровны являлся ЗАСЛУЖЕННЫМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ и имел ученую степень по ТЕХНИЧЕСКИМ НАУКАМ. И я, как бывшая студентка ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, увлекающаяся когда-то историей российской науки в лицах, не упустила возможности обсудить с ним научно-философские вопросы и перспективы современного общества...
        Любопытно было  поговорить с ним и о других увлечениях. В частности, когда он (Валерий) рассказал, что на досуге он предпочитает смотреть АМЕРИКАНСКИЕ БОЕВИКИ, Римма Петровна  ОГОРЧИЛАСЬ таким заявлением, а я -- ЗАДУМАЛАСЬ.
       
        ...Я вспомнила однажды услышанный мною разговор двух ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН, выходивших из кинозала (было это в начале ВОСЬМИДЕСЯТЫХ, когда еще афиши кинотеатров располагались рядом со многими станциями метро, и я могла быстро найти, где в очередной раз показывают мой любимый приключенческий фильм, и, предчувствуя, что фильм этот вскоре сойдет с экранов, готова была ехать в самую отдаленную точку Москвы, чтоб только "задержать" свои впечатления...).
        В тот момент только что закончился фильм "Капитан" (экранизация романа Мишеля ЗЕВАКО) -- на сюжет из истории средневековой Франции; да, многие зрители ПОМНЯТ, что  это был традиционный "костюмный" фильм с кровавыми заговорами в высших общественных сферах, но и с прекрасными БЛАГОРОДНЫМИ ГЕРОЯМИ (особенно -- с привлекательным образом, созданным Жаном Марэ), с красивой любовью; с не менее традиционным ТОРЖЕСТВОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ в финале; с красивой музыкой и великолепными поединками на шпагах...
        И вот, две пожилые зрительницы, которые, казалось бы, познали всю тяжесть ВОЕННЫХ и ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ -- ту самую ЖЕСТОКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, восхищенно заметили: "Какая красивая картина! Какой сюжет!.. А то ведь все показывают про КОЛХОЗЫ"...
        Думаю, что эти женщины, так же, как и я -- человек уже нового поколения -- не собирались ОТВЕРГАТЬ талантливые советские фильмы о деревенской жизни; но им, как и мне, хотелось на какие-то час -- полтора испытать новые яркие ощущения -- "ЗАГЛЯНУТЬ" В ДРУГОЙ МИР...
        Да, я ценю литературу РЕАЛИСТИЧЕСКОГО плана; и в школе все мы изучали это направление -- РЕАЛИЗМ, который порой вскрывает самые низменные стороны окружающей жизни.
        С другой стороны, в книгах и фильмах этого жанра немало жестоких сцен и эпизодов, рисующих унылое существование людей (романы Достоевского, Гюго, произведения Горького, Эжена Сю...).
        И многие читатели и зрители, вопиющие ПРОТИВ таких сцен в ФИЛЬМАХ, признают упомянутые мною КНИГИ как произведения искусства. При этом ТЕ ЖЕ ЧИТАТЕЛИ И ЗРИТЕЛИ обрушиваются на ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ фильмы как на нечто "несерьезное", не замечая собственных противоречий или... не рискуя оторваться от официальной точки зрения(?).
        Но почему люди вообще смотрят кино, ходят в театр?
        Человеку СВОЙСТВЕННО ИСКАТЬ что-то, выходящее ЗА ПРЕДЕЛЫ обычных будней: мы не можем примириться с ОДНООБРАЗИЕМ жизни... 
        По ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (которую мы все еще ЧИТАЕМ!) мы постигаем сложное искусство ВЗАИМООТНОШЕНИЙ во всем его разнообразии... Мы ощущаем себя в ДРУГОЙ обстановке, отличной от нашей повседневности; мы следим за ПЕРЕЖИВАНИЯМИ героев, сравнивая их со своими собственными; из КЛАССИКИ мы узнаем, какими бывают проявления человеческой натуры, и убеждаемся, что ХАРАКТЕРЫ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ (тем более -- от костюмов!); погружаясь в КНИГИ (или даже заглядывая УРЫВКАМИ), мы РАСШИРЯЕМ свое мироощущение. А искусство ТЕАТРА И КИНО дает возможность еще  УВИДЕТЬ ТО ЖЕЛАЕМОЕ (лица, наряды, исторические события), чего НЕТ РЯДОМ С НАМИ.
        И я опять возвращаюсь к теме, упомянутой ранее, когда полемизировала с Риммой Петровной о сериале "Спрут". Так ли уж "ПУСТЫ И ВРЕДНЫ" приключенческие фильмы?!
        ...Они часто показывают человека в ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, демонстрируют победу БЛАГОРОДСТВА, ЧЕСТНОСТИ, ВЕЛИКОДУШИЯ, ОТВАГИ над ТРУСОСТЬЮ И ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ; УБЕЖДЕННОСТИ, САМООТРЕЧЕНИЯ -- над ЛИЦЕМЕРИЕМ; и пусть в фильмах это несколько гипертрофировано, но ведь образы всепобеждающих ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ "заряжают" человека САМЫМИ СВЕТЛЫМИ ЧУВСТВАМИ!
        И мне по сей день НЕ СТЫДНО ПРИЗНАТЬСЯ, что фильмы на исторические сюжеты с участием Жана Марэ; фильмы -- экранизации романов Дюма-отца; фильмы-вестерны -- например, "Золото Маккены" или германско-югославский цикл "Верная рука -- друг индейцев"; или экранизация романа Сабатини "Одиссея капитана Блада" (которая могла бы, на мой взгляд, быть ЛУЧШЕЙ по исполнению) -- эти фильмы я готова по-прежнему смотреть с таким же удовольствием, с каким слушаю любимые оперы...
        А если продолжить этот ряд картин, можно заметить, что там есть еще и ВЫСОКИЕ ИДЕИ: например, в румынском фильме 70-х годов "Комиссар полиции обвиняет" многое объясняется словами главного героя, обращенными к другим -- коммунистам, с которыми свела его судьба: "...В ваших идеях -- МОРАЛЬ, СОЗНАНИЕ, ПРАВДА... Все это красиво, но ведь это -- ДРУГОЙ МИР!". Ответ коммунистов: "Вот мы и боремся за этот ДРУГОЙ МИР!" -- не убеждает главного героя, и он остается в ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ, проявляя при этом чудеса отваги в неравной борьбе с властью (которой прежде служил!), что в моих глазах простого зрителя придает ему еще больше обаяния...
        А следующий (или предыдущий) фильм из этого цикла, который ТАК ПОРОЧИЛИ В ПРЕССЕ, провозглашает, по-моему, великую мысль: только "ЧИСТЫМИ РУКАМИ" МОЖНО ПОСТРОИТЬ ПОДЛИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ! И неудивительно, что этот фильм, также полный ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ, всегда собирал много зрителей.
        А фильмы на ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ, поставленные в ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОМ ЖАНРЕ! Как они притягивают человека к ИСТОРИИ, к ЯРКИМ, НЕЗАУРЯДНЫМ ЛИЧНОСТЯМ, оставившим в ней свой след! Фильм 80-х годов "Эскадрон гусар летучих" -- о жизни и деятельности Д. Давыдова, прославленного офицера и партизана войны 1812 года, а также выдающегося поэта Пушкинского круга -- вызвал во мне БУРЮ ВДОХНОВЕНИЯ!
        В образе главного героя соединились, по-моему, и ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ, и БЕЗЗАВЕТНАЯ ХРАБРОСТЬ, и СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ, и ТОНКИЙ ЮМОР, и БРЕТЕРСТВО, и ПАТРИОТИЗМ -- вся широта натуры русского человека, каким до конца жизни оставался этот знаменитый ВОИН и ПОЭТ. И в этих ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ сторонах своей биографии он сопоставим с французским героем 17 века Сирано де Бержераком...
        То, что фильм изобилует блестящими поединками, батальными сценами, делает зрелище увлекательным, а неискушенному зрителю дает понять: наша русская история НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНА, чем, например, французское средневековье или семнадцатый век с его "плащами и шпагами"!..
        А великолепные романсы на стихи Давыдова, сопровождающие фильм на всем его протяжении, делают картину такой красивой и чувствительной, так глубоко волнуют, что я -- ОБЫКНОВЕННЫЙ (но АКТИВНЫЙ!) ЗРИТЕЛЬ -- задаюсь вопросом: не эти ли означенные мною качества -- И МУЗЫКА, И СТИХИ, И СКЛАДНО НАПИСАННЫЙ СЮЖЕТ, И МЕТКИЕ ДИАЛОГИ -- возводят фильм на уровень ВЫСОКОГО ИСКУССТВА, пусть даже В ПРЕДЕЛАХ ДАННОГО ЖАНРА?!
        И что бы ни говорили о нем: "Это всего лишь ФИЛЬМ-КОНЦЕРТ..." (пожилой художник); "Там слишком много БУФФОНАДЫ!" (наш руководитель Лебедев); "...Много всего НАМЕШАНО!" (моя ровесница, инженер -- достаточно восприимчивая к искусству) -- я все равно расцениваю фильм режиссера Ростоцкого как ПРЕКРАСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ!
        ...Я рассказала на этих страницах о СВОЕМ ОТНОШЕНИИ к приключенческому жанру в кинематографии; может быть, другие читатели и зрители -- особенно ЛИТЕРАТОРЫ -- воспримут это как ВЫЗОВ -- что ж, я готова спорить!
        Но в тот вечер тема, в которую я так углубилась, началась именно с современных АМЕРИКАНСКИХ "БОЕВИКОВ". Да, там часто господствует культ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ, что, безусловно, губительно для молодого поколения. Но, к несчастью, ЖИЗНЬ ПОЛНА насилия и жестокости -- этого НЕ ИЗБЕЖАТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ! И закрывать на это глаза бессмысленно; но необходимо ПРОТИВОСТОЯТЬ! И я с удовлетворением услышала в случайном уличном разговоре реплику двух молодых девушек, что в американских фильмах, хлынувших тогда, в 91-м, на наши экраны -- даже с бесчисленными полицейскими сюжетами -- герои, как правило, "борются за добро".
        Значит, есть что-то МУДРОЕ, ПОУЧИТЕЛЬНОЕ даже в этом естественном интересе молодых к американским "полицейским" историям!
        Следует ли добавлять к этому, что известный сериал "Крутой Уокер", где главный герой не только демонстрирует боевые искусства, но обязательно в каждом очередном сюжете вызволяет кого-нибудь из беды, стал одним из любимых не только для меня -- автора этих мемуаров, -- но и для многих моих ровесниц?!
        Конечно, СЦЕНАРИИ и ТЕКСТЫ подобных сериалов порой оставляют желать лучшего, но для выработки литературного вкуса есть КЛАССИКА, которая неисчерпаема. А кино -- все-таки ДРУГОЙ вид искусства. И что касается "дурного влияния" кинематографа на молодежь, подобные заявления опровергает живой пример. 
        Вот передо мной -- пожилой человек, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ и... ЛЮБИТЕЛЬ БОЕВИКОВ! Что ж, значит в этом он находит разрядку от своей достаточно тяжелой умственной работы!
        Другая сфера общения с этим человеком меня несколько разочаровала. Ведь мы с хозяйкой безусловно сходились в одном -- пылкой склонности к поэзии. А гостя Риммы Петровны, к сожалению, не затронули приводимые нами цитаты из произведений Лермонтова, Некрасова, Есенина... Более того: в процессе наших рассуждений о гибели таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Есенин, в человеческих качествах которых хозяйка даже не хотела замечать недостатков (описываемых мемуаристами), он заявил ей: "...ты остановилась на уровне восьмого класса...". Римма Петровна была огорчена. 
        Далее разговор принял более нейтральный характер; хозяйка даже рассказала, как она в свое время подрабатывала -- позировала в художественном училище; рассказала о наблюдаемых ею забавных эпизодах из жизни натурщиков; и, таким образом, наш вечер завершился вспышками юмора.
        Позже Римма Петровна растроганно благодарила меня, что я выручила ее, разрядив обстановку своим присутствием. Расхваливая ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА своего родственника, всегда готового помочь ей в бытовых делах, она тем не менее чувствовала какую-то стесненность в общении с ним: ее увлечение ПОЭЗИЕЙ было для него чуждо, и ее возвышенной натуре тяжело было это вынести. Я понимала ее на подсознательном уровне и поэтому рада была оказать ей такую маленькую любезность...                                                               
 
       
         











)