Почем акциз для народа?

Владимир Шакиев
В России снова хотят отремонтировать дороги за счет автомобилистов
Экспертная группа по разработке стратегии развития страны до 2020 года (сюда входят чиновники Минтранса РФ) предлагают с 2012 по 2015 год повысить сумму акцизов в одном литре бензина до 7 – 8 рублей. Почти треть розничной цены бензина должна идти на строительство и ремонт дорог.
Акцизные инъекции
В прошлом году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым в 2011 году акциз увеличится в 1 литре бензина на 1 руб., в 2012 г. – на 2 руб., в 2013 г. - на 3 рубля. Большая часть поступает в региональный бюджет. В Калининградской области в 2011 году 70% акцизов на бензин зачисляется в территориальную казну, в 2012 году – 77%. В Башкортостане, по словам главы республики Рустэма Хамитова, с 1 рубля акциза, входящего в 1 литр бензина, 70 копеек поступает в региональный бюджет, в 2012 году с 2 рублей акциза по 1 рублю будет поступать в федеральный и республиканский бюджеты.
Видимо, «нефтяной налет» акцизов оказал магическое воздействие на некоторых дорожных чиновников, они сразу забыли и о последствиях чрезмерного повышения косвенных налогов – автоматическом росте цен на топливо и на потребительские товары, перевозимые автотранспортом. И это не говоря уже о владельцах «железных коней», оставляющих на АЗС десятую часть своего заработка, в то время как американцы расстаются лишь с 1-2% своего дохода.
Экспертная группа по разработке стратегии-2020 считает, что автовладельцы вторые после пенсионеров по бюджетной поддержке и имеет огромное желание исправить ситуацию, заставив их самостоятельно покрывать дорожные расходы бюджета. Сейчас автомобилисты покрывают около 40% бюджетных расходов на дорожную систему: 30% - акцизы на топливо, 10% - транспортный налог. При этом доля акцизов в цене бензина растет с каждым годом. Если в конце 2009 года она составляла 12% (данные Минэнергетики РФ), то в середине этого года порядка 18-23% в зависимости от НПЗ (по сообщению информационно-аналитического центра «Кортес»).
По мнению аналитиков, предложение Минтранса РФ приведет к очередному росту цен на топливо, а за ними по цепочке подтянутся и потребительские цены. Так, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает: «Повышение акциза на 7-8 рублей – это рост цен на заправках на все 10. Монополии постараются из этого получить прибыль». Замдиректора инвесткомпании «Урса-Капитал» Станислав Машагин считает, что 8-рублевое повышение акциза, то есть 25%-ное увеличение текущей цены бензина повлечет как минимум 20-30-процентный рост стоимости продуктов питания. Инфляция может составить 20% именно в потребительском секторе.
Эти предложения звучат почти одновременно с высказываниями экономистов о грядущей девальвации рубля. Экономисты-ученые из Высшей школы экономики предвещают ее после инаугурации Президента России в 2012 году, видя нарастающий разрыв между импортом и экспортом продукции с учетом стабилизации роста цен на нефть. Более оптимистично на вещи смотрят в Минэкономразвития РФ, они ожидают ее в 2013-2014 гг.
Вкупе такое положение дел говорит об одном росте цен на товары: в первую очередь иностранные, вслед за которыми, как в 1998 году во время дефолта, подорожают и отечественные товары.
Кто сколько может?
Стоит ли добавлять в цену бензина «сверхакциз»?
Резон у дорожников есть. По словам руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Анатолия Чабунина, до 60% федеральных трасс России находятся в неудовлетворительном состоянии.
Пермский блоггер Амир Махмудов отмечает: «из-за дефектов дорожного полотна ежегодно в России происходит около 150 тысяч аварий, гибнет более 20 тыс. человек, экономические потери составляют почти 6-8% ВВП». Из-за плохих дорог скорость автоперевозок в 2 раза ниже (а стоимость на 30-50% выше), расход топлива в 1,5 раза больше, стоимость обслуживания автомобиля в 2,5-3 раза дороже.
В 2011 году бюджетные ассигнования на дорожное строительство составят более 352 млрд. руб., в 2012 – 2014 гг. планируется направить на эти нужды 1,2 трлн. руб. В Башкортостане на ремонт трассы М-5 будет направлено около 2,5 млрд.руб., на реконструкцию автодороги М-7 – порядка 1,5 млрд. руб. (в прошлом году 2,1 млрд. руб., в т.ч. на М-5 – 1,5 млрд. руб.). В целом, на ремонт  и строительство дорог в республике из дорожного фонда будет направлено 8 млрд. руб. В Волгоградской области на финансирование дорожного хозяйства в этом году выделено 3,4 млрд. руб. (в прошлом году – 1 млрд. руб.). В Татарстане на строительство и реконструкцию сельских дорог в этом году будет потрачено более 1 млрд. руб. (55% автодорог эксплуатируются с превышением нормативной нагрузки). Воронеж получит на ремонт дорог и улиц около 3,2 млрд. руб., тогда как в прошлом году – 493 млн. руб. (в неудовлетворительном состоянии находится 78% дорог в городе).
Однако инвестиции в дорожное строительство в России незначительны – порядка 1-1,2% ВВП, тогда как, например, в Китае – 3,3%. По мнению президента Ассоциации менеджеров России Дмитрия Зеленина, на поддержание нормального состояния дорог в нашей стране необходимо тратить 6% ВВП.
Откуда взять большие деньги на ремонт множества разбитых дорог? Проще всего заглянуть в карман автомобилиста. Пусть платит за разбитые дороги, дорогой бензин в нефтяной стране, с него, мол, не убудет. В Нидерландах, некоторые указывают, автовладелец «отстегивает» за каждый километр, намотанный машиной. И продолжают в том же духе, предлагая автомобили оснастить спутниковой навигацией и взимать «километровую дань». Господа, нужно объективно подходить к делу. А какой размер отката, оседает в карманах, причастных к ремонту дорог за рубежом, сколько разворовывается бюджетных средств? Где наиболее эффективна система контроля за расходованием бюджетных средств?
Вопросов великое множество. Но среди них не так уж далеко и скрываются ответы.
Дорожное «поле чудес»
В первую очередь обращает на себя внимание дороговизна ремонта автодорог. Так, 1 км четырех полосной автострады в КНР обходится в 2,9 млн. долл., в США – 5,9, в Польше – 7, Германии – 12, в нашей стране – 13 млн. долл. Многие такое обстоятельство объясняют суровыми природно-климатическими условиями. Например, строительство 1 км участка олимпийской дороги Адлер – Красная поляна оценивается в 150 млн. долл. из-за горной местности (строительство туннелей в скалах). У не менее сложного объекта в Европе (виадук Мийо во Франции – самый высокий транспортный мост в мире: длина 2,46 км, высота дорожного полотна 270 м, высота опор 343 м над уровнем моря), сравнивают коллеги из московской газеты «Наша Версия», 1 км стоил 120 млн. долл.
По оценке строительных компаний, цена каждого километра дорог завышена сегодня минимум в 1,5-2,5 раза.
Счетная палата РФ писала, что в 2009 году на подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» было израсходовано 241 млрд. руб., а протяженность автотрасс увеличилась всего на 192 км. Следовательно, 1 км обошелся в 1,26 млрд. руб. По оценке Минфина РФ, перманентная неэффективность бюджетных расходов – 10-20%, что означает: бюджет теряет 1-2 трлн. руб., подсчитала газета «Ведомости».
При этом откат за дорожный подряд, по данным СМИ, в среднем составляет 10–30% от стоимости работ.
Грешат расхитительством бюджетных средств и в регионах. При строительстве участка кольцевой автодороги от трассы «Нарва» до поселка Бронка в Санкт-Петербурге похищено 211 млн. руб., в Москве Контрольно-счетная палата города насчитала ущерб при расходовании бюджетных средств на ремонт дорог в 2009 - 2010 гг. 131 млн. руб. В Хабаровске 120 млн. руб. растворилось при строительстве трассы «Амур» (Чита - Хабаровск). В Краснодаре мимо бюджета прошло 67 млн. руб., в Волгограде и Дагестане неправомерно присвоено по 20 млн. руб.
Амир Махмудов называет несколько классических методов хищения денежных средств при строительстве дороги. Элементарным является обвес, когда уменьшение слоя щебня на 10 см обогащает карманы воров на 10 тыс. долл. Приписки он называет ценовыми манипуляциями, когда в документах указывается не 3 часа работы экскаватора, а работа 5 человек в течение 2 дней. Подмену одного материала другим он называет пересортицей – калиброванный песок за 200 руб. за кубометр заменяется на песок из карьера за 40-60 рублей при прокладке скоростных магистралей в нижней части дорожной подушки. Мистикой Амир Махмудов называет регистрацию подставных фирм, которые выставляются субподрядчиками, но существуют только на бумаге, их цель поднять расценки. Один из прорабов, по мнению пермского блоггера, через подставные фирмы вывел со стройки 700 тыс. долл.
Он же считает, что технология дорожных работ, принятая на вооружение главным дорожным ведомством страны, противоречит российским грунтово-климатическим особенностям. Из-за этого наши дороги быстро разрушаются и постоянно требуют дорогостоящего и недолговечного ремонта.
Возникает закономерный вопрос: «Заслужили российские автомобилисты такой участи – ездить по разбитым дорогам, платить высокую цену за бензин, тогда, как собранные акцизы растворяются в карманах нечистоплотных дорожных чиновников и строителей?». Так и хочется съехидничать: «красть стало нечего – поднимаете налог».
Нет, господа-доброжелатели, радетели качественных автодорог, начать нужно с эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, жесткого контроля за целевым использованием народных средств, понижения стоимости 1 км дорог. После этого уже можно подумать, у кого сколько позаимствовать или взять денег. При рачительном подходе экономия от целевого использования государственных денег может покрыть дополнительно собранные налоги без какого-либо социального возмущения.
Статья опубликована в Новой экономической газете в начале августа 2011 г.(Начало темы в Новой экономической газете №5 от 5-11 февраля 2011 года).