Налоговый гамбит федеральной власти

Владимир Шакиев
 (В шахматах гамбит (от «итал. dare il gambetto» — подставить ножку) – жертва фигуры (обычно пешки) для улучшения позиции (захвата центра, быстрого развития, обострения игры).

Государство из года в год использует излюбленный инструмент налоговой политики — повышение ставок акцизов. В качестве компенсации роста цен на бензин (в связи с повышением акцизов на этот вид топлива) в виде жертвоприношения был выбран транспортный налог.

Регионам разрешено на свое усмотрение снизить «автомобильную подать» в два раза. В 2010 году было принято противоположное решение, тогда территориям разрешили повышать ставки налога по сравнению с российскими с 5 до 10 раз.

Что станет с кошельком автовладельца?

В связи с повышением доли акциза в цене бензина с 1 января 2011 года и нежеланием ряда территорий снижать налог все это видится хорошо исполненным «спектаклем» федеральных властей.

Сейчас доля налогов в цене одного литра приближается к 50 процентам. По данным Минэнергетики РФ, в ноябре 2009 года удельный вес налогов в литре бензина составлял 44,1 процента (в том числе акциз — 12%, НДС — 15%). Такое положение дел говорит о том, что почти половину к высокой цене бензина добавляет наше государство. Неоднократные продажи автомобильного топлива и прибавление к цене на каждом этапе НДС поднимают его конечную стоимость.

Разница между средней ценой потребителя и производителя на 92;й бензин в конце прошлого года составляла 2,2 раза (АИ-95 – 1,92 раза), сообщает Федеральная служба госстатистики. Выше аналогичный разрыв в ценах на АИ-92 был в Астраханской области (2,54 раза), Омской области (2,25 раза) и других. Средняя цена производителя составляла в декабре 2010 года 9,99 рубля. Разница в потребительских ценах на бензин АИ-92 в регионах в ноябре 2010 года составила 1,8 раза, в ценах потребителей — 1,4 раза.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес», январский рост цен на бензин АИ-92 и АИ-95 (на 2 и 1% соответственно) связан с увеличением мировых цен на нефть (фьючерсы на Brent достигли $100) и ростом акцизов. По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуша, примерно 2000 рублей к цене одной тонны топлива добавилось из-за увеличения акциза (в последнюю неделю января спотовые цены на Аи-92 поднялись до 26083 рублей за тонну, Аи-95 — до 27670). Кроме того, с 1 января на 20–30% выросли отчисления с фонда оплаты труда и на 10–20% — тарифы естественных монополий, сообщает газета «Ведомости».

В повышении акциза на бензин есть еще один интересный момент. До 2011 года размер акцизного сбора зависел от октанового числа. Так, с бензина с октановым числом до 80-ти (АИ-80, АИ-92, АИ-95) взимался акциз в размере 2923 рубля за тонну (высокооктанового бензина — 3992 рубля). Покупатели низкооктанового бензина платили за горючее меньше, чем потребители высокооктановых. С введением нового порядка взимания акцизов подорожание бензина в первую очередь касается низкооктанового бензина, так как на него налог установлен больше. Размер акцизов с 2011 года зависит от класса топлива. Чем выше качество, тем ниже акциз. Самым качественным считается бензин 4-го и 5-го классов, на него вводится самый низкий акциз — 5143 рубля за одну тонну; для третьего класса — 5672 рубля, а на бензин, не соответствующий этим классам (с октановым числом 80), — 5995 рублей за тонну. На бензине высокого класса ездят дорогие иномарки, с них налог установлен ниже, чем для пользователей бензинов АИ-80, АИ-92.

В преддверии налоговых новаций депутат Госдумы РФ Сергей Штогрин говорил о необходимости компенсации стоимости низкооктановых бензинов малообеспеченным гражданам (ветераны войны, инвалиды), бюджетникам, сельскому хозяйству, военнослужащим, силовым ведомствам и медицинской службе. По мнению ряда экспертов, рост цены бензина может привести к заполнению российского рынка дешевыми бензинами из Европы и Азии, что частично наблюдалось в прошлом году. Это нанесет существенный ущерб экономике страны.

В результате увеличения стоимости бензина не за горами и рост цен на различные товары, которые поднимутся вслед за транспортными расходами поставщиков и перевозчиков, не захотевших понизить свою доходность. Таким образом, сначала по кошельку автолюбителей ударят нефтяники, переложив акциз в цену товара, а затем — поставщики, прибавив к цене своего продукта новую стоимость бензина.


 «Автоналог» — данайский дар для маленькой компании?

Вернемся к транспортному налогу. По-прежнему вокруг него не утихают страсти. По мнению федеральных властей, налог должны снизить «этажом ниже». Так, минимальная российская ставка налога автомобиля с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил снизилась до 2,5 рубля за 1 л.с. (максимальная — до 15 рублей при двигателе свыше 250 «лошадок»).

В Алтайском крае считают, что несмотря на планируемое уменьшение «автоналога», его размер уменьшится только с 2012 года для юридических лиц и с 2013 года для физических лиц.

В Калининградской области депутаты областного заксобрания 17 февраля рассмотрят вопрос о снижении налога (с автомашин с мощностью двигателя до 100 «лошадок» с 25 до 13 рублей за 2010 год и до 6 рублей за 2011 год, от 100 до 150 лошадиных сил — с 35 до 25 в 2010 году и до 21 рубля в 2011 году). Ситуация там непростая. По данным Управления Федеральной налоговой службы РФ по Калининградский области, на 1 января 2011 года каждый третий автовладелец — должник по транспортному налогу за прошлый год, а сумма задолженности составила 1 миллиард 12 миллионов рублей. Состоявшийся 30 января 2010 года митинг против повышения транспортного налога был самым массовым протестным мероприятием в России за последнее десятилетие — в центре города собралось от 10 до 12 тысяч человек. В результате налоговых новаций с 2011 по 2014 год Калиниградский бюджет не досчитается свыше одного миллиарда рублей, сообщает Калининградское независимое информагентство. При этом не учитывается выигрыш казны от повышения акцизов на бензин, зачисляемых в размере 70% в региональный бюджет в 2011 году и 77% — в 2012 году.

Данные нормативы показывают, что в среднем при ежедневном расходе 5 литров бензина 60% автовладельцев (по статистике последних лет число авто в области превышает 225 тыс.), бюджет только от прироста акциза за 3 года получит более 1,15 миллиарда рублей. Для автолюбителя при ежедневном расходе 5 литров бензина уплата акциза составит 1825 рублей, что превышает сумму транспортного налога, уплачиваемого владельцем российского автомобиля, после его понижения.

В этом году 29 января прошел митинг против высоких цен на бензин и отмену транспортного налога в Кировской области. Также произошло снижение налога в Томской области — в два раза, в Белгородской области — на 35–40%. В Тюменской области освободили от уплаты налога владельцев легкового транспорта с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

В Башкортостане, Омской, Саратовской и Свердловской областях транспортный налог не изменился, при этом в Омской области в 2010 году налог увеличился с 5 до 7 рублей — 100 «лошадок».
 В Челябинской области налог повысили с 7,2 до 7,7 рубля на автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., с 33,5 до 50 рублей — свыше 150 л.с.

В нашей республике на сегодняшний день установлены ставки: минимальная (до 100 л.с.) — 25 рублей за 1 л.с., максимальная (свыше 250 л.с.) — 150 рублей за 1 л.с. Для физических лиц — владельцев одного и более зарегистрированных автомобилей по выбору за один из них устанавливаются ставки: до 100 л.с. — 7,5 рубля за 1 л.с., от 100 л.с. до 150 л.с. — 15 рублей за 1 л.с.

Обнадеживает то, что в ближайшее время в Башкортостане будет принят закон, снижающий ставку транспортного налога с 7,5 до 5,5 рубля для владельцев «железных коней» с объемом двигателя до 100 лошадиных сил. Так, хозяин автомобиля Priora сэкономит 196 рублей в год, «семерки» — 148 рублей. Социальный эффект новаторы оценивают в 150 миллионов рублей, изменения затронут около 70 процентов всех автовладельцев.

Сейчас разброс ставок транспортного налога в России колоссален. Так, при расчете налога на автомобиль с мощностью двигателя в 230 лошадиных сил он колеблется от 1610 рублей в Чечне и 1840 рублей в Дагестане до 17250 рублей в Приморском крае, Саратовской, Кемеровской, Нижегородской, Воронежской областях и Башкортостане.

Новшества федеральных властей опасны необузданным ростом цен на бензин, а по цепочке — и на другие товары, что в результате облегчит кошельки не только автовладельцев, но и «безлошадных» граждан. Меры по снижению «автоналога» не могут стать полноценной компенсацией повышения акцизных ставок, потому что потребителю бензина придется выкладывать больше денег, нежели он сэкономит на его уменьшении. Особенно повышение ставок акцизов и переход на другой порядок взимания «бензинового налога» (в зависимости от качества горючего) скажется на владельцах отечественного авто — потребителях низкооктанового топлива. К тому же не все регионы пошли на снижение транспортного налога и их налогоплательщики не получили хоть малюсенькой выгоды от этой затеи федеральной власти.

Устрашающие санкции

Нефтяным компаниям грозят очередные многомиллиардные штрафы за рост цен на топливо. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже возбудила дела против «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти», в группе риска — ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Башнефть».

О возбуждении дел сообщила ФАС, которая должна незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо. Ведь с декабря по январь стоимость дизтоплива выросла более чем на 35%, а тонны солярки — перевалила за 28 тыс. руб. Нефтяники объясняют это дефицитом и высоким спросом на топливо, но такое оправдание может привести к искусственному созданию дефицита на втором этапе.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев начал публично грозить третьей волной дел больше двух недель назад. В итоге специальная комиссия теперь должна вынести решение, нарушали ли «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть» антимонопольное законодательство. Дата ее заседания пока не назначена. Решение, возбуждать ли дела по трем остальным компаниям — ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти», — будет принято в течение месяца.

Новая экономическая газета от 11.02.2011 г.