Поросята и дети, обожающие свободу

Марина Мельникова 3
    Задний двор дачи всегда привлекал внимание. Один сарай чего стоил.Лопатами  искали клады, маленькой пилой Сережка выпиливал мальчишеские глупости, тазы служили  кораблями. В ведра наливали  воду, сажали  улиток, снятых с  винограда и наблюдали за ними.Из шланга  окатывала брата водой, когда он выходил из туалета. Душ, где прятались или залезали на крышу  по приставной лесенке посмотреть на противоположный берег  реки,на соседей и дедулю в винограднике.Когда играли в пятнашки,
носились,как оглашенные.Залезали на душ, с душа прыгали на сарай, с сарая на кучу песка.Наш город  расположен в дельте  ВОЛГИ. Матушка-река всегда была кормилицей,но постоянно есть рыбу, даже вкусную, надоедало, а за мясом приходилось бегать.
 Однажды утром меня и брата разбудили очень рано. Транспорт еще не ходил, и мы отправились с родителями пешком в другой район, потому что там должны продавать мясо по полтора килограмма в руки. Мы с Сережкой  были те самые  дополнительные руки. Чтобы облегчить жизнь семьи,  дед пристроил небольшой свинарник к сараю и в марте купил двух чудных  поросят Борьку и  Маньку. Кормили их через маленькую заслонку.Гулять Манька с Борькой не ходили, а хотелось. Попробуй постой весь день на одном месте. Иногда дед мыл поросят,и мы с удовольствием трогали чистые, влажные пятачки, кормили хлебом и яблоками. На ночь хрюшек закрывали на замок.Однажды ночью услышала разговор стариков.
- Степ, тебе не кажется, что хрюшки слишком много едят?-
- Нет, Анушка. Они ж дети, только поросячьи-
- Ничего себе дети, а едят , как две огромные свиньи-
- Ань, ты хочешь, чтоб они ели , как внучата?-.
- Хорошо бы - сонным голосом пропела бабуля.
- Ладно, спи Анушка. Утро вечера мудренее, завтра что-нибудь придумаю. Может комбикорм  достану - дед зевнул и затих.
Проснувшись утром, мы с Сережкой выпили дедов чай из огромной кружки со свежими ягодами и побежали на задний двор.
- Бабуль, доброе утро!- .
- Доброе утро внучики. Там дедуля морской руль оставил  для вашего корабля- .
- Где?- 
- На заднем дворе .- мешая варенье сказала бабуля.
- Дедуля, дедуль-ь-ь -
- Не зовите. Ушел он -.
- Куда? Почему меня не взял? - с раздражением спросил  Сережка.
- Он рано ушел, не хотел будить. Ушел за комбикормом для  поросят, а то они скоро всю дачу съедят, и нас впридачу - с грустью добавила  бабушка.
- Да он уж скоро вернется,Сергунь-.
Дед всегда брал Сережку с собой. Это было впервые, когда он оставил его дома. Сережка  растроился, забыл про штурвал и готов был зареветь.
- Сереж ,а Сереж. Пошли корабль делать -, и поддав ему под  зад   пухлой ножкой, я побежала  к сараю. Брательник не смирился  с  наглостью и помчался следом. Он почти  догнал, когда  я остановилась, как вкопанная  у сарая, где стоял  штурвал.
Красивый ,с запахом  свежей краски.
- Доставай  корыто, сеструха,  будем корабль делать-. 
Я открыла сарай,  с грохотом вытащила старое корыто, в котором месили цемент.
- Внучки, вы чего  делать-то удумали? Что за шум?  - забеспокоилась бабушка.
- Мы корабль строить будем.-
 Ладно,играйте,  внучики- .
Что Сережка будет капитаном, я знала.Он не раз ходил в море с дедом. Это было предметом   давней зависти и обиды. Он знал  команды, азбуку Морзе, спал с дедом в капитанской каюте.
 Все моряки на Василие Буслаеве здоровались с ним за руку,но в  душе я гордилась братом и с удовольствием подчиняясь командам.
- Лево руля! - скомандовал братишка и повернул  штурвал на лево.
- Есть , лево руля! - вторила  я .
- Право руля-я-я!-
- Есть,  право руля!-
Мы  избороздили  Каспий, Черное, «поплавали»  немного в Атлантике и вернулись на базу.
- СТОП-П-П машины ! - скомандовал брат и со словами
-  Чух-чух-чух- я затихла.
- Бросить якоря!- звучал голос молодого капитана
- БУХ! - и бельевая веревка полетела из корыта-корабля на землю.
- Сереж, пошли куда-нибудь.Че та я заплавалась-.
- Не-е, не пойду,буду деда ждать-.
- Тогда поиграем в пятнашки? -и выскочила из корыта.
- Давай! Ты вода-.
- Нет Сережечка. И капитан ты, и руль тебе, не буду водой. Играй один-.
- Ладно,ладно, я – вода -  согласился брат и быстро начал считать
- Раз, два,три,четыре......-
Стремительно перебирая ногами и руками,я полезла по лестнице на душ. Что скрывать, тонкие ноги брата бегали быстрее моих, но и я была  «не лыком шита». У  меня имелась разработанная  спец.тактика. Досчитав до десяти Сережка рванул  к душу, я  была на сарае. Когда он перебежал на сарай, я прыгнула на кучу песка и понеслась к винограднику. Серега сиганул на землю и побежал за мной. Спасение от его ног был виноградник, где я  затаилась. Передвигаясь между лозами и расчитав  безопасное расстояние , рванула k спасительной лестнице,но длинная рука Сережки «запятнала»  меня.
- Ты вода, ты вода! - закричал он.
 Пришлось спуститься и считать до десяти. Мне не хотелось водить, я знала догнать брата не возможно. История повторилась. Он залез на крышу душа, перебежал на сарай и спрыгнул на песок. Я за ним. Побегали в винограднике, и он  рванул на крышу душа. Ситуация скложилась не в мою пользу.Сережка хотел прыгнуть на песок.Я схитрила и  переставила  лестницу к сараю. Путь к отступлению отрезан. Прыгать с душа   высоко.Я вскарабкалась  по лестнице , брат шагнул на край. Была два варианта: прыгнуть на свинарник, что он никогда не делал или  дать себя запятнать.
Позора от девчонки мальчишка принять не мог, и со словами
- Простите дорогие хрюшки - прыгнул.
Раздался треск и худенькое тельце  исчезло в дыре. Я застыла.Опомнилась от визгов свиней и Сережки. Кубарем слетев с лестницы , со всех ног побежала в бабуле, но крики
- Сеструха, помоги ,открой дверь!- остановили меня.
В голове пронеслись бабулины слова
- Скоро они и нас съедят - .
Представила, как  Борька с Манькой за обе толстые щеки поедают худенькое тело  брата , развернулась на сто восемьдесят градусов, и с криком
- Я вам покажу ,жирные хрюшки - бросилась спасать Сережку. Вооружившись палкой,  открыла дверь.Выскочила одна свинья, потом другая. Кто  Манька, кто Борька, разбираться не стала , огрела палкой по спине .
- Это вам за брата! -
 Свиньи взвизгнули и рванули вдоль огорода к соседям,потому что на задних дворах дачных участков, ограждений не было.
- Сережа, ты живой?. -
Из двери показалась голова брата.
Увидевего  живого и невредимого ,бросилась обнимать своего тонконогого.
Объятия брат терпел не долго
- Что это за запах?Это ты воздух испортила от радости?- спросил он.
- Дурак - обиделась я .
Взглянула на него 
- Это ты вонючка! Посмотри на себя, ты весь в ...... Ха-ха-ха-
Серега занервничал
- Хватит!Возьми шланг и помой меня и себя -.
Я поливала брата, приговаривая
- Мою,мою трубочиста, чтоб  был чист,чист, чист. Мою поросенка Сережку.У дедули три поросенка Борька,Манька и Сережка-.
  Потом поменялись ролями. Мокрые, счастливые, забыв про сломанную крышу, про сбежавших свиней, наслаждались свободой и теплой водой. Нарушила идилию Бабушка, внезапно появившись из лоз винограда.
- Чем это вы занимаетесь? Что за крики ?-
-Ни чем, бабуль. Купаемся.-
- А почему в одежде? Что за запах? Кто открыл двери свинарника, зачем.? Закройте, а то Борька с Манькой убегут-.
Мы переглянулись,не зная сказать или скрыть факт отсутствия свиней.Прикрыли двери, но свиньи ответили за нас. Раздалось веселое визжание и хрюканье,послышались крики соседей.
- Пошли вон - донеслось с соседнего участка.
- Что это?-  с недоумением спросила бабуля.
- Никак наши? -и прямиком отправилась к свинарнику. Открыла дверь и увидела осиротейший дом .
- Вы что наделали? Дед  вернется, задаст по первое число-.
- Бабуль, мы не хотели,мы играли и Сережка провалился.Я спасла его. Они бы  съели твоего внука - .
- Куда провалился?-
- Смотри -  я показала на крышу.
- Матерь Божья - воскликнула бабушка и бросилась ощупывать Сережку.
- Где больно, Сергунь?. Где? -
-Да нигде - ответил довольный герой.
- Он только пахнет не вкусно -  засмеялась я.
- Ладно, внучики. Пойду поставлю воду для мытья. Что деду- то  сказать, когда вернется? Ох, попадет. Скажет не углядела -  и покачала головой.
- Ты не бойся. Мы тебя защитим- сказал Сережка.
- Ладно, защитнички!-
- Анна, Анушка!Это ваши поросята разгуливают по участкам? Забрала бы их, а то пожрут и перекопают все сады и огороды.-
- Наши,наши, соседушка.Сейчас Степа придет и заберет- .
- Пока Степан Леонидович придет, весь урожай потопчут -.
- Тасечка, не волнуйся, все поправим, починим-  ответила бабуля и взяв за руки, «вкусно пахнующего Сережку и меня, повела в дом. Намыв, переодев и причесав сказала
- Мне нужно дела делать, а вы постарайтесь больше ни в какие истории не попадать и не пачкаться. Нужно встретить дедушку опрятными и красивыми, чтоб он не очень ругался- и воткнула в  волосы белую розу.
- Лучше пойдите посмотрите на чьем участке Манька с Борькой. Только ради боги не трогайте их-.
Последние слова, мы уже не слышали.
Чистые, опрятные бежали вдоль садовых домиков, останавливаясь у каждого участка, заглядывая в щели заборов. Если на участке кто-нибудь был, спрашивали нет ли  поросят, если на двери висел замок, шли мимо.
 -Да - протянул Сережка.
 Я промолчала.
- Да -  пытался обратить на себя внимание брат.
- Чее да, чее да?Сегодня точно деда  ремня даст.И за крышу, и за поросят- .
- Не даст, простит - ответил  Сережка.
- А вот увидишь , на этот раз не простит. Столько мяса убежало-.                - Поймаем- твердо произнес брат.
- А если нет?- и  рассказала ему о ночном разговоре стариков. Приукрасила как могла. А могла  много, и за словом в карман  не лезла. Чем больше входила в раж, тем больше и шоколаднее становились глаза  Сережки.
- Иди ты.... врешь сеструха-.
- Да провалится мне на ровном месте-.
-ДА-А-А-А-Надо что-то делать-  протянул Сергей.
- Конечно надо-.
-Что? -спросил брат
- Что,что, нужно поймать их до прихода деда- .
- А крыша?- спросил Сережка.
- Дырку закроем палками и железом. Когда у дедули  будет хорошее настроение, расскажем. -  сказала я
- А бабуля?-
- С бабулей договоримся. Ты же знаешь - добрейшее сердце-.
Сережка встрепенулся, стукнул  меня под зад  тонкой ногой, и понеся в конец улицы.
- Ну тонконогий, щас получишь- побежала догонять юнного бегуна.
  Догнав,  сдала сдачи, но он не обратил внимания.
- Сереж, ты че ? -.
- Смотри, на двери замок, видишь?-.
- Вижу и что?-.
- Там в глубине что-то белое и большое- прошептал брат
- Ага,вижу. Мне кажется это хрюшки.Нужно попасть на участок. Пошли,я знаю  лаз- сказала я.    
С  заговорческим видом мы отправились к тайному входу.Я вынули гвоздь , отодвинула доску 
- Милости прошу, Тонконогий- .
- Спасибо Умнейшая из умнейших-.
Словестная перепалка закончилась, мы спрятались за кустами смородины. Пункт наблюдения  выбрали отлично, просматривались все дачи. Сережкин палец указал направление,и я увидела  серо-белую массу. Решили проверить, легли на животы и поползли по- пластунски.Метров через пять подняли головы и увидели Борьку с Манькой лежавших на грядке с картошкой.
- Че делать-то? - спросил Серега.
- Нужно подползти ближе, вскочить, закричать и...- но он не дал закончить фразу.
- И-И-И-И и  что?- передразнил Сережка .
- Как что, они испугаются и побегут. Главное решительность, напор и неожиданность- .
- Ладно, на счет три вскакиваем - сказал Сережка, вид у него был решительный. Услышав
- Три- я вскочила и хотела  закричать, но услышала
- Маня-я,Маня-я! Боря-я. Боря-я! КУ-ШАТЬ. КУ-ШАТЬ» - звал дед.
 Не сговариваясь, мы побежали к поросятам
- Пошли домой, гулены, пошли-и-и-и  домой-.
 Манька с Борькой посмотрели на нас, в сторону нашей дачи, и то ли голос деда привлек  внимание, то ли слово кушать, но они побежали домой. Догнав поросят,мы оседлали их, и понеслись. Упали , поднялись и вновь оседлали.
- НО-О-О. Пошли родимые!-  кричал  Сережка,и я вторила ему. Поросята не обращая на нас внимания,бежали к деду. Не добежав несколько метров до дома,сбросили седоков  на землю ,покрутив хвостиками,развернулись и понеслись в обратную сторону, где их ждала свобода. 
- Едрень фень!- сказал дед, когда мы встали на ноги.
- Аня! Иди сюда. Где твои обещанные красавцы?  Посмотри на новых поросят.-
Бабуля появилась из виноградных лоз,лицо ее вытянулось от удивления.
- И где нарядные внуки? -
 Бабуля открыла рот, но произнести ничего не могла.Я посмотрела на брата, он на меня.
Сестра глазами брата
- Вот это да-а-а-а. Банты развязались,какого цвета не понятно, косы растепались, моська в земле, а платье......... Наверное не отстирать. Под носом сопли, а пахнет ... -.
Брат глазами сестры
- Да , тонконогий... Гольф один, майка порвана.Коленки в земле, а лицо-о-о-о. Ядрень фень-.
- Ну  что, поросята, домой- сказал дед.
Радостные мы  хотели бежать к дому, но  дед схватил Сережку за руку.
- Я сказал домой,поросята - и  открыл дверь свинарника.
 Неприятный запах ударил в нос. Мы опешили.
-Домой, домой!- повторил дед и подтолкнул Серегу в спину по направлению домика Наф-Нафа и Нуф-Нуфа. Сережка уперся тонкими ногами в землю. Я глянула на бабулю, ища защиты.
- И ты тоже, вслед за братом, не нужно смотреть на бабушку. Она  ночует с вами. Может здесь углядит за вами - сказал дед.
Не найдя защиты у бабушки, я с жаром начала выступление.
- Прежде чем наказывать, ты должен выслушать. Мы не выпускали поросят, это я спасала Сережку. Они могли его съесть. Ты сам говорил, и бабуля , что они всех съедят и дачу в придачу. Говорил? Скажи ?-.
-Говорил и что из того?- ответил дед.
- Сережка случайно упал с сарая на свинарник, крыша проломилась, и он очутился у свиней. Они чавкали, хрюкали, а Сережка кричал, так кричал.
- Да, они уже начали мои пальцы грызть- опомнился Сережка,протягивая грязные руки деду.
- Вы еще и крышу сломали?- и дед пошел к свинарнику.
- А ты где была, Анна?
- Где,где, в доме убиралась. - парировала бабуля.
- Ладно- сказал дед.
- Если брата спасала, это меняет дело, но поросят-то нет. И вернешь ли ?- раздосадовал дед
- Дедулечка!Поросята должны гулять. Постой-ка на одном месте все время- воскликнул Сережка.
- Да,дедулечка, постой-ка на одном месте дни и ночи- добавила я .
- И правда, Степ, они как в тюрьме- .
Дед посмотрел на нас и рассмеялся
- Ну вы даете, ребята. Проломили крышу, упустили поросят, порвали одежду, испачкались, а виноватым чувствую себя  я. Ладно,понял. Лучшая защита – нападение.
- Одни поросята сбежали, другие остались, хоть и худые, но дорогие, правда Степушка?. – и Аннушка вопросительно посмотрела на мужа.
- Да,эти поросята цены не малой - ,дед глянул на внуков и повторил
- Эти самые дорогие-,и  весело захрюкал
- ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ-.
 Мы бросились к деду.
- Нет, только не это! На мне белая рубашк---а-,
 но было поздно. Грязные и счастливые мы  «висели»  на деде, как гроздья винограда.
- Ну, Аннушка, готовь баню, будем из поросят снова внуков делать-.
 Бабуля подпрыгнула, шутливо взвизгнула, как поросенок  и  помчалась в сторону дома.  - Ну, а теперь рассказывайте, внучки, только правду-
 и  на перебой мы поведали деду все без утайки. Дед нес нас на руках,его зеленые глаза были так близко и было в них так много: революция семнадцатого, гражданская ,Великая  Отечественная ,  морские походы и удивительный свет с лучиками морщинок,который давал спокойствие и чувство счастья. После бани мы  сидели на веранде и пили чай с пенками от варенья. Потом  ушли спать, сквозь сон я слышала разговор
- Степ, и что с поросятами-то? Соседи  ругались, они где-то что-то съели . Я сказала , все поправим-.
-Не волнуйся, Ань. Главное, чтоб вернулись, я им комбикорм насыпал-  сказал дед.      -Вернутся, если кто-нибудь не позарится на молодую свинину -сонно пропела бабуля.
Сон обънял меня и понес в ночное путешествие. На рассвете услышала шум.
- Ты куда, Степ  ни свет, ни заря?-.
- Спи,спи, Аннушка. У меня дела-.
     Утром мы съели завтрак, запили дедовым чаем с фруктами и побежали в виноградник.
- Доброе утро, бабулечка!- крикнули мы.
- Доброе утро, внучики.-
 Бабуля варила варенье на летней кухне. Не сговариваясь , мы оглянулись
- Да хранит  вас Бог  -прошептала бабуля и перекрестила в след.
- Дедуль! Ты где?-.
- Степушка! Где ты? - пропищала я, передразнивая бабушку. Дед не отвечал. Мы вбежали в виноградник.
 -Ты по тому ряду, я по этому- приказал Сережка.
Что, что, а командовать он любил . Мы обыскали все и не нашли деда. Сережка  хотел бежать к бабушке , но услышали стук молотка.
- Это там, на заднем.. - сказал брат, стукнул меня тонкой ногой и помчался .
- Ну , тонконогий! Щас я тебе..- и понеслась вслед.
Мы выбежали из виноградника .
Перед взором предстала удивительная картина. Дед  пристроил загон для поросят. И теперь они могли гулять.Рядом стояла маленькая лестница для нас.
- Дедуль, смотри! Борька принимает солнечные ванны. А манька-то Манька.. ха-ха-ха -.
 Мы громко обсуждали событие,на шум пришла бабушка.
- Матерь Божья! Что это?- спросила она, и  глаза скользнули по загону,по маленькой лестнице для внуков и остановились на крыше сарая, где было установлено ограждение, чтобы внуки  не падали больше в свинарник.
- И когда ты  успел, Степушка?-
Так много нежности  было в ее слова,что мы притихли с братом и молча смотрели на наших замечательных стариков.
- Кто рано встает,тому Бог подает! Главное поросята вернулись-.
- Правда,Степ?-
- Правда. Я пришел ,они в домике . Комбикорм съели и спят-.
- Видно нагулялись. В гостях хорошо,а дома лучше- .  ответила бабуля и воскликнув
- Мое варенье! - побежала на летнюю кухню.
- Ну, внучки,берите кисточки,  загон красить будем, и переодеться не мешало бы.
С  криком
- Бабуля, дай грязную одежду- побежали  на перегонки к дому. Переодевшись, красили загон для поросят вместе с дедом.Вечером сидели на веранде,пили чай. В калитку постучали
- Степан Леонидович, дома?-
-Дома, дома, заходите-
На пороге появилась делегация из четырех человек.
- Степан Леонидович! Что же это получается? Поросята  набезобразничали  на  участках,что делать будем ? - 
Мы с Сережкой хотели улизнуть, но голос деда
- Сидеть!- остановил .
- Не волнуйтесь, соседи. Все поправим,починим,посадим. Сейчас пойдемте посмотрим.
- Ань. Дай  блокнот - и взяв его из протянутой руки жены  спросил
- Что сидим? Или я поросят выпустил?-
Взял нас за руки и мы пошли по участкам. Сказать честно, Манька с Борькой  порезвились. Где цветы помяли, у кого  картошку поели. Вообщем набедокурили. Дед   записывал  номер участка, фамилию владельца . Закончив с формальностями,  вернулись домой.
- Завтра начнем с последнего участка , он больше других пострадал. Ань, приготовь внукам, что попроще из одежды. Подъем в семь.А сейчас отбой -.
-Степ, а может  без них управишься?- спросила бабушка и тут же пожалела .
 Взгляд мужа обжег.
- За свои поступки нужно  отвечать. Ты кстати подготовь цветы для участка семь. Там все потоптано -.
Мы  проснулись от команды
- Поднять паруса!Отдать швартовы.Команда становии--сь- .
 Мы подскочили 
- Есть поднять паруса! Есть отдать швартовы товарищ капитан!-
После завтрака дед Степан, бабушка Анна и чудные внуки с лопатами, граблями  и  цветами пошли исправлять безобразия  поросят. Трудился дед несколько дней, мы конечно помогали, но больше носились, как оглашенные. Оставались последние штрихи , вдруг дед прекратил работу и замер.
- Дедуль, ты чего?- спросили мы.
- Тихо! Слышите?-
- Что?-.
- Бабуля.. - .
Мы замерли
- Расцвела сирень, черемуха в саду. На мое несчастье , на мою беду.
 Я в саду хожу, брожу, да на сирень гляжу, гляжу, только  в ней никак ,никак
Любимой не найду , ла-ла-ла-ла-ла ой не найду.-
Красивый голос плыл над дачами.Ноты оседали, как ягоды на кустах малины и смородины.Соловей поймал несколько нот и понес в гнездо детям.
Мы стояли и слушали,потом дед взял нас за руки и мы пошли. Вечерело. Небо берегло поцелуй солнца в виде розового заката. О чем-то тихо шептались камыши. Мы возвращались,зная нас ждет бабуля, ужин и вкусные пенки  от варенья .