На улице Крестьянской-7

Борис Ефремов
НА УЛИЦЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ
Рифмованная проза
(Окончание)

*   *   *

А между тем, всего застолья
Привлёк вниманье мой отец.
Посыпав срез толчёной солью,
Он ел хрустящий огурец.
– Да что, давно твержу я Гоше:
Мол, не валял бы дурака.
При доме огород хороший,
Водопровод, – считай, река...
Бери! – я дам тебе рассады,
Сади ее да поливай,
А он одно своё: не надо,
Ему вино лишь подавай...

*   *   *
Но взял гармошку дядя Гоша,
Лады озвучил под слова:
— Меняй пластинку!
Так негоже.
Востри подошвы, родова!
И сквозь мотив гармошки венской
Вновь зазвенел рефрен хмельной:
– А ну давай, коль деревенский!
– А ну давай, коль городской!..

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

*   *   *    
А здесь всё так же, как когда-то,
Как будто я не уезжал.
Всё тот же грустный свет заката
Неярко стены освещал;
Кровать железную с периной
В холодном северном углу;
И на стене ковер старинный,
И коврик круглый на полу;
И тюль узорчатый у входа,
И лак клеёнки на столе;
И в толстых рамках над комодом
Четыре карточки в стекле.

*   *   *

И только новый телевизор
Всей броской сущностью своей
Стоял на тумбочке как вызов
Свидетелям минувших дней.
Да вот сестра — совсем невеста...
И грустно жалуется мать:
— Танюха тоже рвется с места,
В Москву поедет поступать...

*   *   *

Как радостно в душе!
Как тяжко!
Но свято эту боль терплю.
Душистый чай из давней чашки
В кругу семьи неспешно пью.
– Так сходим к Минину-меньшому?
Квартиру все же обещал... –
Отец по случаю такому
Нахмурил брови, помолчал.
– Не стоит. Если разобраться,
Здесь со старухой доживём.
Не надо, сынка, унижаться.
Уж больно муторно потом... –
Вздохнув, отец махнул рукою,
Опережая мой совет:
— Ты лучше мне скажи такое:
Домой-то тянет или нет?
– Да как не тянет...
– Тянет? Тот-то.
И я, бывает, не засну.
На третью соберусь охоту
Да в Минусу и загляну...

*   *   *

Он грусть свою сбивает смехом,
И чашка плещется в горсти.
– Ты не спеши обратно ехать,
На всю катушку погости.
Рыбалку на Муньках сварганим.
Хоть “Рыбнадзор” теперь и строг,
Да мы его опять обманем,
Возьмём маленько на пирог. –
И невдомёк за разговором
Отцу, что куплен уж билет
В обратный путь, и ехать скоро,
И сил – признаться в этом – нет.

*   *   *

В ту ночь мне снился сон забавный.
Как будто вспять мелькнула жизнь,
И мы своей ватагой славной
У водокачки собрались.
Столы сомкнули, и Аркашка,
Один из наших заводил,
По отпечатанной бумажке
С трибуны речь произносил:
— А ну, мальцы, кончайте каркать!
Крестьянская — она важней.
Другие все пойдут насмарку,
Поставь их только рядом с ней...

*   *   *

Но дед Андрей в минуту эту
Сердито встал из-за стола:
– А ведь на ней крестьян-то нету...
Хошь и Крестьянская она...
И вы, забывши о работе,
Исконной нашей, основной,
Недолго так-то наживёте,
Чтоб, как сегодня, — пир горой...

*   *   *

– А может, вправду, – молвил с болью
Отец, вмешавшись в разговор, –
Махнём рукою на застолье
Да в Минусу, в сосновый бор?
Перед деревней на опушке
Найдём местечко, где присесть,
Посмотрим молча на избушки
И жизнь припомним,
всю, как есть...

*   *   *

Вдруг в черной легковой машине,
С портфелем черным, словно ночь,
Остановился младший Минин:
– О чем дебаты? Чем помочь?
– Да вот, –
в сердцах сказал Аркашка, –
Крестьянская — она важней,
А этот вздорный старикашка
Такое каркает о ней...
– Крестьянская? С чего вы взяли? –
Из “эмки” слышится в ответ. –
Проспектом мы ее назвали,
Крестьянской уж в помине нет.

*   *   *

– Да как же так?! – гудит застолье,
Берёт начальство в оборот. –
А вы спросили нашу волю?
Опять забыли про народ?..

*   *   *

И мы бежим  за “эмкой” чёрной,
И из кармана моего
Скользит билет, и я проворно
Хватаю в воздухе его.
“Проспект, – читаю, – Космонавтов”.
Проспект? При чем же тут проспект?
И звонкий гул аортных тактов,
И никакого смысла нет.

*   *   *

И в это время дядя Гоша
Гармонь разводит под слова:
— Меняй пластинку! Так негоже.
Нас вновь надули, родова!..

*   *   *

Я просыпаюсь как в тумане.
На стуле около меня
Висит пиджак.
Билет в кармане.
Еще гостить
четыре дня...

ЭПИЛОГ

*   *   *

Мы вместе вышли за ворота,
Отец и мать, сестра и я.
Свою резную позолоту
Уже теряли тополя.
И молчаливо, дом за домом
(Подумать, сохранились все!),
Тянулась улица знакомо
К предместным далям, к Минусе.
Она Крестьянской оставалась,
Ей званье новое не шло.
И сердце дрогнуло и сжалось,
И всё разжаться не могло.

*   *   *

Так что же встал ты, как споткнулся,
Крестьянской бывший гражданин?
Я отдышался. Обернулся.
– Ну ладно. Дальше я один...

Отец растерян, суетится,
Полез за мелочью: – Давай,
Бери, в дороге пригодится.
А если с нами что случится,
Уж ты не мешкай, приезжай...

Мать смотрит молча.
Взгляд скорбящий.
Сестра строга не по летам:
– И не ленись, пиши почаще,
А то молчишь годами там...

Порвать билет бы этот, что ли,
Ведь вот она – моя земля...
Но вновь ни силы нет, ни воли.
Там и работа, и семья...
Да и сбежишь ли в жизнь былую?
Она прошла, простыл и след...

Я обнимаю всех, целую.
Иду. Рукой машу в ответ.

Вот так. И не сгибаться. Прямо.
Унять биение в виске.

Не видеть, как слеза у мамы
Блестит в морщинках на щеке...

1982-2005 гг.
Минусинск-
Екатеринбург