На улице Крестьянской-5

Борис Ефремов
НА УЛИЦЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ
Рифмованная проза
(Продолжение)

*   *   *

Когда вода в реке спадала,
Оставив лужи на лугу, –
Чего там только ни лежало,
На каменистом берегу!
Сырые щепки и коряги,
Пустые чьи-то кошельки,
И вёдра гнутые, и фляги,
И сапоги, и башмаки.
И этой низовой дорогой
Мы с матерью в верховья шли.
И месяц утренний двурогий,
Висел над краешком земли...

*   *   *

И вот мы в лодке, на сиденьи.
Журчит с боков стремнина вод.
Отец о том скандальном деле
Вопрос с опаской задает:
– Ну, как там новый наш знакомый?
Ну, тот, что взвился без удил?
Небось, с бумажкой исполкома
Опять к нам в гости приходил?

*   *   *

– Да быть-то был... И знаешь, Лёня, –
Мать утирается платком, –
Ругался, прямо весь зелёный,
Стращался штрафом и судом.
Тебя, кричал, отыщут скоро,
Мол, ты бунтарь и стимулянт... –
– Вот, вот, и впрямь тут на моторах
Неделю рыскали подряд...
Да только у меня такое
Жильё, – и сыщик не найдет... –
И нас отец в свои покои
Сквозь чащу ивняка ведет.

*   *   *

Отец утоптанной тропою
Провел нас к нише из камней,
И я разинул рот – такое
Смешенье рыб кишело в ней!
– Не унести, пожалуй, разом...
– Тут бы управиться за пять...
Отец разжег костер у лаза
В шалаш, тайком взглянув на мать.
А мать, прикрыв лицо рукою,
От дыма прятала глаза.
– Пожалуй, нам уже с тобою
И тяжестей носить нельзя...

*   *   *

Меж тем как это говорилось,
Отец рыбацкий ладил стол.
Горел костер. Уха варилась.
И рыбный дух над рощей шел...

*   *   *

Дом Минина. Звоню. Досада
Вскипает едкая во мне.
“За рыбу денег брать не надо...”
Да я бы драл с него втройне!
Уж нам-то, ребятишкам местным,
Глазасто-жадным до всего,
Давно доподлинно известны
Делишки тёмные его.
Мы знали, как с наисладчайшей
Улыбкой, важен, хоть и мал,
В отцовской “эмке” Минин-младший
К начальной школе подъезжал.
Как, за стеклом зевая вяло,
Покупками окружена,
Вдоль по Крестьянской проезжала
Соседа нашего жена.
Как, въехав в ворота под вечер,
Шофер (мы знали и о том),
Мешки и ящики на плечи
Взвалив,
затаскивал их в дом.
Что в них — и это узнавали:
Шел на прогулку Минин-сын,
А пальцы, как всегда, сжимали
То шоколад, то апельсин.
Мы перемигивались гордо,
Лишь о налёте речь зайдёт:
Мол, есть директор “Пищеторга”,
И сад его, и огород...

*   *   *

И вот нежданно в “торге” этом
Работать начал мой отец.
И жизнь, как нива щедрым летом,
К нам подобрела наконец.
При виде ресторанной пищи
Я донимал отца и мать:
– Наверно, надо больше тыщи,
Чтоб так питаться, получать?
И, закрепив успех на месте,
Пускал сравненье в оборот:
– У Минина вон тыща двести,
Так он по-царски и живет...
Но тут отец вносил поправку
К расчётной выкладке моей:
– А мне, сынок, пошла надбавка
За недоплату прошлых дней.

Я спорил, доказать пытался,
Мол, на чужое жить нельзя...
Отец печально улыбался
И говорил, подняв глаза:
– Нельзя, сынок... Но прежде Минин
Пусть на себя напишет в суд.
Ему не в сумке, а в машине
Продукты каждый день везут...

Мне кровь в виски стучала звонко,
Но рассыпалась, словно ртуть,
Когда я видел, как сестрёнка
Тянула шоколад ко рту...

(Продолжение следует)