Упрощение налоговой системы в Словакии суперзарпла

Надия Филини Павол Баранай
Налоговая система, при проведении всевозможных социологических опросов, различными исследовательскими центрами, постоянно позиционируется как один из самых больших барьеров для развития частного сектора национальной экономики и укрепления позиций словацкого товаропроизводителя на внутреннем и мировом ринках. Вместе с высоким уровнем налоговых тарифов, предприниматели критикуют сложность и административную трудоемкость расчетов, и саму выплату налогов. Поэтому приоритетной задачей органов государственной власти при разработке новой системы налогообложения было создание надлежащих условий для ведения бизнеса, удаление препятствий и преодоление барьеров на его пути.
Для того чтобы упростить действующую систему налогообложения в конце августа правительство Словакии одобрило проект «суперзарплаты» и на осенней сессии им займется словацкий парламент. Что из этого получится и удастся ли вообще кардинально изменить подход к имеющимся проблемам, мы скоро узнаем. Хочется отметить, что в Чехии отказалось от плана ввести в стране «суперзарплаты», так как в мире эта идея еще не воплощалась в жизнь, правительство и парламент не стали рисковать, опасаясь неудовольствия своих избирателей.
Супербрутто зарплата упростит налоговую систему
Упростить налоговую систему это задача номер один для министерства благосостояния Словакии. Оно подготовило два закона, которые внесут существенные изменения в первом уровне пенсионного страхования и вводят так называемую «суперзарплату» с января 2012 года.
Как сообщил министр благосостояния, Йозеф Мигал после принятия этих законов новая налоговая система будет намного проще и прозрачнее: «Работники получат с нового года увеличенную брутто-зарплату и существующие на сегодняшний день налоги, которые сейчас оплачивает работодатель, при введении новых законов, будут оплачиваться уже с новой брутто-зарплаты, и фактически лягут на плечи работника.
Все выглядит очень заманчиво, но если проанализировать, то становится очевидным, на самом деле феномен суперзарплаты скорее иллюзия, государство гарантирует каждому трудоспособному гражданину на весь период его активной трудовой деятельности дополнительно к заработной плате, довольно низкое государственное пособие (составляющее одну десятую от его доходов).
Из программы задекларированной нынешним правительством:
«…Правительство введет налоговый бонус для предполагаемого фискального нейтралитета, чтобы избежать негативных последствий такого шага для маргинальных групп населения, стабилизировать уровень валового внутреннего продукта, совокупный спрос, сгладить основные параметры государственного бюджета, стабилизировать общий уровень цен».
Первые шаги реформы на подготовительном этапе:
Изменения, которые необходимо ввести  для внедрения налогового бонуса:
- устранение привязки ограничений к минимальной или средней зарплате, ограничения будут привязаны к прожиточному минимуму;
- внедрение «суперзарплаты» – брутто зарплата плюс те отчисления работодателя, которые он выполняет в настоящее время, и которые в соответствии с новыми положениями не будут начисляться в дальнейшем;
- объединение всех оснований для начисления налогового бонуса в единое целое;
- введение единого тарифа отчислений (например: 19% соцстрахование, малый бизнес примерно 13%, при работе по совместительству примерно 10% и медстрахование 9% после перерасчета на супербрутто зарплаты) с единым итогом;
- налогооблагаемая база не будет понижаться за счет отчислений;
- понижение не облагаемого налогом уровня до восемнадцатикратного прожиточного минимума;
- отчисления во второй уровнь пенсионного фонда не понизятся, и после пересчета к супербрутто зарплате составят 6.6 %;
- отменят фондовое распоряжение средствами Госуправления социального страхования – единое отчисление = единый фонд.
Что нас ждет в течение трех лет после введения налогового бонуса:
 2011г. - устранение исключений из отчислений и налогов (что происходит в настоящее время);
2012г. – введение супербрутто зарплат;
2013г. – замена 13 видов отчислений, которые сейчас осуществляют работодатели - на два основных отчисления непосредственно работником - солидарности 9% и медстрахование 9% (из них 6.6% во второй уровень пенсионного фонда). Отчисления будут насчитываться на все доходы, с которых физические лица выплачивают подоходный налог, а также будет проведена замена семидесяти пособий, которые существуют сейчас, на шесть пособий в будущем.

Таб. №1 Текущая системе отчислений в Словакии – ставки отчислений  в страховые фонды

Тип страхования Уровень отчислений (% из средней зарплаты) Потолок (кратность средней зарплаты)
работник работодатель
Пенсионное страхование 4.0% 14.0% 4
Медицинское страхование 1.4% 1.4% 1.5
Пенсионное страхование на случай инвалидности 3.0% 3.0% 4
Страхование на случай безработицы 1.0% 1.0% 4
Страхование от несчастных случаев - 0.8% Не установлен
Гарантийное страхование - 0.25% 1,5
Резервный фонд - 4.75% 4
Страхование на случай болезни 4.0% 10.0% 3



Таб. №2 Новая предлагаемая система отчислений
Тип страхования Уровень отчислений
(% из средней зарплаты) Потолок (кратность ср. зарплаты)
Социальное страхование 25% 3
Медицинское страхование 10%
Министерство финансов ожидает, что переход на суперзарплату «в принципе» не будет иметь негативного влияния на чистую зарплату трудящихся в целом, но, как сказал министр финансов, «изменение параметров налоговой системы может частично повлиять на чистую зарплату некоторых групп работников».
Конкретный анализ, который выполнило министерство финансов несколько месяцев назад, наглядно показывает, что новая налоговая система приведет к понижению доходов высокооплачиваемых работников с брутто зарплатой в диапазоне от 2684 до 3055 евро в месяц, частных предпринимателей с годовой прибылью свыше 4823 евро (402 евро в месяц), а так же работников работающих по спецсоглашению, которые сейчас не платят никаких налогов, но эти категории составляют всего лишь 0,5% от общего количества работающих людей. Для оставшихся 99.5% работников реформа будет способствовать увеличению чистой зарплаты.
Вместе с министерством финансов в разработке законов по введению суперзарплаты принимало участие министерство благосостояния. После того как все было подготовлено, их направили на рассмотрение в парламент - для обсуждения и внесения поправок в существующие законы о пособиях по безработице, индексации пенсий, а так же в закон о постепенном увеличении пенсионного возраста с 2016 года.
Именно тот факт, что эти законы затрагивают тем или иным образом интересы сотен тысяч людей, помешал комиссии законодательных проектов при Правительстве Словакии быстро оценить их влияние на социальную сферу жизни граждан Словацкой республики, но все же комиссия уже сейчас высказала несколько серьезных замечаний:
Изменения, связанные с налоговой реформой зарплат коснутся:
• Предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе, они получат возможность более широких амортизационных отчислений,
• Необлагаемая сума (НС) понизится с нынешних 19.2 кратных минимумов до 18кратного минимума при одном неработающем супруге,
• Будет отменена НС так называемого налога на богатых людей,
• Нынешние коэффициенты ограничат выплату сумму налогов из действующей сейчас максимальной суммы доходов 8 954,58 евро в год, до 4 241,64 евро в год на медицинское страхование,
• Льготное налогообложение будет возможно применять к годовой сумме доходов 2400 евро (или 200 евро в месяц) и их уровень может достигнуть максимально 40%  от общего дохода,
• Помимо этих мер министерство благосостояния хочет изменить уровень пособия по безработице так, чтобы он постепенно уменьшался (особенно в первые два месяца его выплаты, и наименее в последние два месяца), в целом максимальный срок получения пособия останется неизменным (6 месяцев).
Что будет при обсуждении этих законов в парламенте, пока трудно сказать и подпишет ли эти законы президент, тоже будет известно лишь через пару месяцев, мы же в свою очередь, постараемся  информировать об этом читателей своевременно.