Часть пятнадцатая последняя

Юрий Кротов
        Часть пятнадцатая (окончание)

    Насколько был увлечённым разговор наш в этой главе об афористике - судить читателю,
но,право же, автору трудно расставаться со своим главным героем - миром мыслей,изречённых
в блестящей словесной форме или в неожиданно яркой эмоциональной окраске.Все темы прекрасны,лишь нет прекрасней,именно прекрасней,темы о детстве и детях - в святости того
и других уже заложены предпосылки к красоте,повествуемой словесной вязью мудрых мира се-
го.

    "...Ваши благословенные маленькие ручки,- говорил когда-то Виктор Гюго,обращаясь к детям, - ещё не сделали ничего дурного,ваши молодые стопы ещё не касались нашей грязи.Вы
среди нас как голубь ковчега;вы смотрите на землю,дважды девственные - целомудренные те-
лом и невинные душой".Буквально умиляясь каждым словом,им здесь сказанным,сохраняя тепло
мыслей приведённого текста,попытаемся все свои чувства и помыслы ни на йоту не снизить...

                О   ПОТЕРЯННОМ   РАЕ

    Известный немецкий философ Артур Шопенгауер много писавший о детях,как-то заметил:
"Детство - потерянный и не возвращённый рай,и если мы тоскуем по нём всю свою жизнь,то
это именно потому,что оно так скромно в своих потребностях,так мало желает и так много
бескорыстно познаёт".А вообще-то он мог сказать и ещё лучше:"Дети - наше оправдание".

    Да,"потерянный и не возвращённый рай".Но,наверное,не совсем так.У Александра Грина -
обнадёживающая мысль:"Детское живёт в человеке до седых волос".С детством расставаний
нет,нет,хотя бы потому,что мы с ним близки через своих детей.Не потому ли на Руси бы-
товала исстари добрая пословица:"Один сын - не сын,два сына - полсына,а три сына - сын".

    Все элементы творчества человека часто образно объясняются посредством детей.Вспом-
ним Михаила Пришвина:"Мысли тоже рождаются,как живые дети,и их тоже долго вынашивают,
прежде чем выпустить в свет". Ведь,справедливо существование замечания,относящегося к
смыслу характера человека - "Дитя есть отец взрослого"!Но пройдёт немного времени (мера - во вкусе каждого читателя!)и эти "взрослые",но уже о нас "взрослых" будут декларивать
(увы,ирония всеобщего рока):"За грехи отцов мы ответственны лишь настолько,насколько
продолжаем эти грехи и пользуемся ими,не стараясь исправить их последствий".(по Ар-
нольди).

    ...Но говоря о детях самым ответственным и исповедным образом,нужно помнить друго-
го писателя,отдавшего свой гений ребёнку, - Достоевского."Через детей душа лечится" -
слова,вложенные им в самый положительнейший образ России - князя Мышкина.

    ...Истомившийся многими жизненными ударами,постоянными семейными хлопотами и забо-
тами,Фёдор Иванович Тютчев - великий поэт, - может быть,в часы своих долгих мыслительных
прогулок по прожитым годам как-то непроизвольно (из глубины души) проговорил:"Мой
детский возраст смотрит на меня".

    И чтя трудную мысль о "потерянном и не возвращённом рае",теперь уже на опыте столь великих умов человечества с присовокуплением и своего мизерного,произнесу свои пере-
житые строчки:
                Истины жизни - в цветке удивленья
                Чуть распустившемся в детские годы.
                Время промчится - из мига цветенья
                Запах нектарный,вскруживший заботы,
                Тихо изльётся на пажить забвенья...


                ДВАЖДЫ  ДВА  -  ЧЕТЫРЕ  ?

    Но,прошу,читатель,не нужно пугаться,здесь не будет обсуждаться в пространной моно-
графии этот очевидный аспект с выдвижением новых гипотез и отчаянных умственных построений:конечно,четыре,и только четыре!

    Но, ради Бога,ты,видимо,можешь быть терпимым к нескольким наблюдениям и рассуждениям,
которые говорят о том,что часто в спорах используют аргументы старые (тысячелетней
давности),но с использованием своей их окраски.От этого-то и получаются вопросы (при-
том такие же жгучие,как и сами споры,особенно у литераторов) к очевидному.

    Может быть это и к лучшему.Истинные вещи лучше "работают",когда оказываются в сфе-
ре мыслительной деятельности человеческого ума - они приобретают ещё большую силу.

    Обратимся к большим русским писателям Х1Х века.Как здесь легко "столкнуть" это
"дважды два" в воззрениях и "западника",и "народника",и "почвенника"!

   Как-то блестящий и остроумный собеседник и рассказчик Иван Сергеевич Тургенев Вос-
кликнул:"У нас дважды два тоже четыре,как и на Западе,да выходит оно как-то бойчее"
(не без заметной иронии по поводу "самобытной русской "истинно русской" таблицы ум-
ножения).Кстати,и слова-то эти найдены мной у критика М.Протопопова в статье "После-
довательный народник" - о Златовратском!

     А Г.Успенский (автор выражения "махровое свинство")шёл ещё дальше,остро ставя свои вопросы к общественной жизни России своего времени:"Деревенская таблица умножения та,
"где,по словам Успенского,дважды два составляет свиную морду" (замечено в статье Петра Наумова "Новые книги",напечатанной в журнале "Аполлон" за 1912 год).

    А Фёдор Михайлович Достоевский с блеском как-то подметил в своих "Записках из подполья":"Я согласен,что дважды два четыре - превосходная вещь;но если уж всё хвалить,
то дважды два пять премилая иногда вещица"!

    Вот так в стихии широкого писательского ума и глубоких чувств подчас и очевиднейшее может "иногда" оказываться и невероятным...но не теряя граней истинности!

    Но и это не всё.Обратимся к когда-то популярному искусствоведу прошлого Константину
Эрбергу,а вместе с ним и к детям.Приводя ниже прекраснейший отрывок из его статьи
"Дважды два - пять",утвердимся в том,что в этом умножении можно получить любое число...
и с помощью самого чародейного детского творчества!

    "Когда устала душа от лжи мира и когда не под силу ей творческое преодоление рука
об руку с гением, - пусть отдохнёт она на нежных,росистых цветах тихого детского
творчества,пусть грезит о невозможном.Пусть смотрит и верит бессознательному пророчеству великого человеческого духа,заключённого в детском тельце;пусть верит в страну,где нет
ни"тли" на траву,ни "ржи" на железо,ни "лжи" на душу, - где дважды два не четыре и даже
не пять:где дважды два - столько,сколько каждому угодно.

    И тогда станет она чистой как глубокий взор ребёнка,обречённого на лжу мира".



                -------------------------------
                ------------------------