Международный писательский форум! Не упустите шанс

Миша Самарский
Уважаемые друзья! Коллеги! Творческие люди!
Писатели! Издатели! Книготорговцы! И все, кто любит книги! 

07 сентября 2011 года в 16:00 в рамках «Московской международной книжной выставки» состоится презентация "Санкт-Петербургского международного писательского форума-2012", который пройдёт в апреле 2012 года.   

Организаторы пригласили меня выступить на презентации, а я соответственно приглашаю вас посетить мероприятие.  Возможно, это ваш шанс! Воспользуйтесь им!



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЯРМАРКИ?
Московская международная книжная выставка-ярмарка проходит в павильоне №75 Всероссийского выставочного центра.
Ехать на метро до станции «ВДНХ».  Войдя на территорию ВВЦ через главный вход, повернуть направо, к павильону №75.

 


Санкт-Петербургский международный писательский форум
Концепция

Основная долгосрочная идея Форума – Литература как национальный продукт.

Краткое описание проекта
Ежегодное культурное и общественно-политическое мероприятие, направленное на:
; продвижение русской литературы за рубежом, интеграцию России в мировой литературный рынок;
; формирование профессионального писательского сообщества, формирование стимула для творчества молодых писателей.
Мероприятие проводится в формате форума с участием:
; представителей законодательной и исполнительной власти России и Санкт-Петербурга;
; профессионалов книжной отрасли России и всего мира (авторы, издатели, книгораспространители, полиграфисты, литературные агентства, переводчики);
; общественных организаций, действующих в сфере образования, науки, культуры;
; научного и образовательного сообществ;
; средств массовой информации.
Форум призван объединить власть, книжную индустрию, СМИ, чтобы решать ключевые проблемы в сфере интеллектуального и культурного развития общества, стоящие перед Россией и мировым сообществом и привлекать необходимые силы к поиску общей цели и нахождению вариантов решений.

Цели
Развитие интереса к русскому языку, российской культуре, образованию, науке, литературе на международном уровне и среди населения страны.
Повышение культурной компетенции граждан России.
Радикальное увеличение объемов продаж, количества переводов и изданий русскоязычной литературы за рубежом.

Задачи
Формирование благоприятного политического и экономического климата для развития литературы, образования, науки и культуры в России.
Формирование прозрачного и динамично развивающегося рынка авторских прав. Создание в России Биржи авторских прав - площадки по торговле авторскими правами.
Увеличение количества русских авторов, известных и популярных за рубежом.
Развитие интереса читателей к российским авторам. Поддержка и пропаганда чтения.

Ожидаемые результаты проекта
; Повышение культурной компетентности и информационной культуры населения до уровня, соответствующего потребностям России и сопоставимого с развитыми странами.
; Увеличение тиражей издаваемой литературы.
; Увеличение количества сделок по купли-продажи авторских прав. Рост популярности русской литературы за рубежом.

Для оценки достижения результатов проекта предполагается использовать следующие инструменты:
; Международные исследования качества образования, чтения (TIMMS, PISA, PIRLS и т.д.).
; Исследование рынка.
; Использование данных Российской Книжной палаты и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Целевая группа
1. Представители законодательной и исполнительной власти России, Санкт-Петербурга, других регионов России
2. Писатели:
a. Российские;
b. Стран СНГ;
c. Стран - бывших республик Советского Союза;
d. Стран дальнего зарубежья
3. Представители научного и образовательного сообществ
4. Издатели
5. Книгораспространители
6. Литературные агентства и агенты
7. Учредители литературных премий
8. Библиотекари
9. Производители и продавцы книг на цифровых носителях, в том числе Интернет-ресурсы
10. Коммерческие и некоммерческие организации, фонды, общественные организации
11. Средства массовой информации

Организаторы Форума
1. Правительство Санкт-Петербурга.
2. Российский книжный союз.
3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
4. ОАО «Ленэкспо».

Партнеры по организации и проведению Форума
1. Франкфуртская книжная выставка-ярмарка;
2. Ассоциация книгораспространителей независимых государств;
3. Ассоциация книгоиздателей России;
4. Фонд «Academia Rossica».

Сроки реализации
Первый Международный писательский форум пройдет в рамках VI выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон» с 21 по 24 апреля 2011 года.
В дальнейшем Форум будет проходить ежегодно в рамках выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон».

Место реализации проекта:
- страна: Россия
- город: Санкт-Петербург
- место проведения: выставочный комплекс «Ленэкспо»

Страны, участвующие в проекте
; Россия
; Страны СНГ
; Страны «дальнего зарубежья»


Обоснование необходимости Форума
1. Отсутствие главного ежегодного общественно-политического мероприятия, ориентированного на развитие литературной культуры России и диалог по общественным, культурным и историческим вопросам. Низкий уровень интереса и внимания деловых СМИ и крупных мировых издательств к произведениям из России.
2. Практически отсутствует адекватный стране и книжному рынку сегмент литературных агентств, агентов, формирующих рынок авторских прав. Следствия – отсутствие правил игры и взаимодействия между авторами, агентами, издательствами; снижение интереса к работе по написанию книг из-за низкого уровня доходов писателя; отсутствие «предпродажной подготовки» новых авторов и произведений; небольшое количество начинающих писателей, пробившихся в издательства.
3. Отсутствие современных мировых имен российских писателей как в художественной, так и в нехудожественной литературе. Следствие – отсутствие активного интереса мировой книжной индустрии к авторам из России, отсутствие у мирового сообщества актуального представления о текущей литературной, бытовой, духовной культуре России.
4. Роль писателей изменилась с «властителя дум» на простого описателя действительности или ярких фантазий по причине деградации профессии и низкой зрелости авторов в профессии. Следствие – низкое среднее качество текстов и контекстов, уменьшение интереса к чтению российских писателей у думающих россиян и отсутствие интереса к нашим авторам со стороны Запада.
5. Отсутствие адекватного количества переведенных и продающихся российских писателей даже на территории Европы.
6. Снижение социального статуса писателя, причем не только по финансовым причинам. Отсутствует понимание у широких кругов населения что писатель – зрелость которого позволяет через книгу структурировать и упорядочивать неорганизованный поток сознания.
7. Отсутствие внимания к отрасли со стороны СМИ. Отсутствие книжной телепередачи, формирующей интерес и «высвечивающей» писателей и лучшие произведения российских авторов.


Структура Форума
Работу Форума можно условно разделить на две части: «активную» и «текущую».
Активная часть Форума проходит в Санкт-Петербурге в период проведения выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон» и состоит из:
• Пленарного заседания;
• Круглых столов;
• Мастер-классов;
• Церемонии закрытия;
• Культурной программы.
Пленарное заседание необходимо для подведения итогов деятельности Форума в период «текущей» части, формулирования задач, стоящих перед сообществом, сообщения о ключевых проектах, реализуемых в отрасли как государством, так и бизнес-сообществом и некоммерческими организациями и объединениями.
Круглые столы и мастер-классы необходимы для обсуждения конкретных вопросов, стоящих перед отраслью, и принятия по ним решений.
На церемонии закрытия должны быть подведены итоги работы Форума, озвучены принятые в ходе работы Форума решения и поставлены задачи на период «текущей» части Форума. Также на церемонии закрытия можно проводить награждения, поздравления участников Форума.
Текущая часть – период работы между активными частями Форума.
В этот период необходимо реализовывать решения, принятые на Форуме, осуществлять взаимодействие с государственными, общественными организациями, бизнес-сообществом, продвигать идеи Форума, в том числе на международном уровне (например, участвуя в различных выставках). Также за время текущей части должна быть проведена подготовка очередного Форума, определены вопросы для обсуждения, приглашены спикеры, участники.
Для каждого Форума будет определяться основная тема.

Основные этапы проекта
1. Подготовка первого Международного писательского форума
2. Проведение Форума
3. Оценка результатов Форума
4. По итогам проведения первого Форума корректировка целей и задач, определение основных тем дальнейших Форумов
5. Проведение исследования достижения результатов Форума


Пространство Форума
1. Центр регистрации участников и СМИ
2. Зона конференц-залов для проведения официальных мероприятий (открытие, пленарное заседание, закрытие) и отраслевых мероприятий (круглые столы, мастер-классы, презентации)
3. Центр авторского права
4. Пресс-центр


Организационная структура проекта
Форум – это не конкретная организация (не юридическое лицо), а попытка консолидировать усилия государства, общественных (некоммерческих) и коммерческих организаций в вопросах повышения уровня чтения и грамотности населения России. Тем не менее, для успешной работы проекта необходимо предусмотреть структуру управления данным проектом.
Предлагается следующая структура управления проектом:
1. Наблюдательный (или попечительский) совет
2. Оргкомитет
3. Исполнительная дирекция.

В Наблюдательный совет должны входить люди, имеющие неоспоримый авторитет в обществе, в том числе в писательской среде, а также люди, принимающие участие в финансовой поддержке Форума. Предполагается пригласить в состав Наблюдательного совета:
; Губернатора Санкт-Петербурга
; Президента некоммерческого партнерства «Российский книжный союз»
; Представителей Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
; Представителей некоммерческих организаций и международных фондов, в том числе представителей Союзов писателей.

Основная функция Наблюдательного совета – контроль достижения целей Форума.

Оргкомитет занимается всеми вопросами организации Форума. В состав Оргкомитета должны входить представители Организаторов, писательских организаций, а также могут входить иные заинтересованные лица.

Исполнительная дирекция необходима для проведения текущей работы по организации Форума. Дирекция отвечает за подготовку активной части: приглашение участников, определение места проведения, аренду залов и другого необходимого оборудования, а также проводит работу по продвижению Форума в течение текущей части (участие в выставках, поддержка Интернет-сайта и пр.).

Основной инструмент управления подготовкой Форума и контроля достижения результатов – Рабочая группа.
В Рабочую группу входят представители Наблюдательного совета, Оргкомитета, исполнительный директор Форума. Также на рабочую группу приглашаются, в зависимости от обсуждаемых вопросов, представители партнеров и потенциальных участников Форума.
Рабочая группа проводится, как правило, не реже 1 раза в месяц, на последнем этапе подготовки – 1 раз в неделю.
Итоговым документом проведения Рабочей группы является протокол, который служит рабочим документом для исполнительной дирекции Форума.




Подготовлено:
Исполнительным директором
СПб филиала РКС
С.В.Кайкиным
+7 921 946-60-13




I Международный писательский форум

Отчет

I Международный писательский форум прошел в Санкт-Петербурге в рамках VI выставки «Санкт-Петербургский международный книжный салон» с 21 по 24 апреля 2011 года.

Пространство Международного писательского форума:

5. Центр регистрации участников и СМИ
6. Зона конференц-залов для проведения официальных и отраслевых мероприятий
7. Территория, на которой будут организованы рабочие площадки и функции форума
8. Центр авторского права
9. Бизнес-кафе
10. Пресс-центр

В форуме приняли участие авторы и специалисты книжной отрасли из:
• России;
• Германии;
• США;
• Италии;
• Испании;
• Франции;
• Сербии;
• Кубы.

Открыл форум круглый стол, в котором приняли участие Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, Президент Российского книжного союза С.В.Степашин, Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) М.В.Сеславинский, Заместитель руководителя ФАПМК В.В.Григорьев, Вице-президент РКС О.П.Ткач, Генеральный директор издательства «Эксмо» О.Е.Новиков, писатели: Д.А.Гранин, М.И.Веллер, А.Д.Константинов. В качестве зрителей круглого стола присутствовали писатели, журналисты, литературные агенты, руководители издательств, книготорговых компаний – всего более 200 человек.
Тема круглого стола: “Литературный продукт России: проблемы, задачи и возможности продвижения в мире”. В.И.Матвиенко отметила этот Салон, как рождение новой традиции для Санкт-Петербурга, для которого культура является исконной градообразующей отраслью. Валентина Ивановна, надеясь, что нам удастся создать своеобразное культурно-литературное “Сколково”, обратила внимание на объективные трудности, связанные с необходимостью восстановления утраченных достижений и традиций. С.В.Степашин говорил о конкретных мероприятиях, которые должны возродить культуру чтения, в частности, отметил необходимость предоставления налоговых льгот предприятиям производящим и реализующим книжную продукцию. Продвижение российских книг на международный, в частности, европейский рынок связано с возрождением института литературного перевода.
В рамках форума также прошли конференции и круглые столы по следующим темам:
• Миссия писателя: провокатор изменений или оформитель действительности?
• Русская литература в XXI веке: ориентиры и ориентации;
• Авторские права в условиях российской действительности;
• Электронные ресурсы для науки и образования. Позиции профессионального сообщества;
• Литература и просвещение;
• Трудности художественного перевода;
• Философия, наука, литература – в поисках национальной идеи;
• Литература как способ формирования имиджа страны за рубежом и другие.

В работе I Международного писательского форума также приняли участие: Вице-губернатор Санкт-Петербурга А.Ю.Манилова, Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ А.В.Коренников; писатели: Ник Перумов, Н.Стариков, А. Максимов, А.Смирнова, Е.Чижова, Е.Усачева, А.Аствацатуров, В. Пьецух, Е. Попов. З. Богуславская, М. Черняк, А. Королев, Ж. Бло, А. Мелис (Италия), Симон Пьер Амлен (Франция), Альфредо Конде (Испания), Массимо Монтанари (Италия), А. Мелис (Италия), Элизабет Барийе (Франция), переводчик и литературный агент Е. Костюкович.
В круглом столе, посвященном вопросам авторского права, приняли участие Сергеев А.П., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права СПбГУЭФ, Наумов В.Б., партнер Salans, доцент СПбГУ, Лещенко А.И., нотариус, Трохова М. В., судья Арбитражного суда СПб и ЛО, Угарова Е.А., главный  юрисконсульт  правовой службы  Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, Корнилов С.А., адвокат.

Рабочие функции I Международного писательского форума

В рамках Форума были реализованы рабочие функции, направленные на установление прямого контакта между авторами, литературными агентами и редакторами издательств:

1. Совет редакторов
Совет редакторов – одна из основных функций Международного писательского форума, основанная на прямом взаимодействии издателя (редактора издательства) и автора. В рамках форума работала специальная площадка, где авторы могли встретиться с редакторами издательств и представить свои проекты.
В работе совета редакторов приняли участие редакторы издательств: «Азбука-Аттикус», «Алетейя», «Амфора», «АСТ-пресс», «Астрель-СПб», «БХВ-Петербург», «Вече», «Владос», «Детгиз», «Лимбус-пресс», «ОЛМА Медиа Групп», «Питер», «Просвещение», «Симпозиум», «Эксмо»; литературные агенты Б.Хлебников, Ю.Гумен, Е.Костюкович.
Для встреч с редакторами на Совете редакторов, представления книг на Витрине возможностей зарегистрировалось 150 авторов, как начинающих, так и уже издававшихся.

2. Агентский договор
Агентский договор – функция писательского форума, направленная на поиск автором литературного агента, который будет его представлять как на российском, так и на зарубежных рынках.
Для переговоров авторов и литературных агентов было организовано Бизнес-кафе.

3. Витрина возможностей
Витрина возможностей – специально оборудованное выставочное пространство в рамках Санкт-Петербургского книжного салона, где авторы могут выставить изданные книги.
На Витрине возможностей было выставлено более 200 наименований книг начинающих авторов.

4. Окно в Интернет
Окно в Интернет – специально оборудованное место в рамках Санкт-Петербургского международного книжного салона, где автор или издатель может заключить договор о представлении книги в электронном формате в крупнейшем магазине электронных книг ЛитРес.

5. Скрытые резервы
Скрытые резервы – это возможность для издательств представить информацию об имеющихся в издательском портфеле книгах, тиражи которых уже закончились («издательские хвосты»). На такие книги, как правило, всегда есть хотя бы небольшой спрос, а издательствам не выгодно печатать дополнительный тираж.

Во время работы форума было подписано более 10 договоров на издание книг как в традиционном виде, так и на представление электронной версии книг в сети Интернет.




Итоги первого Международного писательского форума
По итогам первого круглого стола, а также пленарного заседания, сформулированы итоги I Международного писательского форума:
; Подтверждена необходимость ежегодного проведения Международного писательского форума, как первой в стране системной площадки по модернизации литературного рынка страны и как плацдарма по выходу российской литературы на мировой рынок.
; Предложено сформировать наблюдательный совет Международного писательского форума.
; Внесено предложение по восстановлению переводческой школы. Создание ежегодных программ по переводу, предоставление грантов на перевод российской литературы.
; Предложено привлекать к работе по продвижению литературы словистов – консультантов крупнейших издательств. Сформировать экспертное сообщество, которое могло бы рекомендовать произведения для перевода и издания за рубежом.
; Необходимо организовать знакомство переводчиков и экспертов по русской литературе с региональной литературой.
; Продолжить работу по смягчению налогового бремени для книжного бизнеса. Внести предложения по уменьшению таможенных пошлин на бумагу и полиграфическое оборудование, по снижению арендных ставок для книжных магазинов.
; Продолжить работу по включению в национальную программу «Культура» программы по поддержке и развитию чтения в России. Продолжить работу по принятию в регионах региональных программ по поддержке чтения, способствовать проведению в регионах рекламных кампаний, направленных на поддержку чтения.
; Рассмотреть возможность возрождения в Санкт-Петербурге уличной книжной торговли, книжных развалов.
; Начать системную работу при посольствах России в зарубежных странах по продвижению литературы. Регулярно проводить мероприятия с участием писателей.
; Привлечь к подготовке и к участию в Форуме представителей МИД РФ с целью развития международных связей и международного сотрудничества.

II Международный писательский форум пройдет в Санкт-Петербурге с 26 по 29 апреля 2012 года.

Место проведения: выставочный комплекс «Ленэкспо», павильон 7.
Дополнительная информация и регистрация для участия в форуме:
на сайте: www.bookunion.spb.ru;
по телефону в Санкт-Петербурге: +7 812 571-57-92;
по электронной почте: forum@bookunion.spb.ru