ОСЫ

Марина Мельникова 3
Памяти Анны Ивановны и Степана Леонидовича.
    
  Дед работал в порту.Ходил в море  на "Василии Буслаеве".Наступил день выхода на пенсию. От пароходства давали  земляные наделы,дедкупил. Когда и сколько длилось строительство  и разработка  участка,  не помню. Вспоминаю уже ухоженные шесть соток с небольшим домиком, летней кухней, цветниками, плодовыми деревьями, детской площадкой,виноградником и задним двором , где располагались огород,душ, сарай и туалет. В апреле  старики перебирались на дачу.Бабуля статная,голубоглазая,с черной косой красиво  уложенной в бублик .К красоте Всевышний приложил  сердце полное нежности и любви. На первом этаже жила большая семья. Шестеро детей,старшая была Наталья. Бабушка часто брала ее на дачу. Мы с братом не любили Наташку.Длинная,худая, с конопатым лицом.Следила за нами,делала замечания и ябедничала  старикам  о наших проделках. Когда Конопатая отдыхала  на даче, наша свобода ограничивалась.Всевидящие глаза видели все, а длинный язык слишком много болтал.Утром бабуля сказала
-Сегодня приедет Наталья,поживет недельку. У них в квартире ремонт-
Возражать было бесполезно. Семь дней скуки впереди.
Конопатая приехала.
-Явилась, не запылилась- сказал Сережка.
 Взял меня за руку, и мы пошли шляться по даче. Не зная чем заняться, отправились к бочкам пускать кораблики. Поиграв, я почувствавала нужду и понеслась на задний двор, где в стороне от других построек,  одиноко стоял  туалет.
-Ты куда?- крикнул  Сережка
-Щас- крикнула я,закрывая дверь уборной .
- ПИСЬ-ПИСЬ-ПИСЬ - закричал  брательник.
- Ну,я тебе покажу, тонконогий -  и услышала жужание.
 Подняв голову, увидела осу. Быстро одела причиндалы и выскочила из нужника.
-Ты че так быстро?- спросил Серега.
-Там,там,там...-
- Че там,там?-
- Осы - выдавила я.
Карие глаза брата округлились.
-Где? - спросил он
-В туалете -
- Пошли! -
- Куда?-
- Куда,куда, туда. -
- Сереж, я боюсь. Знаешь они какие?-
- Какие ,какие - желтые-  и рассмеялся.
- Нет Сережечка, они  в-о-о-- и показала руками размер голубя.
- Ха-ха-ха. Не хочешь,пойду один - .
Идти не хотелось,но взглянув на худенькую спину Сережки, на  решительную походку, отправилась следом. Дверь уборной настеж. 
- Смотри ,сеструха. Видишь в углу что-то белое?-
- Где?-
- Да в углу, под крышей-
- Вижу. Что это?-
- А я по чем знаю. Иди посморти - приказал он и пихнул меня в бок.
- Тебе надо ты и иди-
- Пошли вместе -  .
Не дав мне опомниться, схватил за руку и потащил к нужнику. Я попыталась вырваться.
- Будешь шуметь, слетяться и покусают -
 Я подчинилась. Мы подошли близко, на сколько позволил страх и чувство безопасности.
- Смотри, там какие-то дырочки, интересно для чего?-
Я напрягла глаза и увидела множество отверстий в белой массе. Раздалось  жужание. Большая оса влетела в одно из отверстий.
- Понятно -сказал Сережка.
- Че, Сереж?-
-Че,че, это их дом, тупая что ль?-
-Сам,дурак - .
- Ладно, не сердись умнейшая из умнейших.Лучше пошли.-
- Куда?-
- Не знаю-.
Серега пожал плечами.
- Я знаю!Пошли возьмем у деда бинокль, залезем на сарай и будем следить  за ними-.
- Здорово, сеструха! Умнейшая из умнейших!-
Мое лицо расплылось в улыбке, но брат добавил ложку дегтя
- Бываешь иногда  короткое время- .
Стукнув меня тонкой ногой под зад, понеся как  жеребенок  в виноградник, где всегда можно было найти деда.
- Дедуля , дедуль! Где твой бинокль?-
 Я побежала следом, хотелось  догнать и  дать сдачи .
- Дедуля не давай ему, он разобьет- .
Дед обрезал виноградные усы, строго глянул и спросил
- Для  чего вам  бинокль?-
- А,мы..-
 Серега  ущипнул меня и произнес
- Дедуль, мы хотим посмотреть, что на другой стороне  реки. Вообщем  понаблюдать за жизнью, а вечером  расскажем-
- Назначаю тебя старшим Сергей - сказал дед.
- Опять все Сереженьке-  возмутилась я.
- Будешь спорить, не дам ни кому. У каждой вещи должен быть  хозяин и место- .
 Спорить было бесполезно. Я смирилась, ведь нас ждали великие дела.
- Анушка! Дай внучкам бинокль. Ты знаешь где  взять-.
Получив  в руки настоящую морскую вещь, Серега гордо шел по дорожке к сараю.
- Дай немного понести-  клянчила я.
- Дам на обратном пути-. 
Мы дошли до сарая, залезли по лестнице на крышу. Удобно устроились  и стали по очереди наблюдать за осиным гнездом. Минут через пять  увидели Наталью.
- Наверное в туалет чешет Конопатая-  прошептал Сережка .
Не сговариваясь,мы спрятались за бочку. Наталья зашла в туалет.Коварный  план созрел  молниеносно. Спустившись на землю,подбежали к нужнику,закрыли дверь на вертушку и  подперли доской. Схватили палки и заколотили  по туалету со всей дурью. 
-Прекратите! Все расскажу дедушке с бабушкой- .
- Дедушке с бабушкой - передразнила я.
- Ты сначало попробуй выйди - ответил Сережка.
- И попробую - .
- Попробуй, попробуй-  ответили мы.
И снова  затарабанил палками  по нужнику.Вдруг Наталья взвизгнула,потом еще и еще .
- Дураки, откройте, здесь осы,осы,осыыыыы.-
Но мы уже неслись по дорожке к выходу.
- Внучики, вы куда? Что случилось?-  спросила бабуля у столба пыли.
Выбежав с дачи ,мы понеслись на право. Там была дыра  в соседском заборе . От туда решили посмотреть, что будет.
-Степ, а Степ! Что там внуки  натворили.?  Их как ветром сдуло- .
- Не знаю,Ань. Они на сарае сидели, чего- то наблюдали -.
- А кто  кричал или мне показалось?-.
- Не знаю. Сходи посмотри. Я на лестнице обрабатываю виноград- .
 Бабуля оставив кухню ,быстрым шагом направилась на задний двор.
Увидев неприглядную  картину, бросилась открывать дверь. Наталья выскочила, как ошпаренная, и осы бросились на новую жертву. Бабуля стала кричать, отбиваться .Схватила  шланг для полива  и направила  струю воды на осиное гнездо. Дед слетел с  лестницы,  схватил ведро с песком и рванул  к жене. Через пять минут с  гнездом было покончено.
Мы сидели в соседских смородиновых кустах.
Не проронив ни слова, взглянули  друг на друга, сели спина к спине и сидели так долго,долго. Не знаю о чем думал брат,но в моей голове смешались крики Натальи, бабули, деда. Стемнело.   
- Сереж, пойдем ? Темно уже. Страшно.-
- А домой идти не страшно?-
- Страшно, но мы же не можем спать на улице- .
Появились комары.Отбивались минут пять,потом Серега не выдержал
- Ладно, пошли. Готовь , сеструха попу - .
Вздохнул и добавил
- И  я тоже- .
Мы вылезли из кустов и поплелись домой. Калитка открыта, на веранде  свет. Слышался разговор бабули с дедом.Взявшись за руки и опустив головы, поднялись по ступенькам и встали перед  дверью с сеткой от комаров.
-Явились-  сказал дед .
- Что вы наделали, безобразники? Посмотрите -.
Мы глянули на стариков,Конопатую и расхохотались. На столе стоял таз с магранцовкой и три полотенца. Лицо Натальи напоминало помидор. От укусов его раздуло.Бабулю  укусили в глаз  и ниже губы . Она сидела как сватья баба Бабариха из мультика  «Сказка о царе Салтане».Деду осы добавили немного "изящества"  в виде лопоухости.
- Дедуль, ты себя в зеркале видел?- спросил внук.
Бабуля и Наталья посмотрели на него и рассмеялись.
- Степ, ты такой красивый, особенно ушки - .
- Ага, дядя Степ- добавила Наталья.
Дед встал и пошел к зеркалу .
- Поглядим, поглядим какой я красавчик  в шестьдесят с небольшим-.
 Взглянул на отражение и засмеялся. Оглянулся на жену
- Ах, ты красавица одноглазенькая, пухлогубенькая- .
 Бабуля направилась к зеркалу. Веселье длилось минут пять. Вдруг дед строго посмотрел на нас и сказал
- А ведь завтра у меня собрание в садоводстве. Спасибо внучики,удружили- .
Стало жалко бабулю и дедулю.Мы бросились к ним. Серега забрался на колени в деду, я к бабуле
- Дедуль, тебе больно?-
- Бабуль, у тебя болит глазик?-
 начали целовать наших замечательных стариков. Оковы строгости пали и прощенные мы ушли спать. Ночью я просыпалась и  слышала разговор
- Что с  Натальей-то? Что скажем, Ань? Как объясним родителям?- .
Но сон унес в ночной мир путешествий и приключений. Через несколько дней родители  Натальи закончили ремонт. Бабуля повезла ее домой, захватив  меня на помывку. Сдали Конопатую с рук на руки,поднялись в квартиру. Помылись, переоделись, взяли чистое белье и  собрались уходить.Тут я вспомнила
- Сережка просил  взять деревянное ружье с балкона.-
- Бабуль, я щас-  и рванула  на балкон.
 Ружье было в руках, вдруг сильная боль около глаза заставила вскрикнуть. Словно иглу воткнули в бровь. Бабуля  бросилась к кричащей внучке.Слезы текли из глаз
-Баб-буу-ляя...-(всхлипования девочки)
- Что случилось? Где болит?-
- Зз-дее-ся- ( плач )
- Дай  посмотрю.А...Это тебя оса укусила-.
 Я ревела от обиды и боли, но больше от обиды.
- Почему,Бабуль? Почему она укусила? Что я ей сделала?-.
Бабуля взяла меня на руки, положила компресс на  бровь. Села на диван  и тихо качаясь  запела
- У кошки боли, у собаки боли, а внучи  заживи-.
От нежности и доброты боль спала.
- Больно, внуч?- .
- Ага-.
- А ты представь , как больно было Наталье. Рядом с ней не было ни бабушки, ни дедушки,  и покусали ее больше- .
Я  вспомнила лицо  Натальи, как стучали палками, как закрыли ее .Стало стыдно. Бабуля помолчала и спросила
- Ты ни чего не хочешь сделать?-
- Хочу-.
- Ну иди , я тебя подожду - .
Я слезла с  колен  и отправилась на первый . Дверь открыла Конопатая и расхохоталась.
- Где это тебя так?-.
- На балконе- .
Она потащила меня к зеркалу. Мы смеялись друг над другом, забыв про ос, время и прочие неприятности.В дверь заглянула бабушка
- Девочки, вы готовы?-
Наталья  вопросительно посмотрела  на меня , я на бабулю,  и прочитав в глазах согласие,   выпалила
-Наташ, поехали на дачу, приглашаю - .
 Конопатая запрыгала от радости и взявшись за руки, мы отправились на трамвай. Дача находилась в сорока минутах  от дома. Наша троица: бабуля с опухшим правым глазом, я с опухшим левым  и Наталья   с одутловатым лицом,не раз вызывали  улыбки пассажиров .
- ДАЧИ - громко объявил кондуктор.
 Спрыгнув  на землю , мы помчались вперед. Через пять минут влетели в дом.За столом сидел дедуля и прикладывает компресс  на Сережкино ухо. Увидев меня с ружьем и с опухшим глазом  внук и дед рассмеялись. Следом зашла  бабуля и посмотрев на внука ,захохотала.
- Да !Бог ни Тимошка, видит немножко.-
- Какой Тимошка, бабуль? -спросил Сережка.
-Бабуля говорит, что за  свои поступки нужно отвечать. Понятно?- спросил дед .
-Понятно - .
- А ты че приходила-то? Че хотела?- вспомнила Наталья.
- Я хотела попросить   прощения. Ты простишь меня, Наташ? -
- И меня - добавил Сережка.
-Кто прошлое помянет, тому глаз вон- процитировала Наталья и обняла нас за плечи.
- А кто забудет –оба- добавила бабуля и подмигнула  опухшим глазом.
- Точно, Аннушка!- и дед пошевелил опухшим ухом.
 Дверь открылась и на пороге появились родители. Взглянув на нас, удивленно спросили
- Что это с вами?-
- Осы!-  смеясь ответили мы. Веселье длилось не долго. Дед  строго глянул и спросил
- А где бинокль?-
- Какой бинокль? - недоуменно спросили родители.
- Они знают какой. Настоящий. Морской-  сказал дед .
 В эту минуту я подумала:
-Все таки хорошо   быть не  старшей-.
Сережка вспомнил, что оставил его на посту наблюдения. Ткнув  кулаком в мою  спину, сказал
- Пошли, умнейшая-.
-Ты старший, ты и иди- .
 Не долго думая,он стукнул меня под  зад ногой и выбежал из дома.
- Ну,тонконогий....- . 
Я помчалась следом догонять  брата, товарища по играм и детству.
-Попробуй догони - .
 Сережкины слова подхватил ветер и словно передразнивая его, послышались обрывки фраз  - ГОНИ, ОНИ,ОНИ-.
 День клонился к вечеру.  ОНИ  бежали по дорожке   мимо яблонь,посаженных дедом, мимо детской площадки ,построенной дедом, мимо  виноградника, который  вырастил дед. Наш дед -  Милькин Степан Леонидович . Бежали к новым приключениям, к новым открытиям, оставляя позади маленький отрезок детства.Счастливого Вам пути!