Детская сказка или модель семьи

Лев Ревуцкий
Все читали прекрасную детскую сказку "Золотой ключик или приключения Буратино" Алексея Толстого. Чудесная история как для взрослых так и для самых маленьких. Но, наверное, мало кто задумывался о том насколько изящно и точно удалось Толстому описать, посредством маленьких героев книги, ролевые отношения в семье. Итак, три персонажа: Буратино, Мальвина, и Пьеро. Артемон не в счет.

Буратино. Ленив, непослушен, разгильдяй, доверчив, любит прихвастнуть, за словом в карман не полезет. Не красавец, но тьма обаяния. Добр, великодушен, не мелочится, готов на многое для друзей (мнимых и истинных), в связях весьма неразборчив (лиса Алиса и кот Базилио). Ищет легких путей заработать и учиться не хочет. Несмотря на многочисленные недостатки, личность весьма привлекательная. Авантюрист и искатель приключений с храбрым сердцем. Легкий в общении, бесшабашный, оптимист . Короче, нормальный парень, свой в доску - такие не могут не нравится прекрасной половине.

К ней, этой прекрасной половине мы и переходим. Мальвина: в высшей степени организованная особа, аккуратна до остервенения, педантична сверх меры. Серьёзна настолько, что навевает тоску. Красавица, помешанная на чистоте и уюте. Обожает делать замечания типа "Буратино, не ковыряйте в носу", "Буратино, идите чистить зубы", или того хуже "Мальчик, Вы сделали уроки?" Зануда, но с доброй душой (помните как она волновалась за Буратино). Легко падает в обморок, но когда надо берет себя в руки и показывает и сильный характер и чудеса смекалки. Очевидно, что Буратино ей сильно нравится, но вдобавок, Мальвина видит в нем прекрасный экземпляр для примения своих недюжинных способностей воспитательницы.
 
Эти две куклы - настолько противоположны друг другу, что трудно поверить что их может связывать. Но, как мы знаем, противоположности притягиваются друг к другу, а поэтому, этот брак обречен на долголетие.

Теперь о Пьеро, безнадежно влюбленного в Мальвину. Довольно характерный тип. Плаксив, меланхолик, склонный к депрессиям, романтичен, сентиментален, незлобив и абсолютно ни на что непригоден, кроме как писать стихи и вздыхать по Мальвине. Не уверен что он Мальвину любит, скорее всего это он внушил себе сам (с людьми исскуства это случается). Каждой Мальвине нужен Пьеро, как друг, как ни на что не претендующий поклонник, как собеседник и товарищ с кем можно пойти в оперу или на выставку (Буратины этого не любят). Как только на горизонте у Мальвины появляется кто-то похожий на Буратино, Пьеро стушевывается и уходит на задний план. Если же Буратино нет, то Мальвина вспоминает о своем друге Пьеро, который по-первому зову приходит к Мальвине. Никаких близких отношений, как правило, между Мальвиной и Пьеро быть не может. Ну может только с отчаяния Мальвина может пойти на отношения с таким как Пьеро.

И, вообще, Пьеро похоже не по этой части. Да он, Пьеро и не претендует. Отношения между Буратино и Пьеро весьма спокойны, они не друзья, но и не враги. Существуют в параллельных плоскостях. Пьеро считает Буратино слегка неотесанным  и неспособным на высокие чувства (в этом есть доля правды), Буратино относится к Пьеро скорее снисходительно (ни выпить вместе, ни на футбол не пойти), короче "о чем с тобой мужик вообще говорить можно".

Наши герои через 30 лет. Буратино где-то под 40. Полысел, ключик золотой так и не нашел. Женат на Мальвине. Как полагается, пилит она его по-страшному. Только с его легким характером может он ее вынести. Голубые волосы Мальвины поредели, лицо не потеряло красоты, но выражение лица стало еще более строгим. Да и талия, увы, уже не та, и уже Мальвина  не носит белые платья - они ее толстят. Как и прежде, Буратино ввязывается в бесконечные истории, приводит черти-кого домой, Мальвина перемежает его воспитание истериками и периодическим паданием в обморок. В доме трое Буратинят. Дети слушаются и боятся мать и за карманными деньгами и прикрытием бегут к отцу.
 
Пьеро так и не женился. Часто бывает у них в гостях. Несмотря на то что ему почти 40, он по-прежнему пишет стихи, участвует в каких-то движениях (от защиты женшин до всемирного потепления). Ударяется в религию, уезжает к шаманам, а между своими увлечениями впадает в запой, да еще такой, что даже Буратино становится не по себе. Мальвина относится к нему как еще одному ребенку и втихаря от Буратино помогает ему деньгами, хотя Буратино никогда и не возражал бы. Дети Пьеро любят и искренне считают членом своей семьи.

В их семье всегда есть собаки, причем одной и той же породы, которых всегда зовут одинаково - Артемон. Этот пудель, как и то что они все перешли из сказки в реальную жизнь, навеки объединяет этот классический треугольник: Буратино, Мальвину и Пьеро.


Примечание: иллюстрация из www.teremok.org